Vladimir V. Buyev

Бизнес вписался в общую коррумпированность государственной системы. Интернет-журнал "Деловая среда"



Юлия Хомченко

Коррупция в российском бизнесе развита почти так же, как среди чиновников и сотрудников правоохранительных органов

Коррупция в российском бизнесе, читают жители страны, так же сильно развита, как в среде чиновников, сотрудников правоохранительных органов и судей. Международная организация Transparency International вчера представила результаты исследования представлений граждан о коррумпированности различных секторов общества «Барометр мировой коррупции — 2013». 57% опрошенных считают, что бизнес в России сильно коррумпирован. Сами бизнесмены только разводят руками: не они устанавливают правила игры.

«Граждане нашей страны разуверились в эффективности государственной антикоррупционной кампании»,— утверждают представители международного движения по противодействию коррупции. В представлении россиян, коррупция, с которой государство якобы активно борется последние пять лет, пронизало все общество. Более всего коррумпированы чиновники (74%), полиция (66%), судебная (59%) и парламентская системы (54%).

«Основное бремя ответственности за высокий уровень коррупции в стране люди возлагают на чиновников, бизнес они склонны винить в меньшей степени, однако и оценка уровня коррупции в бизнесе довольно высока — 57%»,— заявил «Деловой среде» заместитель директора Центра Transparency International по исследованиям Антон Поминов. По его словам, для России характерна «коррупция вымогательства» и «коррупция удобства», когда бизнес по собственной инициативе платит за то, чтобы ускорить процесс согласования.

В стране даже появились специфические термины. «Очень сложно объяснить западным коллегам, что такое „норма отката». Это доля от суммы контракта, которую на рынке принято отдавать за совершение сделки»,— говорит Поминов. Представитель Transparency International отмечает, что в исследовании принимали участие как сами предприниматели (7% выборки), так и наемные работники из негосударственных компаний (52%). «Люди сталкиваются с разными историями у себя на работе, в СМИ и понимают, что бизнес в России довольно сложно делать честно»,— отмечает Поминов.

Негативное отношение россиян к бизнесу у социологов удивления не вызывает. Заместитель директора Аналитического центра Юрия Левады Алексей Гражданкин заявил, что представления россиян о современных предпринимателях сегодня не сильно отличаются от восприятия ими бизнесменов в 90-х. По данным «Левада-центра», основными качествами, приписываемых обывателями представителям бизнес-сообщества по-прежнему являются «жажда наживы» (так считают 53%), «склонность к разного рода жульничеству и махинациям» (35%) и «неразборчивость в средствах достижения своих целей» (28%).

Гражданкин отмечает, что объективных замеров уровня коррупции в бизнесе нет. По его мнению, в оценках респондентов отражаются, в том числе, и «архаические психологические установки» общества по отношению к бизнесу. Представители бизнес-сообщества считают, что результаты исследования объективно отражают условия ведения бизнеса в России.

Председатель всероссийского движения «За честный рынок», эксперт Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков уверен, что многие предприниматели, а точнее их бизнес, просто не принадлежат самим себе. «Многие годы в стране складывалась ситуация, когда чиновники, силовики или депутаты у предпринимателей либо отнимали бизнес, либо теми или иными способами входили в долю»,— говорит он. По мнению Хандрикова, сегодня сложно сказать не только кому принадлежит та или иная компания, сложно определить реального владельца небольшой палатки. «Очень часто за внешним руководителем или хозяином стоят представители власти того или иного уровня, в этом случае на многое закрывается глаза и многие вопросы бизнеса решаются при помощи коррупции»,— уверен представитель бизнес-сообщества.

Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев считает коррупцию производной той системы управления, которая сложилась в стране. Когда коррумпированы основные сферы регулирования: правоохранительная и судебная системы, бизнесу приходится играть по их правилам. «Если ты не участвуешь в этих схемах, ты имеешь меньшие конкурентные преимущества и вынужден уйти с рынка. Это относится ко всем группам, к среднему, крупному и к малому бизнесу»,— говорит Буев.

У представителей Transparency International есть дельный совет, как победить коррупцию: «не ограничивать антикоррупционную деятельность отдельными шумными показательными делами», «обеспечить полную и равную ответственность за коррупционные деяния не только для рядовых предпринимателей, чиновников правоохранителей, но и для высших должностных лиц». Но рекомендации эти, судя по всему, довольно сложно выполнить.

 

Share