Вашему вниманию третий раунд исследования-мониторинга «ОРВ в регионах: лучшие практики. 4 квартал 2015 года». В третьем раунде проанализировано более 1350 документов, в целом за три раунда было проанализировано около 3700 документов из 70 регионов. Первый раунд данного исследования («ОРВ в регионах: лучшие. 2 квартал 2015 года») был выпущен в сентябре, второй («ОРВ в регионах: лучшие. 3 квартал 2015 года») в декабре прошлого года.
Данный мониторинг является независимым и не дублирует официальные обзоры Минэкономразвития России. Команда экспертов, имеющая опыт в вопросах проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и ее методологии, анализирует все размещенные субъектами РФ документы на своих сайтах, посвященных ОРВ и публичным консультациям за период, и выбирает лучших в следующих номинациях:
1. Самые полные отчеты.
2. Лучшие расчеты издержек и выгод.
3. Лучшая попытка охарактеризовать издержки и выгоды.
4. Самые альтернативные.
5. Лучшие экспертные заключения.
6. Самые обсуждаемые.
7. Лучший отчет о публичных консультациях.
8. Лучший отход от шаблонов.
В текущем раунде в число отмеченных регионов попали ранее еще не отмечавшиеся Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край и Липецкая область.
Помимо выявления лучших документов по указанным номинациям в исследовании подведены итоги по прошедшим трем раундам. В мониторинге представлены данные о регионах, лидирующих с точки зрения попадания в лучшие практики: всего за период проведения мониторинга в исследовании были отмечены документы по ОРВ из 26 субъектов РФ. При этом эксперты сравнили регионы, отмеченные номинациями с официальным рейтингом Минэкономразвития России по уровню развития ОРВ за 2015 год. В число лучших субъектов РФ по результатам мониторинга НИСИПП попали как субъекты РФ, занявшие высокие позиции в рейтинге, так и регионы, оказавшиеся за пределами первой тридцатки. В числе субъектов РФ, чаще всего попадавших в лучшие: Ульяновская область, Новосибирская область, Чувашская Республика, Вологодская область, Костромская область, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Томская область, Омская область.
Систематически в номинации «Лучшие экспертные заключения» место занимает Новосибирская область (отмечена во всех трех раундах), в номинации «Самые обсуждаемые» можно отметить Удмуртскую Республику (отмечена в двух раундах), «Лучшие расчеты выгод и издержек» в двух раундах были отмечены в Республике Дагестан, «Лучшая попытка охарактеризовать издержки и выгоды» – в Ульяновской области.
Помимо указанного выше, в текущем раунде проведена оценка структуры нормативных правовых актов, проходивших ОРВ в регионах по сферам регулирования. Анализ основывался на 2380 заключениях, размещенных во втором – четвертом кварталах 2015 года на сайтах 70 субъектов РФ. Первые три места в рейтинге сфер занимают «субсидии, кредиты, гарантии сельскому хозяйству, рыбоводству и рыболовству» (15,5% всех оценок) и «предоставление земельных участков, аренда без торгов, арендная плата, кадастровая стоимость земли, имущество, приватизация» (8,5%), «субсидии, кредиты, гарантии МСП, прочая поддержка МСП» (6,1%).
Что касается наиболее интересных и отмеченных как лучшие практики документов, то они чаще касались регулирования в таких сферах, как «производство и оборот алкогольной продукции, тонизирующих напитков», «предоставление земельных участков, аренда без торгов, арендная плата, кадастровая стоимость земли, имущество, приватизация», «патентная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, налог на имущество, другие налоги и налоговые ставки, льготы».
Следует отметить, что есть сферы регулирования, где лучших практик не нашлось совсем или они оказались редки. Это такие важные сферы, как «субсидии, кредиты, гарантии сельскому хозяйству, рыбоводству и рыболовству», «регулирование использования лесного фонда», «регулирование обращения отходов, выбросы вредных веществ, экология», «развитие инновационной деятельности», «энергетика, энергосбережение».
С результатами исследования можно ознакомиться в прилагаемой презентации.
НИСИПП намерен продолжать данное исследование, как способствующее обмену лучшими практиками и дополняющее инициативы Минэкономразвития России по информационному освещению опыта проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах РФ.