Экспертами НИСИПП завершен второй раунд мониторинга по внедрению института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации. Если итоги первого раунда показали, как данный механизм в регионах России движется пока достаточно пессимистично, то по результатам второго раунда исследования можно отметить определенные положительные сдвиги в регионах.
Напоминаем, что Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.
Проведенные экспертизы в целом, в том числе с участием общественных организаций, по оценкам НИСИПП, позволили избежать излишних затрат ведения предпринимательской деятельности и сэкономить средства в размере не менее 2 млрд. рублей.
По словам экспертов, данная сумма, как представляется, невелика, но развитию института ОРВ не так много времени и его внедрение усилиями всех сторон приведет к большим суммам экономии государственных, предпринимательских и гражданских средств от необдуманных регулятивных решений.
Как утверждают эксперты, внедрение института ОРВ на региональном уровне является одним из приоритетов проводимой в России административной реформы в 2012 г. и последующих годах. Целью проведения данного мониторинга является изучение наблюдаемой активности субъектов РФ в этом направлении, и ее оценка.
Таким образом, по результатам второго раунда данного мониторинга можно отметить определенные положительные сдвиги в регионах. В отличие от предыдущего раунда, на данном этапе экспертами была применена балльная шкала оценок показателей, а не наличие того или иного показателя в субъекте РФ.
Как и в предыдущем раунде мониторинга, основными параметрами, которые нашли свое отражение в регионах, являются «Наличие в субъекте РФ действующего нормативного правового акта об организационных мероприятиях по внедрению ОРВ» и «Наличие в субъекте РФ уполномоченного органа по организационному и методологическому обеспечению ОРВ.
В отличие от итогов 1-го раунда данного мониторинга состав группы лидеров по внедрению ОРВ заметно обновился. Свои позиции сохранили Ульяновская область (9,75 балла), Вологодская область (9,25 балла), Забайкальский край (7,25 балла) и Чувашская Республика (6 баллов). Новичками в этом списке стали Челябинская область (7 баллов), Воронежская область (6,75 балла), Республика Северная Осетия – Алания (6,5 балла) и Республика Коми (6 баллов). Таким образом, список регионов, активно занимающихся продвижением института ОРВ, увеличился в два раза.
В четырех субъектах РФ оценкой регулирующего воздействия занимаются отдельные специально созданные структурные подразделения органов исполнительной власти: Вологодская область, Ульяновская область, Воронежская область и Забайкальский край. Во всех указанных регионах существует отдельная ссылка по оценке регулирующего воздействия (показатель «Наличие сайта (портала) по ОРВ»). Хотя, наличие такого ресурса присутствует еще в ряде регионов, таких как: Республика Башкортостан, Калининградская область, Краснодарский край, Волгоградская и Сахалинская области, по остальным показателям эти регионы сильно уступают указанным «лидерам» мониторинга.
В число «догоняющих» с оценкой ниже 3,5 баллов, но выше 2 включительно попали 11 регионов: Республика Башкортостан, Рязанская область, Волгоградская область, Сахалинская область, Новосибирская область, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Калининградская область, Самарская область, Свердловская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Остальные субъекты РФ имеют менее 2 баллов по результатам второго раунда мониторинга и на данном этапе являются «аутсайдерами» по внедрению института ОРВ. При этом по результатам мониторинга следует констатировать, что 43 субъекта РФ имеют балл 0, то есть в части развития института ОРВ из рассматриваемых нами параметров в данных регионах нет ничего.
По словам авторов исследования, важным моментом реализации процедур ОРВ является проведение публичных консультаций при проведении оценки, однако на уровне субъектов РФ, следует признать, в большинстве своем отсутствует даже характеристика участников таких консультаций.
- Принимая во внимание важность публичности проведения оценки регулирующего воздействия, на данном этапе оценивается факт привлечения предпринимательского и экспертного сообщества к процедуре оценки,- отмечают специалисты НИСИПП. - В последующих раундах предполагается оценивать широту и активность проведения публичных консультаций (количество уникальных участников процедуры оценки). Дополнительно в качестве отдельного параметра предполагается оценивать наличие заключенных соглашений о проведении публичных консультаций в рамках ОРВ с наиболее распространенными предпринимательскими ассоциациями и их региональными отделениями.
C полной версией мониторинга можно ознакомиться по адресу: http://www.nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129663