Утверждена
Указом Президента РС(Я)
от 8 августа 2009 года №1554
Республиканская целевая программа
«Развитие предпринимательства и туризма
в Республике Саха (Якутия)
на 2009-2011 годы»
П А С П О Р Т
республиканской целевой программы
«Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия)
на 2009-2011 годы»
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы»
|
Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 года №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»; - Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 З № 179-IV «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)» - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 З № 559-III «О государственной поддержке товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)»; - Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.1998 З №59-II
- постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.11.2003 № 718 «О Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия)». - постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.03.2008 № 68 «Об утверждении Перечня мероприятий целевых программ, финансовое обеспечение которых предусмотрено осуществлять за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия)». - Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 8 апреля 2008 года Пр-582.
|
Государственный заказчик-координатор Программы
|
Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия). |
Основные разработчики проекта Программы
|
Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) |
Цель и задачи Программы |
Основные цели: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Республики Саха (Якутия); обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг); увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов.
Основные задачи: совершенствование мер поддержки малых и средних предприятий по отдельным приоритетным направлениям, таким как снижение административных барьеров, повышение доступности финансовых, имущественных и других ресурсов; взаимодействие с органами местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, туризма; разработка концептуальных основ развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия); содействие развитию малого и среднего предпринимательства в отдельных сферах деятельности, включая промышленность, туризм, здравоохранение и социальные услуги, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, сельское хозяйство и другие; формирование инвестиционных «площадок» для развития инфраструктуры туристской индустрии; содействие развитию туристской индустрии путем создания приоритетных туристских зон; формирование комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе на муниципальном уровне; поддержка субъектов малого предпринимательства, оказывающих туристские услуги в сфере внутреннего и въездного туризма; позиционирование и продвижение туристского потенциала как части имиджевой политики Республики Саха (Якутия).
|
Сроки и этапы реализации Программы
|
2009-2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
1. Подпрограмма «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы» Основные мероприятия: - финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - образовательная поддержка предпринимательства; - консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Подпрограмма «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы» Основные мероприятия: - государственное регулирование развития туристкой отрасли; - создание условий для развития инфраструктуры туризма; - кадровое и организационно-методическое обеспечение туристкой отрасли; - информационное продвижение регионального турпродукта.
|
Исполнители Программы и основных мероприятий |
- Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия); - организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. |
Объем и источники финансирования |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит к началу 2012 года добиться следующих результатов: - количество малых и средних предприятий достигнет 5 400 единиц; -оборот малых и средних предприятий возрастет до 78,1 млрд. рублей; -объем туристских услуг составит 215 млн. рублей; -доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике составит 35 %; - объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства составит 6 400,0 млн. руб.
|
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы |
-оборот малых и средних предприятий; -объем туристских услуг; -доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике; -объем налоговых поступлений по специальным налоговым режимам. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В Республике Саха (Якутия) наблюдается позитивная динамика развития малого предпринимательства.
Таблица 1
Динамика основных показателей субъектов
малого и среднего предпринимательства
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
в % к 2007 году |
1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц, в том числе: |
36915 |
40330 |
109,3 |
малые и средние предприятия, единиц |
3295* |
4456 |
|
индивидуальные предприниматели, единиц |
33620 |
35874 |
106,7 |
2. Оборот организаций, млн. руб., в том числе: |
35066,0* |
67213,7 |
|
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. руб. |
18844,3* |
36845,6 |
|
3. Доля в общем обороте организаций, % |
12,8* |
20,2 |
|
4. Среднесписочная численность работников, чел. |
129035 |
175160 |
|
малые и средние предприятия, чел. |
28175* |
49600 |
|
индивидуальные предприниматели, чел. |
100860 |
125560 |
124,5 |
5. Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике (экспертная оценка с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), % |
28,8* |
35 |
|
6. Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
505,1* |
1927,6 |
|
7. Налоги, уплаченные субъектами малого и среднего предпринимательства, млн. руб. |
1094,6** |
4425,6 |
|
Примечание:
* приведены данные только по малым предприятиям;
** данные по налогам за 2007 год приведены только по поступлениям налогов со специальным налоговым режимом.
По итогам 2008 года в Республике Саха (Якутия) действуют 222 средних, 4252 малых предприятий, а также 35874 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2007 годом количество индивидуальных предпринимателей возросло на 2254 человека или на 6,7%, количество средних и малых предприятий возросло на 1184 единицы или на 35,9%. При учете роста только малых предприятий этот показатель равняется 30%.
Удельный вес средних и малых предприятий в общем количестве крупных, средних и малых предприятий республики по итогам 2008 года составил 61,1% против 50,7% в 2007 году.
Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности существенно не меняется и соответствует общероссийским тенденциям. Так, на долю оптовой и розничной торговли приходится 27,5% от всех действующих малых предприятий, предприятия, занятые в обрабатывающем производстве, составляют 7,7%, в строительстве – 17,1%. По сравнению с 2007 годом резко увеличилось количество малых предприятий, занятых финансовой деятельностью (в 10,9 раза), удельный вес которых в общем числе малых предприятий также возрос в 9 раз. К этим предприятиям относятся потребительские кооперативы, предприятия, осуществляющие денежное посредничество, ломбарды. Значительно увеличилось число малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сельском хозяйстве (146%), в обрабатывающем производстве (127%), занимающихся добычей полезных ископаемых (178,3%), операциями с недвижимым имуществом (127,9%), предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (127,6%).
В целом в сфере оказания платных услуг населению субъекты малого и среднего предпринимательства занимают 35,5%, где их доля является определяющей в таких видах услуг как бытовые (97,3%), туристские (81,5%), санаторно-оздоровительные (80,4%), правового характера (96,2%). В сфере транспортных услуг занимают 31,3%, жилищных - 43,8%, культуры - 42,7%, услуги гостиниц - 41,6%, физической культуры и спорта - 44,3%, медицинских - 39,8%, ветеринарных - 55,5%, образования - 34,7%, связи - 1,9%.
Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в г.Якутске с п.т. (43,1% от общего количества), г.Нерюнгри с п.т. (11,4%), Мирнинском (7,9%), Алданском (4,8%) и Ленском (3,6%) районах.
Среднесписочная численность на малых предприятиях составляет 37900 человек. По сравнению с 2007 годом среднесписочная численность работников малых предприятий возросла на 37,4%. В сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых этот показатель составит 70,5%, прочих обрабатывающих производств 48%, торговли 53,2%, гостиничных услуг 32,7%, финансового деятельности в 6,8 раз.
Согласно экспертной оценке (с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей) доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике составляет 35%.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия (без учета выплат социального характера) составила 19200 руб. (153,5% к 2007 г.). Этот же показатель на средних предприятиях составляет – 14600 руб.
Оборот малых и средних предприятий за 2008 год составил 67,2 млрд. руб., в том числе средних предприятий - 13 млрд. рублей и малых предприятий – 54,2 млрд. рублей. Темп роста оборота малых предприятий по сравнению с 2007 годом составляет 161,2%. Удельный вес средних и малых предприятий в сумарном обороте организаций согласно оценке по итогам 2008 года составил 20,2% против 12,8% в 2007 году. Но, если рассмотреть данный показатель только по малым предприятиям, то их доля – 16 %.
Оборот в сфере малого и среднего предпринимательства в основном обеспечивается предприятиями строительного комплекса, обрабатывающих производств, розничной торговли, транспорта и связи.
Объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами средних предприятий составил 8,7 млрд. рублей, малых предприятий 28,1 млрд. рублей (темп роста к 2007 году – 149,5%). Более 40% отгрузки приходится на работы и услуги строительного характера, более 10% - это объемы обрабатывающих производств, услуги транспорта и связи.
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий составляют 1927,6 млн. руб., причем основную долю (78,5%) составляют инвестиции малых предприятий строительного комплекса. Наиболее активны по инвестированию предприятия, находящиеся в городах Якутске и Нерюнгри, Томпонском и Мирнинском районах.
За 2008 год в бюджетную систему Республики Саха (Якутия) от субъектов малого и среднего бизнеса поступило налоговых платежей на сумму 4,4 млрд. руб.
Наряду с позитивными изменениями существуют и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике, которые обусловлены рядом причин:
территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований региона;
неразвитость инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
дисбаланс размещения информационных ресурсов, рынок информационных и консультационных услуг в стадии формирования;
проблема качества продукции и продвижения ее на республиканский, российский и международный рынки;
высокая зависимость производства конечного продукта от завоза сырья и вспомогательных материалов;
высокий износ основных средств в сфере материального производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процентов;
дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
Тем не менее потенциал для существенного увеличения количественных и качественных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в республике имеется. При условии реализации необходимого комплекса мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, возможно в течение ближайших 3-5 лет достижение уровня ведущих регионов в Дальневосточном федеральном округе.
Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего, более динамичного развития этого сектора экономики.
2. Основные цели Программы
Основными целями Программы являются:
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Республики Саха (Якутия);
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов.
Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) являются производство товаров и услуг.
В целях стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях и принятия мер целевой поддержки отдельным нормативно-правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия) утверждается перечень социально значимых видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором, в зависимости от социально-экономического развития республики, возможна корректировка.
3. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы, рассчитанные на 2009-2011 годы, в соответствии с их содержанием и направленностью сформированы по двум блокам:
подпрограмма «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы», содержащая 4 раздела (приложение № 1 к Программе);
подпрограмма «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы», содержащая 4 раздела (приложение № 2 к Программе).
Система программных мероприятий на 2009-2011 годы обеспечивает преемственность развития уже сложившихся направлений государственной поддержки, но вместе с тем совершенствует и дополняет их.
Основными направлениями программных мероприятий (приложение № 1 к Программе) являются:
1. Финансовая поддержка.
Цели направления - обеспечение и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам и их эффективное использование.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1) предоставление микрокредитов;
2) предоставление поручительств;
3) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры поддержки;
4) присуждение премий Президента Республики Саха (Якутия) победителям республиканского конкурса за достижения в области малого предпринимательства и занятости;
5) предоставление муниципальным образованиям субсидий для реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
2. Имущественная поддержка.
Цель направления - предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, находящихся в государственной собственности республики.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1) формирование перечня имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Порядок и условия предоставления в аренду государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 ноября 2008 года № 468 «О Перечне имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства»;
2) создание производственной зоны для субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) создание бизнес-инкубаторов в муниципальных районах.
3. Образовательная поддержка
Цель направления – повышение уровня квалификации руководителей и специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства республики.
Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1) организацию и проведение обучающих семинаров «Основы предпринимательской деятельности» для граждан, относящихся к социально незащищенным группам населения;
2) организацию и проведение обучающих семинаров и тренингов для работников системы поддержки предпринимательства.
4. Консультационная и информационная поддержка.
Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1) мероприятия по обеспечению функционирования информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информационно-консультационным ресурсам, включающей в себя специализированные интернет-порталы, пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности, проведение маркетинговых и социологических исследований по вопросам предпринимательства и др. виды работ. Исполнители работ, услуг по мероприятию определяются на конкурсной основе;
2) оказание субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры консультационно-информационной, методической поддержки по правовым вопросам, вопросам налогообложения, охраны труда и иным вопросам ведения предпринимательской деятельности, в том числе посредством предоставления бесплатной информационной телефонной линии по консультированию и сопровождению бизнеса;
3) мероприятия, способствующие повышению росту конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства (проведение выставок-ярмарок, конференций, круглых столов и др.).
4. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию мероприятий программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников.
Бюджетные источники:
1. Федеральный бюджет - средства, выделяемые на конкурсной основе субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами (прогнозируются как возможный источник финансирования).
2. Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - средства, предусмотренные на исполнение мероприятий настоящей Программы в Законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете.
3. Прочие источники (прогнозируются как возможные источники (финансирования), в том числе:
средства НО «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)»;
собственные средства предприятий, средства кредитных учреждений и инвесторов и др.
средства местных бюджетов.
Таблица 2
Финансирование мероприятий Программы
№ |
Наименование подпрограммы |
Всего, тыс. руб. |
В том числе по источникам | ||
Федеральный бюджет (тыс. руб.) |
Бюджет PC(Я) (тыс. руб.) |
Прочие источники (тыс. руб.) | |||
1. |
«Развитие предпринимательства в РС(Я) на 2009-2011 годы», в т.ч. |
1 020 149 |
269 643 |
369 150 |
381 356 |
2009 |
429 353 |
143 253 |
209 140 |
76 960 | |
2010 |
288 177 |
61 237 |
77 557 |
149 383 | |
2011 |
302 619 |
65 153 |
82 453 |
155 013 | |
2. |
«Развитие туризма в РС(Я) на 2009-2011 годы», в т.ч. |
24 290 |
0 |
17 990 |
6 300 |
2009 |
8 030 |
|
5930 |
2100 | |
2010 |
8 130 |
|
6030 |
2100 | |
2011 |
8 130 |
|
6030 |
2100 | |
|
Всего на Программу |
1 044 439 |
269 643 |
387 140 |
387 656 |
|
2009 |
437 383 |
143 253 |
215 070 |
79 060 |
2010 |
296 307 |
61 237 |
83 587 |
151 483 | |
2011 |
310 749 |
65 153 |
88 483 |
157 113 |
Расходование средств на реализацию мероприятий Программы осуществляется на условиях и в порядке, определенных в разделе 6.
5. Условия и порядок предоставления
государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
Порядок финансирования и реализации мероприятий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в виде субсидии юридическим и физическим лицам, межбюджетных трансфертов, средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам.
Получателями средств республиканского бюджета в рамках программы могут быть бюджеты муниципальных образований, физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Саха (Якутия).
Оказание государственной поддержки осуществляется при отсутствии у субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - организации инфраструктуры), просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Для участия в мероприятиях по предоставлению государственной поддержки, в том числе в форме субсидий, субъекты малого или среднего предпринимательства и организации инфраструктуры представляют документы, указанные в соответствующем порядке реализации мероприятия.
5.1. Общие положения
1. Государственная поддержка предоставляется:
субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным на территории Республики Саха (Якутия), соответствующим критериям, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также условиям получения поддержки по конкретным мероприятиям Программы;
организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Республики Саха (Якутия), соответствующим критериям, установленным статьей 15 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", имеющим в уставном капитале (взносе, паевом фонде) долю участия Республики Саха (Якутия), муниципальных образований не менее 25 процентов.
2. Государственная поддержка не может осуществляться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
осуществляющих производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
3. Для участия в мероприятиях по предоставлению государственной поддержки субъект малого или среднего предпринимательства представляет следующие документы:
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Выписка представляется субъектом малого и (или) среднего предпринимательства один раз в течение финансового года и принимается к рассмотрению заявки (заявок) субъектов малого или среднего предпринимательства по всем мероприятиям государственной поддержки;
справку инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам, полученную в срок не ранее 15 дней до даты подачи заявки (заявок);
документы, содержащие сведения о суммарной доле участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридического лица; документы, содержащие сведения о доле участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства:
нотариально заверенные копии учредительных документов;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
документы, подтверждающие сведения о средней численности работников и о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, действующие на момент подачи заявки формы статистической и налоговой отчетности (налоговая декларация, форма государственного статистического наблюдения № П-4).
4. Кроме документов, указанных в пункте 3, субъекты малого или среднего предпринимательства представляют документы, указанные в соответствующем порядке реализации мероприятий по предоставлению государственной поддержки.
5. В предоставлении государственной поддержки должно быть отказано в случае, если:
не представлены документы, определенные условиями и порядком получения поддержки по конкретному мероприятию Программы или представлены недостоверные сведения и документы;
не выполнены условия предоставления государственной поддержки;
с момента признания субъекта малого, среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий предоставления государственной поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования предоставленных средств, прошло менее трех лет;
ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
6. Предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий осуществляется на условиях софинансирования.
Порядок предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидий на реализацию мероприятия Программы "Предоставление муниципальным образованиям субсидий для реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства" определен разделом 6.5 Программы.
7. Предоставление бюджетных средств на государственную поддержку организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства предоставляются в виде субсидий для развития:
системы микрокредитования;
организаций инфраструктуры в муниципальных образованиях.
8. Государственная поддержка предоставляется на конкурсной основе. Решение о предоставлении государственной поддержки принимается конкурсной комиссией, созданной уполномоченным органом Правительства Республики Саха (Якутия).
9. Приоритетным правом на получение государственной поддержки пользуются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие социально значимую деятельность и проживающие в сельской местности, а также из числа молодежи.
10. Государственная поддержка предоставляется в пределах лимита денежных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий Программы.
5.2. Условия и порядок предоставления микрокредитов субъектам
малого и среднего предпринимательства
1. Предоставление микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется при наличии у заявителя соответствующего обеспечения. В качестве обеспечения может быть предоставлен залог имущества, товар в обороте или поручительство третьего лица. Залогодателем может быть как сам заемщик, так и третье лицо.
2. Микрокредитование предусматривает финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства в размере до 600 тысяч рублей на срок до 12 месяцев по утвержденной процентной ставке.
3. Для получения микрокредита субъект малого, среднего предпринимательства обращается в уполномоченный орган с заявлением, к которому прилагается бизнес-план.
4. Основными критериями оценки бизнес-планов являются следующие показатели:
степень увеличения налогооблагаемой базы,
повышение уровня заработной платы,
создание новых (сохранение) рабочих мест.
5.3. Условия и порядок предоставления поручительств
субъектам малого и среднего предпринимательства
1. Поручительство предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства при получении кредитов в кредитных учреждениях и заключении договоров лизинга с лизинговыми компаниями при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения.
2. Поручительство выдается субъектам малого и среднего предпринимательства:
по кредитным договорам, договорам займа, лизинга и т.д., заключенным на срок не менее 3 (трех) месяцев;
не имеющим за 3 (три) месяца, предшествующим дате обращения за получением поручительства, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга и т.п.;
в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока, в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность Заемщика подлежит лицензированию);
предоставившим обеспечение кредита в размере не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита;
уплатившим поручителю вознаграждение за получение поручительства.
3. Поручительство не выдается субъектам малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам (договорам займа), получаемым на цели проведения расчетов по заработной плате, налоговых и иных обязательных платежей, оплате текущих расходов по обслуживанию кредитов, займов или договоров лизинга и иные цели, не связанные с осуществлением Заемщиком основной деятельности;
4. Размер одного поручительства не может превышать 70% для субъектов малого и среднего предпринимательства от общего объема необходимого обеспечения по кредитной (лизинговой) сделке, определенного кредитором.
5. Поручительство предоставляется на срок не более 5 (пяти) лет.
6. Совокупный размер поручительства по одному заемщику не может превышать 10,0 (десять) миллионов рублей.
7. Поручительство документально оформляется путем заключения договора поручительства.
8. Поручительство предоставляется на возмездной основе. Максимальный размер вознаграждения в год составляет не более четырех пятых ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора о предоставлении поручительства. Размер оплаты увеличивается или уменьшается пропорционально сроку договора поручительства.
5.4. Условия и порядок субсидирования части затрат, связанных с уплатой
процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами
малого и среднего предпринимательства, и организациями, образующими
инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Предоставление субсидий субъектам малого, среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), осуществляется при соблюдении следующих условий:
кредиты используются субъектами малого, среднего предпринимательства в целях приобретения основных фондов, строительства, капитального ремонта или реконструкции нежилых помещений, а также пополнения оборотных средств на развитие производства товаров и услуг и других видов предпринимательской деятельности;
кредиты используются субъектами малого, среднего предпринимательства - потребительскими кооперативами для предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в целях осуществления предпринимательской деятельности (включая пополнение оборотных средств);
кредиты используются организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности на территории Республики Саха (Якутия).
2. Субсидии предоставляются в размере не более ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора с кредитной организацией.
3. Для получения субсидии субъект малого, среднего предпринимательства или организация, образующая инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
копии кредитного договора с указанием цели использования кредита, графика погашения кредита и уплаты процентов, заверенных банком;
описание проекта, на реализацию которого получен кредит, с указанием количества новых или сохраненных действующих рабочих мест в результате его реализации, заверенное подписью руководителя и печатью (только для субъектов малого и среднего предпринимательства);
копии документов, подтверждающих целевое использование кредита, заверенные подписью руководителя и печатью, с предъявлением оригиналов.
5.5. Условия и порядок предоставления муниципальным образованиям
субсидий для реализации мероприятий муниципальных программ развития
малого и среднего предпринимательства
1. Предоставление муниципальным образованиям субсидий для реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства осуществляется при соблюдении следующих условий:
нормативный правовой акт, которым утверждается бюджет муниципального образования, предусматривает финансирование мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
утвержденная в установленном порядке муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащая в том числе мероприятия по финансовой поддержке организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
средства муниципального образования в соответствии с муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства фактически перечислены в текущем году.
2. Субсидии предоставляются на условиях софинансирования. Доля софинансирования в общей сумме расходов для муниципальных районов определяется по 3 группам, сформированным с учетом уровня развития малого и среднего предпринимательства. Разделение по группам соответствует Стратегии поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу.
Для I группы:
за счет средств республиканского бюджета – до 80 процентов;
за счет средств местного бюджета – не менее 20 процентов.
Для II группы:
за счет средств республиканского бюджета – до 60 процентов;
за счет средств местного бюджета – не менее 40 процентов.
Для III группы:
за счет средств республиканского бюджета – до 50 процентов;
за счет средств местного бюджета – не менее 50 процентов.
3. Для получения субсидии глава муниципального образования обращается в уполномоченный орган с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
копия нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым утверждена муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, с приложением программы, заверенной главой муниципального образования и печатью;
выписка из нормативного правового акта, которым утвержден бюджет муниципального образования, подтверждающего выделение денежных средств на реализацию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, заверенная подписью главы муниципального образования и печатью;
порядок расходования средств бюджета муниципального образования на реализацию мероприятий муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, подписанный главой муниципального образования и заверенный печатью;
пояснительная записка о перспективах развития малого и среднего предпринимательства в связи с реализаций муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году с указанием планируемых к развитию видов деятельности и организуемых дополнительно рабочих мест, подписанная главой муниципального образования и заверенная печатью.
5.6. Условия и порядок предоставления субсидий организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях
1. Предоставление субсидий организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях осуществляется в целях возмещения затрат в связи с организацией и проведением семинаров, совещаний, конференций, форумов по проблемам развития малого и среднего предпринимательства, а также оказанием безвозмездных консультационных услуг для граждан, относящихся к социально незащищенным группам населения.
2. Частичному субсидированию подлежат следующие виды затрат организаций инфраструктуры, связанных с проведением мероприятий:
аренда помещений и аппаратуры для проведения мероприятий;
оформление помещений, в котором проводится мероприятие;
изготовление печатной и сувенирной продукции;
транспортное обслуживание в рамках проведения мероприятия;
услуги сторонних организаций по организации и проведению мероприятий;
услуги средств массовой информации по информационному сопровождению мероприятий;
иные расходы, непосредственно связанные с организацией и проведением мероприятий.
3. Частичному субсидированию подлежат затраты, связанные с консультированием граждан, относящихся к социально незащищенным группам населения по следующим видам услуг:
юридические консультации;
консультации по вопросам налогообложения;
консультации по вопросам бизнес-планирования.
4. По мероприятиям, связанным с организацией и проведением семинаров, совещаний, конференций, форумов по проблемам развития малого и среднего предпринимательства, субсидии предоставляются в размере не более 50% от фактических затрат.
5. По оказанию безвозмездных консультационных услуг для граждан, относящихся к социально незащищенным группам населения, субсидии предоставляются из расчета не более 90 процентов от стоимости консультаций.
6. Для получения субсидии при проведении мероприятий организации инфраструктуры представляют следующие документы:
копии договоров с организациями и индивидуальными предпринимателями, заверенные организациями инфраструктуры;
копии документов, подтверждающих оплату вышеуказанных договоров, заверенные организациями инфраструктуры (платежное поручение, заверенное банком);
утвержденную организацией инфраструктуры общую смету затрат на проведение мероприятия.
7. Для получения субсидии при оказании безвозмездных консультационных услуг организации инфраструктуры предоставляют следующие документы:
расчет стоимости одной консультации, утвержденной организацией инфраструктуры;
список граждан, относящихся к социально незащищенным группам населения и получивших консультации;
копии документов, подтверждающие принадлежность граждан к социально незащищенным слоям населения.
5.7. Заключительные общие положения к условиям
предоставления государственной поддержки
1. Заявки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры с приложением всех необходимых документов, указанных в условиях и порядках проведения мероприятий, должны быть рассмотрены уполномоченным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган) в срок, не превышающий 30 дней с момента их регистрации.
2. В случае выявления нарушений условий, установленных при предоставлении государственной поддержки, уполномоченный орган принимает решение о возврате субсидии в республиканский бюджет в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия) и доводит его до сведения получателя государственной поддержки в течение пяти рабочих дней с указанием оснований принятия решения.
3. Организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующие на участие в программе, должны предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства один или несколько видов услуг, направленных на поддержку предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, поддержка в сфере инноваций промышленного производства, ремесленничества, выставочно-ярмарочной деятельности и иные виды услуг).
4. Вышеуказанная деятельность должна быть отражена в уставе организации и направлена на поддержку и содействие развитию предпринимательства.
5. Предпочтение отдается организациям, финансирующим часть затрат на мероприятия за счет собственных средств.
6. Мероприятия республиканского масштаба, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства, осуществляются исполнителями на основе договоров, заключенных с уполномоченным органом в соответствии с согласованными сметами.
7. Уполномоченный орган обеспечивают контроль за своевременностью обеспечения финансирования, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
8. Уполномоченный орган ведет:
реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки;
ежеквартальный мониторинг развития предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия) и влияния программных мероприятий на ее развитие;
ежегодную оценку заявленных показателей и фактически достигнутых результатов от реализации программных мероприятий.
9. Органы местного самоуправления и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - получатели субсидий представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие их целевое использование.
10. Органы местного самоуправления и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства несут ответственность за целевое использование субсидий.
11. В случае выявления факта нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, уполномоченный орган принимает решение о возврате субсидии с указанием оснований его принятия в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) за период с момента допущения нарушения.
12. Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, влечет юридическую ответственность, установленную бюджетным законодательством Российской Федерации.
6. Требования к организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
При реализации настоящей Программы для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - организации инфраструктуры), устанавливаются следующие требования:
соответствие уставной деятельности (уставных целей) организации инфраструктуры целям и (или) направлениям настоящей Программы;
отсутствие процедуры ликвидации или финансового оздоровления организации инфраструктуры и отсутствие решения арбитражного суда о признании ее банкротом и открытии конкурсного производства, а также отсутствие состояния реорганизации организации инфраструктуры;
неприостановление деятельности организации инфраструктуры в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
представление документов, подтверждающих правоспособность организации инфраструктуры, полномочия ее должностных лиц и т.д. (копии решения или выписки из решения о назначении руководителя и доверенности уполномоченного представителя в случае представления интересов лицом, не имеющим права на основании учредительных документов действовать от имени лица без доверенности);
наличие необходимых у организации инфраструктуры лицензий, сертификатов на соответствующие виды деятельности и иных разрешений в случае необходимости таковых;
наличие у организации инфраструктуры помещения (помещений) для ведения уставной деятельности в достаточном размере для реализации своих прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, соглашениями и иными нормативными актами;
обеспеченность организации инфраструктуры квалифицированным персоналом, необходимым для выполнения работ в полном объеме в соответствии с трудозатратами по нормам законодательства, квалификация которого подтверждена соответствующими документами;
обеспеченность организации инфраструктуры достаточным количеством собственных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности и отсутствие задолженностей перед бюджетами всех уровней и по коммунальным платежам;
отсутствие неисполненных в срок обязательств по государственным контрактам;
наличие подтвержденного положительного опыта реализации проектов (мероприятий) в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства;
регистрация и местонахождение организации инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия).
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Координацию деятельности исполнителей по реализации программы осуществляет государственный заказчик программы - Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), которое:
ежеквартально организует сбор от исполнителей Программы отчетных материалов, которые должны содержать общий объем фактически произведенных расходов всего, и в том числе по источникам финансирования, отчетную информацию об исполнении каждого мероприятия;
осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию, в том числе посредством размещения на Интернет - сайте Министерства;
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального и Государственно бюджета Республики Саха (Якутия), выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы;
готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и размещает их на сайте министерства;
одновременно с отчетом об исполнении Государственно бюджета Республики Саха (Якутия) за соответствующий финансовый год готовит ежегодный отчет о ходе выполнения программных мероприятий, направляет его в Правительство Республики Саха (Якутия) в установленном порядке для сведения и контроля.
Для выполнения функции управления Министерство проводит заседания коллегии, на которых заслушивается отчет о выполнении мероприятий Программы, по мере необходимости - рабочие совещания с участием представителей органов исполнительной власти.
Контроль за исполнением Программы осуществляют:
Комитет по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству и туризму Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн);
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).
8. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, запланированных в Программе, позволит достичь к началу 2012 года следующих результатов:
количество малых и средних предприятий достигнет 5 400 единиц;
оборот малых и средних предприятий достигнет 78,2 млрд. рублей;
доля занятых в малом и среднем бизнесе достигнет 35 % от общего числа занятых в экономике республики.
Показатели экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы, их количественные оценки и источники получения информации представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы,
их количественные оценки и источники получения информации
Показатель |
Годы |
Источник | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
1. Показатели экономической эффективности | |||||
1.1. Количество СМП |
40330 |
42957 |
46326 |
49966 |
|
1.2. Количество малых и средних предприятий, ед. |
4456 |
4 900 |
5 200 |
5 400 |
ТО ФСГС по PC(Я) |
1.3 Количество ПБОЮЛ |
35874 |
38 057 |
41 126 |
44 566 |
УМНС по PC(Я) |
1.4. Оборот малых и средних предприятий, млн. руб. |
67214 |
61 209 |
69 167 |
78 158 |
ТО ФСГС по PC(Я) |
1.5. Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. |
1928 |
2 200 |
2 500 |
2 800 |
ТО ФСГС по PC(Я) |
1.6. Объем туристских услуг, млн. руб. |
194,4 |
195 |
210 |
215 |
ТО ФСГС по PC(Я) |
2. Показатели социальной эффективности | |||||
2.1. Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике, (%) |
35 |
35 |
35 |
35 |
Расчетные данные |
2.2. Среднемесячная заработная плата одного работника на малых и средних предприятиях, рублей |
13767 |
14318 |
14891 |
15487 |
ТО ФСГС по PC(Я) |
3. Показатели бюджетной эффективности | |||||
3.1. Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. руб. |
4425,6 |
5000 |
5 700 |
6 400 |
УМНС по PC(Я) |