Vladimir V. Buyev

Создание стартапов уменьшается, но их качество растет. «Ведомости»

Хотя институтов поддержки предпринимателей стало больше, эксперты считают, что бизнес-климат дестимулирует частную инициативу



Фото: А. Махонин/Ведомости

Начиная с кризисного 2009 года идеи массового вовлечения россиян в предпринимательство, создание собственных бизнесов активно пропагандировались и поддерживались и государственными структурами, и различными частными фондами. «Ведомости» поинтересовались у экспертов, с каким настроем они входят в последний год «пятилетки» всеобщего предпринимательства.

«Господдержка малого и среднего бизнеса перестала восприниматься обществом как пустые разговоры, — убежден Антон Гервасьев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. — И сейчас объем заявок от предпринимателей превышает предложение».

В 2012 г. по рейтингу «Опоры России» Екатеринбург стал лидером среди городов-миллионников по созданию условий для ведения предпринимательской деятельности. Гервасьев считает, что за последний год деловой климат изменился к лучшему.

Защищают, но сносят

Бурным выдался год и для столичных предпринимателей. Еще в феврале в Москве появился штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, одной из основных задач которого было содействие устранению административных барьеров, а также работа с жалобами и обращениями предпринимателей.

Именно создание штаба Алексей Комиссаров, глава департамента по науке, промышленной политике и предпринимательству, считает одним из ключевых событий года. По его словам, с февраля к ним поступило более 200 обращений предпринимателей и 130 вопросов удалось закрыть, попутно решив ряд системных проблем, таких как подключение к электросетям и газопроводу нежилых помещений жилых домов.

«Конечно, не все решается гладко. Мы довольно часто сталкиваемся с противостоянием разных чиновников, которые работу предпринимателям облегчать не спешат, — говорит Комиссаров. — Наша задача — не превратить это все в кампанейщину, когда та или иная структура отчитывается о сделанном, ставит галочку, а потом все откатывается к старым порядкам».

Комиссаров признает, что в новый год перешло и много нерешенных вопросов по размещению нестационарных торговых объектов. Кампания по наведению порядка в этой сфере стартовала в ноябре и вызвала много недовольства как со стороны предпринимателей, так и со стороны некоторых производителей, при том что все участники рынка согласны с необходимостью единых прозрачных правил размещения объектов торговли.

Борьбу с ларечниками в Москве Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, считает одним из важных событий года со знаком минус. Кампанию по сносу палаток и по суду, и безо всяких судебных решений только потому, что этого захотела региональная власть (столичная прокуратура в действиях власти нарушений не нашла), по его словам, хотели поддержать и другие регионы. Но там прокуратура вступилась за ларечников. «Получается, прокуроры защищают владельцев киосков везде, кроме Москвы», — приходит к выводу эксперт.

Взросление стартапов

«Стартап-активности в России всего 2-2,5 года. И первая волна энтузиазма, связанная с активным продвижением в массы идей создания стартапа, начала спадать», — говорит Аркадий Морейнис, создатель «Главстарта».

Явная тенденция 2012 г., по словам Морейниса, в том, что стартапы из моды стали превращаться в бизнес. Подход к проектам и у инвесторов, и у предпринимателей стал более взвешенным, деловым.

«Многие стартаперы первой волны были уверены, что дело пойдет быстрее, а денег будет больше. Однако блицкриг не удался. Все осознали, что работа со стартапом сложна. И надо вкалывать, как и над любым обычным бизнесом. Ощущать себя, как в стае жар-птиц, не стоит», — советует Морейнис.

Возможно, количество финансируемых стартапов будет уменьшаться, прогнозирует эксперт. Раньше проекты часто финансировали по принципу «хорошие ребята, горят идеей, надо им помочь». Теперь волна энтузиазма обретает бизнес-формы. Подтверждением этого Морейнис считает приход в Россию крупнейшего стартап-акселератора Кремниевой долины Plug&Play.

Добились признания

Переломным для социального предпринимательства считают прошедший год в фонде «Наше будущее», созданном по инициативе Вагита Алекперова пять лет назад. Фонд фактически первым в России стал активно продвигать идею создания именно социально ориентированных бизнесов. Поддержал уже более 70 региональных проектов, зарегистрировал в конце 2012 г. первый в России товарный знак «Продукция социального предпринимательства», который позволит покупателям делать осознанный выбор в пользу продукции и услуг социальных предпринимателей.

«Для нас приоритетная задача — добиться закрепления понятия социальное предпринимательство” на законодательном уровне», — говорит Наталия Зверева, директор фонда «Наше будущее». Социальное предпринимательство уже поддерживается государством в лице Минэкономразвития, Агентства стратегических инициатив, но на данном этапе ему, по словам Зверевой, необходимо придать четкий статус.

Будущее Буеву представляется не очень оптимистичным. Он полагает, что бизнес-климат в стране продолжает дестимулировать частную инициативу и сдерживать развитие предпринимательства. «Основным фактором развития в этом году было наличие платежеспособного спроса. Микробизнес продолжал стагнировать (несмотря на существенные грантовые вливания), малый бизнесс числом работников от 15 до 100 человек и годовым оборотом до 400 млн руб. за счет спроса со стороны населения и крупного бизнеса даже подрос, но тенденция в следующем году без улучшения качества регулирования и правоприменительной практики может смениться спадом».

Сменить модель
Борис Титов
уполномоченный по правам предпринимателей при президенте России
«В 2013 г. мы наконец-то должны уйти от стабилизации нашей сырьевой модели экономики и вместе с предпринимателями прийти к модели развития несырьевого сектора»

Эта публикация основана на статье «Придется вкалывать» из газеты «Ведомости» от 18.01.2013, №5 (3267).

 

Share