В последнее время о коррупции в России говорят очень много. То и дело мы слышим о громких скандалах, связанных со взятками, подкупами, злоупотреблением служебным положением или полномочиями – деяниями, подпадающими под определение «коррупция».
В «Словаре иностранных слов» 1954 года издания о понятии коррупция (от латинского corruptio – подкуп) пишется: в капиталистических странах – подкупность и продажность общественных и политических деятелей, а также государственных чиновников и должностных лиц. Сегодня очевидно, что этой «заразой» тяжело болеет и наше российское общество. Не случайно бороться с коррупцией взялись на самом высоком государственном уровне, но работы хватит всем.
В нашей республике борьбе с коррупцией уделяется серьезное внимание и не только правоохранительными органами. По оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства Карелия входит в число регионов-лидеров по открытости и качеству антикоррупционной политики.
Новым и важным этапом в профилактике коррупции становится юридическая экспертиза нормативных правовых актов, которые принимаются на уровне муниципальной власти. Если до 1 января 2009 года юридическую экспертизу проводили только органы прокуратуры, то теперь эта же задача возложена на Госкомитет по вопросам развития местного самоуправления. Одновременно муниципальные акты проверяются на предмет коррупциогенности.
Известны наиболее типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления в процессе нормотворчества: принятие акта с превышением компетенции; осуществление самостоятельного правового регулирования по вопросам, подлежащим регламентации федеральным и региональным законодательством; наделение структурного подразделения органа местного самоуправления, например финансового органа, полномочиями, принадлежащими исключительно органу местного самоуправления.
Кроме этого, к коррупциогенным факторам в нормативных правовых актах относятся:
- формулировки, допускающие неоднозначное толкование;
- отсутствие четких административных процедур;
- применение оценочных категорий;
- определение компетенции по формуле «вправе», «может».
Конечно, не стоит думать, что наличие этих или других признаков коррупциогенности в принимаемых актах происходит по злому умыслу муниципальных чиновников. В большинстве случаев речь идет о некачественной подготовке документов, ошибках или элементарном отсутствии опыта и компетентности у специалистов. Особенно часто коррупциогенные факторы выявляются в ранее принятых нормативных правовых актах. В связи с изменением федеральных и республиканских законов возникла необходимость уточнения формулировок и понятий в муниципальных актах. Таким образом, если документ будет иметь любой из перечисленных выше признаков, он должен быть возвращен на доработку. Ведь главная цель экспертизы – профилактика борьбы с коррупцией.
Пятимесячный опыт проведения экспертиз свидетельствует о том, что около 30% проверенных актов нуждаются в доработке. Наведение порядка в нормотворческой деятельности - одна из приоритетных задач муниципальных образований Карелии, включенных в программы и планы мероприятий по борьбе с коррупцией.
Ростислав Гладких