Vladimir V. Buyev

Кому нужны гастарбайтеры? Интернет-журнал "Новая политика"

Борьба с нелегальной миграцией имеет все признаки показательной кампании

текст 
Олег КОНЮХОВ


Среди популярных сейчас тем, активно обсуждаемых в ходе предвыборных баталий, в прессе и интернет-сообществах, – проблема мигрантов в нашей стране и конкретно в столице и Подмосковье.

Конечно, эта тема популярна уже не первый год. И волны ее популярности то вздымаются до небес (сейчас такая волна как раз на пике), то сами собой спадают. К тому же надо заметить: то, что говорится и пишется сейчас, говорится и пишется не только о мигрантах. Это во многом – о нас, о нашей жизни и наших проблемах, рассматриваемых сквозь призму миграции.

Проблему стоит разложить на составляющие. И первой из них будет признание того, что мигранты – не чисто российская и тем более московская проблема. Это – проблема мировая. Ее решают в США и в Европе, в Австралии и в Новой Зеландии. Даже в Африке, где более развитые и стабильные страны сталкиваются с миграцией из стран менее развитых и нестабильных. Причем, в Европе мигранты уже стали политической силой. Те из них, кто получил французское гражданство, во многом способствовали победе на президентских выборах Франсуа Олланда. В Бельгии вчерашние гастарбайтеры, став гражданами, проводят своих депутатов в муниципальные собрания. И вот уже на территории одного такого муниципалитета не выделяют денег на общественную рождественскую елку, поскольку их хотят потратить на празднование исламских праздников. И сделать с этим власти европейских стран, где принципы толерантности насаждаются в наиболее жестком и неумном виде, ничего не могут. И уже канцлер ФРГ Ангела Меркель публично признала, что политика "мультикультурализма" потерпела в этой стране фиаско.

У нас же с мигрантами, разумеется, в основном незаконными, борются, пусть наскоками и бессистемно, но более или менее регулярно. Сейчас как раз настала пора активизации такой борьбы.

Увы, борьба эта имеет все признаки очередной показательной кампании. Сразу задержали и поместили в спешно созданный в Гольяново лагерь временного проживания несколько сот вьетнамцев. Их, судя по всему, было проще всего брать. Они жили в так называемых "вьетнамских общежитиях", которые сохранились в том же Восточном округе столицы еще со времен процветания Черкизовского рынка. Адреса эти были хорошо известны той же полиции. Туда нужно было просто прийти, будучи заранее уверенными, что основная часть обитателей такого общежития точно не имеет документов на право проживания в России.

Но вьетнамцы составляют не столь значительную часть нелегальной миграции. Основные поставщики таких мигрантов – Узбекистан, Украина и Таджикистан (2,3 млн., 1,4 млн. и 1,1 млн. соответственно). Много приезжих из Азербайджана, Казахстана, Киргизии.

Причем, руководство государств Средней Азии открыто покровительствует любым видам трудовой миграции в Россию. Стоило российским официальным лицам заявить о возможности ужесточения правил въезда в Россию, как чиновник МИД Таджикистана ответил на это: "Идея виз с РФ, страной, разместившей в Таджикистане военную базу, неприемлема для республики". Его можно понять: в прошлом году таджикские гастарбайтеры отправили домой около 4 миллиардов долларов. Понятно, что власти республики будут стоять насмерть за право безвизового въезда своих граждан в нашу страну. И они не стесняются сразу назвать цену этой системе – российская военная база.

Из 30 миллионов населения Узбекистана на заработках в России находятся около 4 миллионов человек. По данным Центробанка РФ, в 2012 году они перечислили на родину 6,084 миллиарда долларов. Узбекские власти костьми лягут, но не дадут иссякнуть такому источнику занятости и доходов.

Основным магнитом для мигрантов служат Москва и Подмосковье – едва ли не треть легальных работников (а, значит, и нелегальных тоже) едут именно сюда. Популярны, разумеется, и другие крупные города.

Азиатская миграция в крупные города России – это, наверное, самый значимый этнический феномен в стране. И одновременно – самый неизученный. Украинские мигранты и русскоязычные переселенцы из Казахстана легко осваиваются в близкой по языку и культуре среде. Приезжие из Закавказья, опираясь на укоренившуюся здесь диаспору, тоже очень неплохо встраиваются в местные экономику и социум.

Но вот с таджиками, узбеками, киргизами ситуация совсем другая. Российские горожане и азиатские гастарбайтеры живут в одних и тех же местах, но практически не пересекаются. Единственное, что знают москвичи и петербуржцы о мигрантах из Средней Азии – "их" много, они работают на стройках и дворниками, время от времени кого-то грабят, насилуют и убивают.

И один из самых острых вопросов, который задается в связи с этим: необходимо ли стране вообще и столице, Подмосковью и тому же Питеру, в частности, такое количество мигрантов? Другой, не менее важный вопрос: кто и как добивается того, чтобы значительная часть приезжих оказалась на нелегальном положении?

Вот глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский недавно выступил на "круглом столе" в Торгово-Промышленной палате. По его словам, за первое полугодие 2013 года в Россию въехало порядка 10 миллионов мигрантов. Рост миграции составил 12 %, а за последние четыре года – 37 %. При этом постоянно в стране живут только 800 тысяч иностранцев, что в 10 раз меньше, чем в Евросоюзе.

Что должна делать ФМС? С одной стороны, нужно реагировать на растущее недовольство наших граждан засильем приезжих, а с другой – обеспечивать радужные экономические показатели. В итоге в начале июля Ромодановский заявил, что власти должны учесть мнение жителей мегаполисов, которых раздражают шатающиеся без дела мигранты: "Наша задача – не пускать в страну людей, которые праздно шатаются по улицам, не имея постоянного заработка".

Простите, но откуда берутся праздношатающиеся мигранты, если их должны ввозить строго по квотам? Да вот беда: квотирование осуществляется у нас с помощью "среднепотолочных" цифр.

Тот же Ромодановский предложил способ, которым можно серьезно реформировать механизм квотирования иностранной рабочей силы: "Я считаю, что мы не должны изобретать велосипед, а должны воспользоваться опытом стран Евросоюза, когда вывешивается законодательно закрепленный механизм вакансий. Вакансии занимаются сначала гражданами субъекта, через месяц занимаются, к примеру, гражданами Российской Федерации, а через два месяца, если они не заняты, такую возможность получают уже иностранцы". Но на следующий же день против отмены квотирования выступил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Как тут не вспомнить хлесткую реплику журналиста Максима Шевченко, сказавшего в эфире "Эха Москвы", что основная проблема миграции – столкновение разных мафиозных структур, преследующих свои цели.

Ему вторит политический обозреватель Кирилл Рогов: "Главная проблема с трудовыми мигрантами в России заключается не в том, что они есть. А в том, что они превращены в колоссальный коррупционный рынок". Основные потоки миграции идут в три сферы: торговлю, строительство, а также в муниципальные и городские службы. Торговые рынки, как признал уже даже Владимир Путин, крышует полиция. В строительстве и городском хозяйстве, более известном как ЖКХ, коррупционную выгоду получает подрядчик, кладущий в карман разницу в стоимости нелегальной и заявленной в сметах российской рабочей силы. И обороты этих коррупционных рынков огромны. Поэтому, как только власть, федеральная или региональная, пытается навести порядок в миграционной политике, она сталкивается с серьезным сопротивлением, перед которым в итоге пасует. Тем более, что, как утверждает тот же Рогов, и те, кто борется с нелегальной миграцией, и те, кто зарабатывает на ней, – части одного механизма.

Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев недавно предложил ввести для компаний, использующих труд нелегальных мигрантов, новый вид штрафных санкций: "Если объемы штрафов будут нефиксированными – две-три-пять тысяч рублей, а будут рассчитываться с оборота предприятия, то это заставит задуматься многих. В свое время Федеральная антимонопольная служба именно так предлагала штрафовать за нарушения монополистов. И если в данном случае точно так же объемы штрафов будут привязаны к оборотам компании, которая нарушает миграционное законодательство и привлекает нелегальную рабочую силу, то, я считаю, это будет гораздо более эффективным и действенным инструментом, чем административные меры наказания".

Хотя предложение Буева – тоже полумера, думается, власть вряд ли пойдет и на это. Денежные потоки, образуемые использованием нелегальной рабочей силы, идут в карманы людей, имеющих надежное прикрытие. Перефразируя реплику из популярного когда-то фильма, можно сказать: "Этот карман – кого надо карман".

А при таком подходе к делу миграционные проблемы не будут решены никогда.

 

Share