И вторая попытка Роспотребнадзора не увенчалась пока успехом
Эксперты: Рукавишникова Татьяна Леонидовна
Минэкономразвития России подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на подготовленный Роспотребнадзором проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и статью 13 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов”».
Ранее отрицательное заключение по подобному (да практически идентичному) проекту уже выдавалось. За историей отмены уведомления мы наблюдаем достаточно давно – с декабря 2013 года когда впервые были объявлены публичные консультации. Письмо ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» с мнением по проекту акта, помимо отправки разработчику по электронной почте, размещалось в открытом доступе, с ним можно ознакомиться на нашем сайте.
Пожалуй, сейчас нет смысла пересказывать всю историю проекта (разве что можно упомянуть, что мы не оставили вниманием и этот проект – отправили по нему мнение как на портал, так и по электронной почте разработчику, второе даже не попало в сводку), гораздо интереснее рассмотреть заключение, подготовленное уполномоченным органом. Можно отметить, что обоснование наличия избыточных положений в проекте акта не полностью новое (но это и логично, в конце концов, разработчик тоже не новый проект разместил): как и в предыдущий раз Минэкономразвития России указывает на наличие возможности проведения внеплановых проверок без уведомления, если есть риск безопасности жизни и здоровья: «Обращаем внимание, что частью 17 статьи 10 Закона № 294-ФЗ определены случаи, когда при проведении внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предварительного уведомления не требуется: в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.». Пожалуй, это можно отнести к основному обоснованию отсутствия необходимости введения регулирования, однако уполномоченный орган решил гораздо детальнее рассмотреть проект акта и поискать прочие барьерные положения (может, в надежде, что это убедит разработчика не размещать подобный проект в третий раз с мыслью: «ну может хоть в этот раз получится, не могут же заворачивать нас вечно»).
Следующее обоснование уже новое (в том смысле, что его не было в прошлом заключении об ОРВ – нарушение разработчиком презумпции добросовестности юридических лиц (предусмотренной статьей 3 закона 294-ФЗ), то есть нарушение прав предпринимателей, тех самых, которых государство должно поддерживать, тем более, что по статистике организации общественного питания в большинстве своем являются малым и средним бизнесом, которому итак нелегко живется и лишние притеснения могут привести к отказу от ведения своей деятельности, что идет в разрез с основной (декларируемой) политикой государства. Более того, уполномоченный усмотрел риски увеличения законотворческих инициатив со стороны прочих ведомств в области процедуры проведения проверок, что естественно, негативно скажется на всем бизнесе.
Также в проекте акта были выявлены положения, приводящие к правовой неопределенности, недостаточные обоснования в пояснительной записке, сводном отчете. Кстати, довольно много внимания уделено как раз статистике, приведенной в сводном отчете, что не может не радовать, поскольку свидетельствует о постепенном росте значимости количественной оценки, столь важной для оценки регулирующего воздействия. Упор уполномоченного в данном заключении сделан на недопустимость вольной интерпретации данных, нужно четко понимать, что увеличение одной цифры (числа нарушителей, выявленных при проверках) еще не является обоснованием проблемы, нужно смотреть на картину в целом, например, на динамику количества проверок, эффективность этих проверок и т.д.
В заключении хотелось бы сказать о положительной тенденции в подготовке заключений об оценке регулирующего воздействия уполномоченным (что было отмечено еще при подготовке обзора заключений об оценке регулирующего воздействия, размещенных на официальном сайте Минэкономразвития России) – заключения стали менее формальными и более содержательными (то есть больше внимания уделяется содержанию положений проектов актов, а не только соответствию процедур проделанных разработчиком тому, что установлено законодательно). Надеемся, что намеченная тенденция не изменится в будущем.