Vladimir V. Buyev

Налоговики в погонах. Интернет-журнал "Новая политика"

текст
Олег КОНЮХОВ

Законопроект об отмене налоговой "либерализации" вызвал жаркую дискуссию

Всего два года назад под лозунгом "хватит кошмарить бизнес" был проведен ряд законодательных изменений, призванных облегчить жизнь отечественных предпринимателей. В первую очередь – малого и среднего бизнеса, который никак не может развиться до величин, хоть немного сопоставимых с развитыми странами.

В 2011 году парламент одобрил внесение в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса следующего пункта: "Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами... для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".

Предприниматели и ряд независимых экспертов тогда заявили, что таким образом нечистые на руку правоохранители потеряли большие возможности для хорошо оплачиваемой помощи рейдерам, захватывающим чужой бизнес.

Теперь, по предложению СКР, прежний порядок возвращается, но в несколько ином виде. Возбуждать уголовные дела по нарушениям налогового законодательства сможет Следственный комитет на основе оперативных материалов МВД.

Говорят, что главный аргумент в споре о силовиках и налогах, убедивший президента в необходимости отмены реформы, – фискальный. Силовики якобы пообещали Владимиру Путину собирать во время экономического спада больше налогов в бюджет, если смогут поставить на кон свободу неплательщика. Утверждается, что реформа законодательства привела к тому, что в некоторых регионах вообще перестали возбуждать дела за налоговые правонарушения, а казна в результате несет потери. Так, в Москве по приговорам судов нарушители налогового законодательства должны были возместить 1 млрд. рублей, однако возмещено лишь 4 млн. рублей.

Непонятно, правда, какое отношение к данной ситуации имеет возможность вмешательства силовиков: речь идет не о том, что дела не возбуждаются, а о том, что не выполняются решения судов. Почему в этих случаях бездействует служба судебных приставов, и почему СКР хочет подменить не ее, а налоговую службу?

Между тем, планируемые поправки вызвали откровенное неприятие со стороны предпринимательского сообщества. Даже лояльный к власти председатель попечительского совета ОПОРЫ России Сергей Борисов заявил: "У полиции и простых следователей и без новой реформы куча проблем и работы. А вот в высших эшелонах полицейской иерархии есть очевидная недогрузка. Она и порождает желание заняться экономической сферой, налогами. Поэтому и появляются разного рода инициативы подменить налоговые органы, начать параллельную деятельность якобы по пополнению бюджета".

Руководители основных бизнес-организаций – РСПП, "Деловой России", "Опоры России", ТПП, совместно с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым в начале ноября обратились к президенту с просьбой провести дополнительные консультации по законопроекту. Они уверены, что возможен компромисс, согласно которому силовики могут получить право на доследственные действия до завершения налоговой проверки, но не более того.

Бюджету налоговики в погонах не помогут: размер недоимок последние десять лет практически не меняется, несмотря ни на какие реформы, уверены предприниматели.

Действительно, статистика говорит, что от количества уголовных дел собираемость налогов не зависит. Размеры недоимок, по данным ФНС, стабильно снижались до 2008 года, а в 2009 году их объем заметно вырос, но не из-за реформы уголовного законодательства в экономической сфере, а из-за кризиса. Именно он поставил российский бизнес в объективно тяжелые условия, когда уголовные дела можно было возбуждать против, пожалуй, каждого второго предпринимателя, но денег в казне это вряд ли прибавило бы.

"Есть закономерность: бизнес платит, сколько может, а не сколько предписано или установлено, – объясняет ситуацию вице-президент национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. – Поговорите с любым предпринимателем, он скажет: я каждый раз с бухгалтером советуюсь, сколько в этом месяце мы можем заплатить, чтобы в следующем продолжить работать. Под это "сколько можем" все и подгоняется".

Исследования как НИСИПП, так и других экспертных организаций показывают, что до середины 2009-го – начала 2010 года объемы теневой активности плавно, но неукоснительно снижались. Это падение шло по всем отраслям и видам деятельности. А то, что в 2010 году бизнес снова ушел в тень, было последствием ошибочных действий правительства. ЕСН раздробили на разные взносы по социальным фондам, а потом и ставки повысили. Доверие бизнеса к государству, которое только-только начало устанавливаться, было моментально разрушено.

Но даже в этих условиях с 2010 года в абсолютном измерении общий размер недоимок держится на одном уровне – чуть более 1 трлн. рублей, а их доля от всех налоговых сборов с 2009 по 2012 год снизилась почти вдвое – с 18,3 % до 9,6 %.

Между тем, последние действия власти могут привести к весьма печальным последствиям. Повышение вдвое пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей загнало в тень сотни тысяч из них. После этого наши граждане увидели, что всю накопительную часть пенсий бросили в Пенсионный фонд, по сути конфисковав миллиарды рублей. Обманули всех – и работников, и предпринимателей. Вернуть это доверие теперь будет очень трудно.

"Государство играет в кошки-мышки со своими гражданами, – констатирует Владимир Буев, – в том числе и с предпринимателями. И последствия этих игр будут весьма печальными. Нельзя вывести экономику из тени за год или два. Это надо делать постепенно, аккуратно. Для этого необходима внятная и прогнозируемая регуляторная политика государства, но пока ее нет".

Впрочем, авторы законопроекта оперируют другими цифрами: если в 2009 г. было зарегистрировано 14642 налоговых дел, то в 2011 г. – всего 3367. По сравнению с началом 2000-х гг. количество выявленных налоговых преступлений уменьшилось почти в 30 раз, говорится в материалах СКР. Основная задача налогового органа – проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а не борьба с налоговыми преступлениями, объясняет ухудшение показателей один из разработчиков документа, старший инспектор СКР Георгий Смирнов. Однако возникает вопрос о том, что именно хотят увеличить правоохранители – количество собираемых налогов или количество отправленных за решетку предпринимателей?

В том, что следователям нельзя возвращать право возбуждать дела по налоговым преступлениям, уверен и первый зампред думского комитета по промышленности Валерий Гартунг. По его словам, у них нет необходимой квалификации, а речь идет о довольно тонкой сфере, требующей обладания достаточными знаниями не только в налоговом праве, но и в экономике, в бухгалтерском учете.

Однако, как утверждает ряд экспертов, еще в 2011 году было понятно, что реформа законодательства по налогам долго не продлится. Слишком уж горячо желание силовых ведомств контролировать предпринимателей.

 

Share