Vladimir V. Buyev

Какими могут быть последствия принятого 1 декабря 2009 года российским правительством постановления № 982 о сертификации продукции?

1 декабря 2009 года российское правительство постановлением № 982 утвердило перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется декларированием. Согласно постановлению, с 15 февраля этого года пищевая и парфюмерная продукция обязательной сертификации подлежать не будет.

Владимир Буев отвечает на вопрос: «Какими могут быть последствия этого решения: 1. для производителей (продавцов), 2. для потребителей?»


Существующая до сих пор система обязательной сертификации никогда не решала проблем качества и безопасности ни продуктов питания, ни парфюмерии. Даже не поддерживающие реформу технического регулирования эксперты вынуждены признавать, что уровень фальсификации различных групп пищевых продуктов составляет от 30 до 60% и выше (до 90% для БАД).

Вывод о неэффективности обязательной сертификации в России относится не только к пищевке и парфюмерии, а практически ко всем группам товаров. Попросту говоря, для продавца, если он недобросовестный, никогда не составляло труда такой сертификат купить или подделать. Система контроля за оборотом якобы сертифицированной продукции тоже всегда была закоррумпирована и не выполняла своих функций. Между тем совокупные издержки только в одной системе обязательной сертификации ГОСТ Р для бизнеса составляют от 50 до 85 млрд. рублей в год (эти расходные величины не устает подчеркивать Сергей Мигин, один из лучших российских экспертов в области технического регулирования). Да, это система самая крупная, но таких систем в России – около двух десятков. Этот груз непроизводительных расходов, разумеется, всегда включался в цену товара, от чего в конечном итоге терял потребитель. Как говорится, тяжким бременем ложится…

Отмена обязательной сертификации на эти группы товаров не отменяет обязательное подтверждение соответствия. Только теперь эта обязательность будет не в форме сертификата, а в форме декларации. Разница лишь в том, что декларирование соответствия может осуществляться без участия органа по сертификации на основании собственных доказательств (а может и с участием органа по сертификации). Обязательная же сертификация такого выбора не дает: производитель обязан заключать договор с органом по сертификации. Понятно, от чего так всполошились «сертификаторы»? Был административный (монопольный или олигопольный) «рынок» без выбора, а теперь вдруг на нем стали слабо мерцать признаки конкуренции (почти «мерцающая пассионарность»). Как тут не запаниковать?

Сразу бонусы от замены сертификации другой обязательной формой подтверждения соответствия потребители почувствуют вряд ли: у нас не принято снижать цены, даже если себестоимость товара снижается. Но вот отдаленная (и возможно чисто гипотетическая) перспектива и для производителя и для потребителя может быть заманчивой. Во-первых, снижение если и не запретительно высоких, но уж точно избыточных издержек присутствия бизнеса на рынке понижает и барьер входа на него для новых игроков, что априори создает условия для повышения уровня конкуренции (как ценовой, так и неценовой). Во-вторых, высвободившиеся средства действующий бизнес направит или в развитие собственного бизнеса/инвестиции (знак плюс в этом случае вряд ли кто-то оспорит), или в личное потребление, что в принципе тоже неплохо, если потребление происходит на внутреннем рынке (потребление одного – источник инвестиций для другого). Любое потребление – это или рост старых или создание новых рынков, на продукцию которых есть реальный платежеспособный спрос. А в этом случае гражданин выигрывает уже не как потребитель, а как работник.

Ослабление регуляторного воздействия государства должно компенсироваться усилением ответственности бизнеса перед обществом.…

 

Share