Лидерами по внедрению механизма ОРВ среди регионов РФ являются Вологодская и Ульяновская области, Забайкальский край и Чувашская Республика. Но и в этих регионах не научились пока считать выгоды и издержки вводимых регулятивных актов в денежном выражении. Такие данные дал первый раунд мониторинга внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах Российской Федерации, проведенный Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
Эксперты исследовали сайты субъектов РФ и издаваемые ими нормативные акты, доступные для изучения через справочные правовые системы, с целью узнать, какие из регионов наиболее продвинулись во внедрении ОРВ. Готовя мониторинг, эксперты исходили из рекомендуемого подхода к проведению оценки регулирующего воздействия при подготовке нормативных правовых актов в субъектах РФ, представленном на рисунке, и общих этапов формирования института ОРВ в субъектах РФ:
Этап 1. Разработка и утверждение плана по внедрению института ОРВ в субъекте РФ.
Этап 2. Разработка и утверждение нормативно-правовой базы, закрепляющей институт ОРВ в субъекте РФ.
Этап 3. Непосредственное проведение ОРВ в субъекте РФ.
Исходя из этого были выбраны параметры оценки, описывающие планы по внедрению ОРВ в регионе, внедряемую модель, и качество проведения ОРВ. В первом раунде мониторинга отмечалось лишь наличие и отсутствие этих параметров. В последующих раундах предполагается оценивать наличие или отсутствие каждого из показателей по балльной шкале.
Первый раунд мониторинга показал, что российские регионы делают лишь первые шаги на пути к внедрению механизма ОРВ (см. таблицу). Один из ключевых параметров мониторинга — денежное выражение предполагаемых выгод и издержек от регулирования, вводимого НПА, вообще не использовался в этом раунде: экспертам не удалось обнаружить в открытых источниках необходимую информацию. В заключениях об ОРВ в тех регионах, где оно проводится, обычно монетарные оценки не указываются. Самих регионов, проводящих ОРВ, удалось насчитать единицы.
Регионы — лидеры ОРВ
Исследователи выявили несколько лидеров по внедрению ОРВ. К таковым они отнесли Вологодскую, Ульяновскую области, Забайкальский край и Чувашскую Республику. В них отмечены не менее четырех из 14 показателей мониторинга. И только в этих регионах существует отдельная ссылка в Интернете по оценке регулирующего воздействия (показатель «Наличие сайта (портала) по ОРВ»). Такой ресурс имеется и в Республике Башкортостан, но по остальным показателям, по мнению экспертов, данный регион сильно уступает лидерам мониторинга (см. «Внедрение ОРВ в Башкортостане: сложности технические и бюрократические», «ЭЖ», 2012, № 12).
Важным фактором исследователи посчитали выделение структурных подразделений в региональных органах власти для осуществления деятельности, связанной с оценкой регулирующего воздействия. Например, в Вологодской области ОРВ занимается отдел правового обеспечения и оценки регулирующего воздействия департамента экономики Правительства Вологодской области, численность которого составляет четыре человека. В Ульяновской области деятельность по ОРВ осуществляется департаментом оценки регулирующего воздействия Министерства экономики Ульяновской области (в настоящее время проводятся организационно-штатные изменения структуры министерства, создается отдел оценки регулирующего воздействия), в Воронежской области — отделом экспертного анализа и государственного регулирования экономики департамента экономического развития. В остальных регионах обязанности по проведению ОРВ возложены на служащих министерств наряду с их действующим функционалом, что, по мнению исследователей, говорит о нехватке трудовых ресурсов для обеспечения деятельности по ОРВ.
Несмотря на то что заключения об оценке регулирующего воздействия являются публичными документами, авторы мониторинга смогли обнаружить их на сайтах только двух регионов — Вологодской области и Забайкальского края. Но если в Забайкальском крае можно было прочесть 23 заключения об ОРВ, то в Вологодской области в свободном доступе на момент исследования было всего лишь одно заключение.
У большинства ОРВ только в планах
Следующая за лидерами группа регионов имеет в своем активе от двух до трех показателей мониторинга, в основном относящихся к планам по внедрению ОРВ и характеризующих выбор внедряемой модели (как правило, это «Наличие в субъекте РФ уполномоченного органа по организационному и методологическому обеспечению ОРВ»).
В список «отстающих» попали субъекты, у которых в наличии оказался один показатель либо не оказалось таковых вообще. И их на данный момент большинство.
Запоздание подтверждается
Пессимистичная картина, которую представил первый раунд мониторинга внедрения ОРВ в субъектах РФ, отражает тот факт, что Россия с запозданием по отношению к большинству стран (в том числе развивающихся) приступила к этой работе. На федеральном уровне в России на постоянной основе ОРВ стала применяться лишь с 2010 г.Субъекты РФ в большинстве начали внедрение института ОРВ позднее: в рамках реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011—2013 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р.
Но некоторые из регионов РФ получили опыт ОРВ намного раньше. В 2005—2006 гг. проект по применению ОРВ осуществлялся в Республике Калмыкия при содействии Всемирного банка, однако по окончании внешнего финансирования не имел продолжения.
В Республике Татарстан в 2007—2008 гг. функционировала комиссия при Госсовете Татарстана по исследованию эффективности работы законов республики. Несмотря на то что этот орган завершил свое официальное существование, аналогичная деятельность сейчас проводится в республиканском парламенте.
В Томской области в Плане проведения административной реформы в 2008 г. было установлено требование принятия законодательного акта области, который регулировал бы проведение ОРВ.
Отдельные инициативы по публичному обсуждению вариантов решения транспортной проблемы были проведены осенью 2010 г. Правительством Москвы.
В период в 2008—2010 гг. в Республике Северная Осетия — Алания при поддержке Всемирного банка реализован проект по пилотному внедрению оценки регулирующего воздействия, первый этап которого завершился принятием постановления Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 22.05.2009 № 159 «О проведении в 2009 году эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия на базе Комитета Республики Северная Осетия — Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов» (о дальнейшем развитии института ОРВ в Республике Северная Осетия — Алания см. в «ЭЖ», 2012, № 21, с. 13).
От редакции
Конечно же исследование, проведенное лишь по открытым источникам, без прямого взаимодействия с региональными администрациями, может упустить очень важные инициативы и подвижки во внедрении механизма ОРВ в некоторых субъектах РФ, не отраженные в их общедоступных документах. Но оценка регулирующего воздействия — институт публичный, нацеленный в первую очередь на учет мнений социальных групп и установление баланса интересов при выработке регуляторных решений. Поэтому те регионы, которые могут посчитать себя недооцененными в рамках данного мониторинга, должны пенять исключительно на то, что не приложили должных усилий к обеспечению информационной открытости этого процесса, и им следует скорее вырабатывать обеспечивающий ее функционал. Газета «Экономика и жизнь» в рамках рубрики «Оценка регулирования» готова сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в подготовке публикаций, рассказывающих об опыте внедрения и применения ОРВ на всех уровнях государственной и муниципальной власти.
Александра Хавина