Vladimir V. Buyev

Увязли в «дорожных картах». «Деловая среда» – ежедневный журнал о предпринимателях и бизнесе

Андрей Леонов

Программы по улучшению предпринимательского климата в стране выполняются в лучшем случае наполовину

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин откровенно заявил, что реализация «дорожных карт», призванных облегчить жизнь среднего и мелкого бизнеса, буксует. Исполнение тормозят формальный подход чиновников и низкий уровень контроля реализации предпринимательских инициатив в аппарате правительства РФ. А независимые эксперты скептически относятся к самой идее реализации «дорожных карт» в России, по их мнению, как многие официальные программы, карты далеки от действительности.

Карты придется перерисовывать

Минимум четыре из девяти утвержденных правительством России «дорожные карты» придется переделывать, утверждает Андрей Никитин. Хуже всего, по его словам, ситуация обстоит с картой «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Карта была утверждена правительством еще в августе прошлого года и должна была сократить время, расходы и количество бюрократических процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов. По оценкам представителей АСИ, предусмотренные документом меры поддержки бизнеса, занятого в строительстве, так и не сдвинулись с мертвой точки. «Все принципиальные вещи находятся в процессе исполнения. Это значит, что срок нарушен, документ находится в аппарате правительства или в Госдуме. Задачи либо просто не выполнены, либо ведомство выпустило такой документ, который не соответствует этим целям и задачам»,— рассказал Андрей Никитин.


Что такое «дорожные карты»?

«Дорожная карта» это своего рода пошаговая инструкция по упрощению, удешевлению и ускорению различных процедур ведения бизнеса. Например, облегчение регистрации малого бизнеса или увеличение его доли в системе госзакупок. Документ разграничивает конкретные обязанности и полномочия между органами власти. «Дорожные карты» уже много лет успешно используют на Западе. С их помощью пытаются решить демографические и миграционные проблемы. В России «дорожные карты» с 2011 года разрабатываются Агентством стратегических инициатив по поручению Владимира Путина в рамках Национальной предпринимательской инициативы и направлены они «на улучшение инвестиционного климата». На данный момент распоряжениями правительства РФ утверждено девять «дорожных карт». Срок реализации всех мероприятий ограничен 2018 годом.


Переписывать, по его словам, придется также карты по «Совершенствованию таможенного администрирования», «Поддержки доступа на рынки зарубежных стран и поддержки экспорта» и «Повышения доступности энергетической инфраструктуры». По словам Андрея Никитина, чиновники формально относятся к выполнению утвержденных программ. В АСИ ссылаются на то, что в министерствах и ведомствах положительным результатом считают «бумагу» — внесенный документ, а не конкретные «изменения климата для малого и среднего бизнеса». «Документ не может быть результатом. Результат — это когда предприниматель проехал таможенный пост на три часа быстрее или подключил свою пекарню к электросетям бесплатно. Больше никаких показателей не существует»,— настаивают в АСИ на пересмотре критериев оценки выполнения «дорожных карт».

Для контроля исполнения «дорожных карт» агентство намерено использовать самих предпринимателей в каждом федеральном округе. Опросы, электронные измерители и оценка деловых и отраслевых партнеров, по мнению Никитина, позволят объективно судить об эффективности применения «дорожных карт». «Мы хотим донести до правительства и президента четкую информацию, что происходит на местах, где мы находимся. А также предложить варианты решений»,— рассказал глава АСИ. До конца года агентство обещает закончить последние четыре «дорожные карты». В ближайшее время на суд общественности будет предложена карта «по налоговому администрированию». Она влияет на координацию и упрощение налогового и бухгалтерского учета. «С ее помощью мы сократим количество бухгалтеров»,— утверждает Никитин. Готовятся также меры по упрощению «оценочной деятельности» и «доступа бизнеса в социальную сферу», а также созданию «национальной системы компетенции и квалификации».

Гладко только на бумаге

Впрочем, эксперты крайне скептически относятся к возможности «дорожных карт» реально повлиять на положение малого и среднего бизнеса в стране. По мнению адвоката компании «Налоговик» Антона Соничева, утвержденная «дорожная карта» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» не содержит конкретных способов повышения роли малого бизнеса в госзакупках и не гарантирует, что контракты получат именно представители МСБ. «Какой-нибудь большой холдинг может зарегистрировать через подставное лицо ООО, принять участие в госзаказе и получить его»,— считает Соничев. По его мнению, этого можно избежать, если в числе учредителей небольших фирм, претендующих на госзаказ, не будет крупных юридических лиц. Необходимо также исключить из условий конкурса правила, заведомо сокращающие круг потенциальных исполнителей контрактов: требование к численности штата, сроку существования организации, обеспечительным мерам в виде поручительства на определенную сумму.


Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин — о том, чего ждать малому и среднему бизнесу от реализации «дорожных карт»

«В каждой «дорожной карте» есть что-то для малого бизнеса»

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин — о том, чего ждать малому и среднему бизнесу от реализации «дорожных карт»

— Какие «дорожные карты» могут стать действительно прорывными для малого бизнеса?

— У нас в каждой карте есть что-то для малого бизнеса. Одним из самых важных решений я считаю исключение необходимости согласования проектов внутреннего и внешнего электропотребления объектов мощностью до 150 кВт по карте «Доступа предприятий к электроэнергетике». По отзывам предпринимателей, это уже начало работать. К примеру, в Москве подключаться к электросетям стало быстрее и проще. Очень важной является недавно принятая карта по доступу малого бизнеса к закупкам госкомпаний. Мы хотим квотировать доступ к прямым закупкам инновационной продукции. То есть создать спрос. Фонд «Сколково» помогает инновационным компаниям. Дальше возникает вопрос: как сделать так, чтобы они продавали свои товары здесь, а не только за рубеж? Наши компании должны выступать потребителями. Из достаточно простых, но важных — карта, призванная упростить регистрацию предприятий. Благодаря ей, любой в ближайшее время сможет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя через интернет за три дня. Это решение уже существует. Но когда оно заработает, вопрос не ко мне, а к Федеральной налоговой службе.

— Вы говорили о том, что часть дорожных карт «провисает», не выполняется в срок и так, как требуется. Предусмотрена ли какая-то система ответственности за невыполнение?

— Поскольку «дорожная карта» утверждается постановлением правительства РФ, система наказаний точно такая же, как и при стандартном неисполнении поручений председателя правительства РФ. Но мы обсуждали эту проблему, и Дмитрий Медведев нас поддерживает, появится особый, жесткий контроль по «дорожным картам» по принципу проектного управления: будет один ответственный за каждую конкретную карту. С другой стороны, приняв карты в новой редакции, мы четче будем видеть результат по каждому пункту. Необходимо также ускорить прохождение через Госдуму изменений в Земельный, Градостроительный кодексы и другие законы. У нас сложилось хорошее взаимопонимание с Минрегионом, с Госстроем России, и, я думаю, мы ускоримся. Такое обоюдное желание есть как у бизнеса, так и со стороны государства.

— Приведите примеры взаимодействия малого бизнеса с крупными корпорациями. Какие факторы препятствуют развитию этого взаимодействия?

— Например, «Газпром», в котором существует четкая процедура постановки новых материалов на производство. Она включает в себя определенные испытания, и, например, поставщики изоляционных материалов не такие уж и крупные. Но проблема в том, что об этом нигде не сообщают. То есть, если вы догадаетесь туда прийти, откроете правильную дверь, то сможете, будучи даже небольшой фирмой, начать работать с «Газпромом». Мы считаем, что компании с госучастием, госкорпорации должны стимулировать сотрудничество с ними малого бизнеса: не просто ждать, когда они сами придут, а приглашать их. То есть создавать условия, при которых предпринимателям должно быть понятно, что свой продукт они могут подать на рассмотрение в «Газпром», «Роснано» или «Роснефть». Когда мы готовили карту, не чувствовали принципиального сопротивления. Есть большая компания, есть бюрократия и сложность принятия решения. Но идеологически никто не возражал.

— В дорожной карте о госзакупках остается непонятно, как будет увеличиваться доля закупок заказчиков в электронной форме и кто будет за это отвечать.

— А мы бы и не хотели на этом этапе что-то уточнять. Мы посмотрим, у кого будет лучше получаться, и эту практику потом будем масштабировать. В госкомпаниях работают умные люди, мы же не должны их учить работать. Чтобы они ни сделали, их будем оценивать не мы, а бизнес. И бизнес скажет: вот в этой компании система классная, а в той — симулятор, который не работает, а создает видимость. «Дорожная карта» гибкая, это план, он может меняться, обновляться.


Процедуры карты «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», по мнению Соничева, наоборот, заведомо усложнены. Программа была утверждена в марте 2013 года и обещает упрощение, ускорение и удешевление разрешительных процедур для регистрации юридических лиц. Одной из мер, в частности, является отмена печати для юридических лиц при прохождении регистрации. По словам вице-президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимира Буева, во многих странах мира печать вообще не используется и достаточно подписи. «Из „дорожной карты” непонятно, будет ли печать отменена вообще или только на время прохождения регистрации,— отмечает эксперт.— Непонятно и почему печать собираются отменить только в декабре 2014 года, а не прямо сейчас».

Ситуация с «дорожной картой» по оптимизации госрегистрации, по мнению Буева, хорошо показывает, что большинство мероприятий всех карт изначально построены на посылах, которые не имеют отношения к российской действительности. «Допустим, говорится, что малый бизнес — движущая сила развития экономики. Но это не про нас. За все 20 лет мелкие предприниматели так и не стали в России движущей силой. Это миф, который поддерживается непонятно зачем»,— говорит Владимир Буев.

По оценкам Евразийской экономической комиссии, малый бизнес в нашей стране формирует максимум 20–21% ВВП, а в странах Западной Европы — 60–80%. Буев считает, что основная ошибка авторов «дорожных карт» — ориентация на рейтинг Всемирного банка Doing Business («Ведение бизнеса»), который сам банк уже готов признать бесполезным. «Исследование не учитывает особенности экономики нашей страны. Но поскольку мы хотим формально подняться в рейтинге, обращаем внимание на те проблемы, которых на самом деле у нас нет»,— считает Буев.

Вместо «дорожной карты» по оптимизации госрегистрации, по мнению Буева, следовало разработать карту по ликвидации предприятий. «Потому что зарегистрировать юрлицо относительно просто, а вот ликвидировать его намного сложнее. На это может уйти и полгода и год»,— объяснил Буев. Крайне необходимым для отечественных предприятий эксперт считает создание «дорожной карты» по защите собственности бизнеса. На деловой климат в России оказывает огромное влияние деятельность контролирующих и проверяющих ведомств и организаций. Владимир Буев предлагает ликвидировать те виды надзора, которые дублируют друг друга. «Потребнадзор и сельхознадзор осуществляются и на федеральном, и на региональном уровне, во многом они пересекаются друг с другом. Чем больше надзоров, тем больше у них желания сесть на шею бизнесу»,— утверждает Владимир Буев.

 

Share