Vladimir V. Buyev

Три четверти российских предпринимателей считают себя двигателями прогресса в стране. "Ведомости"

Михаил Малыхин


Фото: М. Стулов/Ведомости

Молодые предпринимате­ли из стран «двад­цатки» считают себя важным источником технологических инноваций в своей стране, выяснили исследователи из Accenture (NYSE:ACN) и Альянса молодых предпринимателей (YEA), опросив в этом году 1000 предпринимателей в возрасте до 40 лет, из которых около 100 — российские.

Судя по результатам опроса, оптимизм российских предпринимателей ниже среднего: если среди австралийцев и американцев двигателями прогресса себя чувствуют 89 и 87% соответственно, то среди россиян — лишь 68% (средний показатель — 76%). Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), не удивлен показателями. «Сегодня инновации наукоемки, на разработку новых конкурентоспособных продуктов необходимы большие средства, — считает эксперт. — Поэтому на практике выходит: чем меньше бизнес, тем менее он инновационен». Его мнение отчасти подтверждают японские молодые бизнесмены, среди которых двигателем инновационного развития считают себя 62% респондентов. Меньше только в Турции (59%).

Молодые предприниматели G20 полагают, что их способность вносить вклад в экономический рост зависит от взаимодействия с крупным бизнесом. 35% респондентов в мире и 30% в России сообщили, что они уже сотрудничают с крупными компаниями. Еще 46 и 58% соответственно намерены приступить к такому сотрудничеству в ближайшие два года. В числе плюсов работы с крупным бизнесом они азвали возможность выхода на новые рынки, доступ к трудовым ресурсам определенной квалификации, дорогостоящим технологиям и финансированию.

«Чтобы добиться успеха, нужна независимость и свобода инноваций, но никак не изоляция. Молодые предприниматели уже без подозрения относятся к крупным компаниям и не боятся работать с ними, — отметил управляющий директор международной практики стратегии и устойчивого развития Accenture Бруно Бертон. — Однако эти чувства нельзя назвать взаимными, и крупному бизнесу следует воспринимать предпринимателей как равноправных партнеров, а не как мелких поставщиков, вызывающих недоверие и раздражение».

Предприниматели ожидают большей поддержки со стороны государства. Две трети из них не удовлетворены текущей государственной политикой в области поддержки инноваций в предпринимательстве. 18% в мире и 13% в России заявили, что государство не принимает мер в данном направлении, а 49 и 57% соответственно считают, что помощь государства недостаточна или неэффективна. Основные их ожидания связаны с предоставлением налоговых льгот, возможности обучения и повышения квалификации в сфере технологий, а также государственного финансирования предпринимателей и малого бизнеса.

Буев считает, что российское государство тратит весьма немалые средства на поддержку молодых предпринимателей.«Только по Федеральной программе поддержки малого бизнеса по линии Министерства экономики из федерального бюджета ежегодно выделяется более 20 млрд руб., — напоминает Буев. — Средства идут на гранты, компенсацию расходов предпринимателей, микрокредиты, организацию семинаров и бизнес-инкубаторов». Однако, по словам эксперта, эффективность подобных финансовых вливаний весьма сомнительна: «Наш институт проводил исследования в 2008-2010 гг. о влиянии господдержки малого бизнеса на изменения в бизнес-среде. Мы не обнаружили каких-либо заметных изменений».

Эта публикация основана на статье «Упряжка для инноваций» из газеты «Ведомости» от 14.06.2013, №103 (3365).

 

Share