Системная инженерия и системное мышление: в чём разница?

Автор — А.Левенчук, научный руководитель Школы системного менеджмента

Даже люди, освоившие (ну, «пробежавшие по диагонали») курс системного мышления серьёзно путают системную инженерию и системное мышление:
— в текстах регулярно вместо «системное мышление» пишут «системная инженерия», даже ссылаясь на мой курс и учебник «системное мышление». Так сказать, «оговорочки по Фрейду».
— не понимают разницы между практикумом по системной инженерии В.Мизгулина и моим практикумом по системному мышлению.

Интересно, что с системным менеджментом и системным развитием личности системное мышление не путают — ибо это пока «не на слуху».

1. Системное мышление — это мышление на базе понятий системного подхода, подразумевающее всего-навсего следование в мышлении (и действии) следующим основным идеям:
— Воплощение (присутствие в мире)
— Стейкхолдеры: деятельностная субъективность
— Холон (целокупность и эмерджентность)
— Идеальное против материального (моделирование: определение и воплощение)
— Функционал против конструктива: дуальность холона. И далее за дуальностью: «многерица» междисцилинарности.
— Жизненный цикл (с выделенной стадией эксплуатации) как система деятельности.

Системное мышление общее для инженеров, менеджеров, культурных деятелей, предпринимателей, образователей, методологов и т.д.. Это не что-то уникальное для системных инженеров. Системное мышление не предписывает вам брать какие-то практики работы — ничего не говорит про практики инженерии чего бы то ни было или менеджмента чего бы то ни было, или обучения кого-то чему-то. Это просто констатации, как нужно смотреть на мир и что в нём видеть, чтобы совладать со сложностью.

Чтобы разобраться с системным мышлением, нужно как-то владеть онтологикой — ибо системное мышление задаёт прежде всего онтику описания сложного междисциплинарного (инженерного, менеджерского, образовательного, культурного, личного развития и т.п.) проекта.

2. Системная инженерия — это про то, как делать успешные системы. Делать, воплощать в нашем физическом мире, а не просто думать. Думать (в том числе думать системно) там глубоко внутри, без этого нельзя. Но в системной инженерии главное — это практики. Чтобы сделать систему, вы должны провести инженерию требований, должны определить системную архитектуру. Вы должны взять какие-то практики этой работы. Скажем, вы должны использовать практику use case 2.0 в числе практик инженерии требований. Или практику design structure matrix в числе практик создания системной архитектуры. Или практики ТРИЗ+ в составе этих практик. И вы не можете при создании успешной системы не использовать практики управления конфигурацией и изменениями, практики различных проверок и приёмок (хотя, например, ТРИЗ эти практики не рассматривает, а вот системный инженер обязан о них помнить). Системная инженерия прежде всего про практики, которые могут быть довольно специфичными для разных видов целевых систем. Системная инженерия говорит, какие именно модели вам нужно делать для разработки системы. Системное мышление просто декларирует, что моделей будет много разных, а ещё рассказывает, почему этих моделей будет много и какие из них будут ведущими.

3. Поэтому в моём практикуме «Системное мышление» мы будем рассматривать самые разные проекты по всем семи основным альфам (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда), чтобы натренировать беглость в сопоставлении объектов из самых разных проектов с этими альфами. Мы будем разбираться, как видеть мир состоящим из холархий, практик, видеть в мире границы систем, видеть в людях стейкхолдеров. Мой опыт показывает, что даже когда человек «знает» весь материал учебника, в реальных жизненных ситуациях он не может этот материал учебника применить. И мышление получается не системное, а какое уж есть — как для целей инженерии, так и для целей менеджмента, образования, личного развития и т.д.

Практикум даст время и место разобраться с материалом учебника. Если уж даже при повторном чтении учебника 100% читавших отмечают, что вычитывают из него совсем новое содержание, то после практикума возникает совершенно другое понимание этого системного мышления. И не просто понимание, но и возможность как-то его применить к жизни. А что потом можно делать с этим системным мышлением в голове? А всё делать, это курс личного развития. Он даст общий прирост качества мышления, который трудно измерить. Просто вам будет казаться, что окружающий мир менее беспорядочен и внезапен, и вы начнёте легко договариваться со всеми вас окружающими людьми. Да, один из лейтмотивов в отзывах на курс — «я использовал материал курса, у себя на работе неожиданно легко со всеми договорился». На работе менеджером, инженером, исследователем, кем угодно.

Путь после этого практикума «Системное мышление» — да куда угодно, нет предпочтений! В менеджмент, инженерию (в том числе и системную), предпринимательство, культуру, образование, везде. Ибо это речь идёт о личном развитии. По этой же линии идут двигательный фитнес (мозг овладевает телом), онтологика (более глубокое понимание онтики системного мышления и тамошней логики).

4. В практикуме «Системная инженерия. Верхнеуровневое моделирование стадии разработки». Речь пойдёт не о всех альфах инженерного проекта. Главным образом будут рассматриваться практики определения системы — инженерии концепции использования (хотя она только маргинально в системной инженерии), инженерии требований, инженерии системной архитектуры. Альфа определение системы и альфа возможностей (ибо подальфа потребностей — это как раз подальфа возможностей). Это системная инженерия, практики создания успешных системы. И даже не вся системная инженерия, ибо про воплощение системы будет говориться ровно в той мере, в какой без разговора о «воплощении» не создашь «определения», не используешь «возможность».

По-хорошему, на практикум по системной инженерии можно идти после моего практикума мышления (чтобы не тупить, когда придётся бегло использовать все понятия курса — от «стейкхолдера» до «жизненного цикла»). Но можно пробовать идти и сразу после окончания онлайн-курса, ибо для системных инженеров там будет достаточно упражнений с упоминанием части понятий системного мышления в приложении к своему проекту. Но только а) для системных инженеров и б) части понятий, а не всех основных понятий. У Вячеслава профессиональный курс, не универсальный, т.е. это не курс личного развития, а курс профессионального развития.

Он нужен тем людям, которые хотят быть хорошими инженерами. Ну, или тем менеджерам, которые хотят разобраться, что именно происходит в голове у инженеров, побыть в шкуре этих инженеров. После этого курса прямой путь — в разработку, или просто инженером-разработчиком, или «руководителем продукта». Руководители продукта ведь часто не понимают, что они системные инженеры, в отличие от «руководителей проекта», которые хорошо понимают, что они менеджеры.

5. В обоих практикумах у нас входное требование — знакомство с курсом системного мышления (например, в его онлайн-варианте http://www.systemsthinkingcourse.ru/, ибо там есть задачи и это существенно лучше, чем просто прочитать книжку. Хотя и книжка тоже есть в разных форматах — https://ridero.ru/books/sistemnoe_myshlenie/).

В обоих практикумах в качестве методологических принципов использован конструктивизм («понять что-то — это уметь такое сделать, в том числе отмоделировать») и конструкционизм («сделал сам — покажи другим»), то есть инженерный, деятельностный (а не исследовательский, наблюдательский) подход. Материалом тут служат задачи самих слушателей — проекты по созданию чего-то. Но в практикуме системной инженерии в центре внимания будет целевая и использующая системы, а остальные системы — по сопричастности. В практикуме системного мышления весь акцент будет на понимании этой «сопричастности» всех составляющих рабочего проекта.

По сути, это практикумы с «ката» — практикум в обучении элементарным действиям, включающая сначала демонстрации, а затем повторения демонстрации. Вот в 2009 году я писал, разбираясь с программистскими ката (https://ailev.livejournal.com/762113.html): «Я вот думаю, какие могли бы быть ката в системной инженерии. И понимаю, что делать их нужно в САПР — точно так же, как программистские ката делают в программных средах, а не с карандашом и бумагой. Учить нужно процессу, а не только результату. Недостаточно давать задачки типа «требования вот такие, найдите архитектурное решение». Нужно делать задачки в САПР, и затем добиваться ритма».

Практикум В.Мизгулина по системной инженерии — это как раз ответ на этот почти десятилетней давности вопрос (при этом в качестве «САПР» берётся моделер Archi и моделирование идёт на языке ArchiMate, а потом ещё и будет предлагаться немножко попрограммировать в R).

На моём практикуме моделером будет word, powerpoint, mindmap — тот есть освоение какого-то архитектурного языка не будет требоваться явно, оно будет факультативно. Как и в моих университетских курсах, в работах лучших студентов появляются ArchiMate-модели. А кому трудно, те обходятся без них.

На моём практикуме и на практикуме Вячеслава придётся строить холархии с целевой системой — в первый день. Но на моём практикуме придётся потом разговаривать и про жизненный цикл и его практики, а заканчивается он работой с путями личного развития. В отличие от системных инженеров, которые не занимаются работой с личностью, мы вполне можем разговаривать и о проектах личного развития и ставить вопросы по «изготовлению себя, любимого». В принципе, ничего не мешает и архитектуру личности рисовать в том же Архимейте, а затем считать, что каждая практика жизнедеятельности требует какого-то собственного курса для её постановки. Дальше можно расставить приоритеты в программе своего развития, чем мы и займёмся.

6. Более или менее насыщены информацией практикумы по сравнению с «компактными тренингами»? Ну, «компактные тренинги» хороши для начального знакомства с предметом — это же «английский за три дня»! Поэтому правильно задавать другой вопрос: сколько из материала тренинга или практикума имеет шанс осесть в мозгу и закрепиться в ежедневной работе. В случае прочтения книжки «Системное мышление» или книжки Вячеслава «Системный инженер» (https://ridero.ru/books/sistemnyi_inzhener/) — почти ноль. Хотя десяток-другой новых слов вы узнаете. В случае онлайн-курса уже лучше: я видел многих людей, изумлённых тем, насколько решение 200 задач по системному мышлению переворачивало их представления о том, что они вычитали в учебнике. В случае практикума мы не будем решать задачи — мы будем эти задачи ставить! Мы будем смотреть не в книжки, «информацию», а в жизнь — где задача не получить информации побольше, а ровно наоборот: отсеять лишнее, сосредоточиться на важном, отделить важное от неважного, не забыть немногое важное в условиях крайнего отвлечения внимания событиями реальной жизни. Это вообще другая направленность работы сознания. Не собирать камешки знания, а учиться использовать уже собранное. «Использовать имеющееся» много, много трудней, чем «узнавать новое». Учиться будем этому, узнавать новое про себя и работу собственного мозга.

Итого: не путайте системную инженерию (системный менеджмент, системную информатику и т.п. из серии профессионального развития) и системное мышление, которое мы относим к личному развитию. Сначала системное мышление как часть собственного развития, а потом осознанный уже выбор, куда развиваться дальше в профессиональных или социальных практиках. Или наоборот: попробовать побыть в шкуре разных профессионалов, а затем озаботиться развитием личности — тем, что выносится за скобки всех этих профессиональных компетенций, что нужно для них всех.

Помянутые практикумы:
— В.Мизгулин, «Системная инженерия. Верхнеуровневое моделирование на стадии разработки», старт первого потока 31 марта 2018, http://system-school.ru/event/praktikum-sistemnaya-inzheneriya-verhneurovnevoe-modelirovanie-na-stadii-razrabotki-31-03-2018/
— А.Левенчук, «Системное мышление», старт первого потока — 8 апреля 2018г., http://system-school.ru/event/praktikum-sistemnoe-mshlenie-08-04-2018/

Источник —

https://ailev.livejournal.com/1414171.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social


 

Share