Волгоградская область за первые пять месяцев года неожиданно показала рост товарооборота и денежных доходов населения в 7,2% и 8,8% соответственно при в целом отрицательной динамике по ЮФО. Региональные власти считают, что к такому эффекту привела стратегия обладминистрации по поддержке в торговых сетях товаров местного производства. Аналитики отмечают, что эти позитивные тенденции могут быть отражением временного всплеска спроса на непродовольственные товары и наиболее объективной картина потребительского рынка будет только через 6-9 месяцев.
Вице-губернатор Волгоградской области по предпринимательству, промышленности и торговле Анатолий Бровко вчера озвучил последние данные по социально-экономической ситуации в регионе. Ссылаясь на данные Росстата и исследование Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), вице-губернатор заявил о росте объема товарооборота на 7,2% (до 81,8 млрд рублей), который был зафиксирован в первые 5 месяцев этого года. «Это парадоксальная ситуация, потому что почти все соседние с нами регионы ушли в минус от 3 до 5 процентов. Причем индекс промышленного производства за этот же период в Волгоградской области упал на 20% и с крупных заводов было уволено более 30 тыс. рабочих, — отметил господин Бровко. — Возможно, спрос и ситуация в экономике региона поддерживается нашей работой по стимулированию местных производителей в сфере малого и среднего бизнеса».
За 2 года доля волгоградских производителей в торговых сетях увеличилась с 32 до 48%, добавляют в обладминистрации. Дешевое предложение местных товаров стимулирует спрос, что косвенно оказывает положительный эффект на всю экономику региона, уверен вице-губернатор. «Это позволило нам выйти на второе место — после Новосибирской области — по уровню развития малого бизнеса среди всех регионов РФ», — отметил Анатолий Бровко. Интересно, что данные Росстата по доходам волгоградцев также выбиваются из общей статистики по ЮФО — в январе-мае средняя зарплата в регионе выросла на 8,8%, причем в целом по ЮФО этот показатель сократился на 0,3-1,5%.
В структуре товарооборота региона примерно 53% приходится на непродовольственную группу товаров, 47% — на продовольственные товары (в декабре 2008 г. — 58% к 42% соответственно). По мнению руководителя департамента потребительского рынка мэрии Волгограда Дмитрия Семененко, данные статистики объясняет положительная динамика агропромышленного сектора и пищевых производств. «Уволенные с заводов рабочие уходят именно в эти секторы, которые сейчас находятся на подъеме, — отметил собеседник. — В товарной матрице волгоградских торговых сетей уже 50% занимает местная продукция — это один из самых высоких показателей в России». Господин Семененко надеется, что динамика роста товарооборота сохранится и во втором полугодии.
В предпринимательском сообществе данные статистики оценили пессимистично. В волгоградском реготделении (ВРО) «Деловой России», опираясь на собственный мониторинг ситуации, отмечают снижение в регионе предпринимательской активности и усиление пессимистичных настроений среди бизнесменов. «Прирост товарооборота могли дать только торговые сети, которые за счет снижения наценки действительно смогли привлечь покупателя, желавшего спасти сбережения и приобрести товары длительного хранения, — считает сопредседатель ВРО «Деловой России» Андрей Куприков. — Но в реальности это не рост, а лишь активность населения в скупке необходимых товаров».
Наблюдатели также указывают на противоречия в методах сбора информации. Например, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области на конец мая, численность официально зарегистрированных безработных в регионе составляет 33 тыс. человек (рост по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 2,1 раза) или 2,5% к экономически активному населению. Однако в целом, по данным Росстата, в Волгоградской области официально нигде не работают 11% экономически активного населения — 149,9 тыс. человек.
Аналитик ИФК «Солид» Евгения Талалаева также отмечает, что общая цифра по товарообороту в регионе нерепрезентативна, поэтому по ней нельзя судить о социально-экономическом положении области в целом. «Все зависит от структуры продаж — рост товарооборота может быть обусловлен падением цен на непродовольственные товары, очень сильно на объемы продаж в денежном выражении влияют сделки по недвижимости, — подчеркнула госпожа Талалаева. — При этом с ростом безработицы увеличиваются теневые доходы населения, поскольку после увольнения люди часто вынуждены переходить в серую экономику, которая сохраняет денежную массу в регионе на прежнем уровне».
По мнению экспертов, наиболее объективная ситуация по доходам населения и товарообороту в регионе сложится через 6-9 месяцев, когда у сокращенных с заводов рабочих закончатся накопленные сбережения.
Александр Васильев, Ксения Ахметжанова