(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий
"Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.)
Малому бизнесу в современной России 20 лет. Сегодня совершенно невозможно планировать развитие субъектов РФ и их муниципальных образований без учёта его вклада в решение социальных, экономических, отраслевых, демографических и иных проблем.
Масштабы развития малого бизнеса весьма внушительны. Так только в Москве по официальным данным органов статистики в малом бизнесе на более чем 200 тысячах малых предприятий (не менее 90% от всех предприятий города) занято более 2 млн. чел. (не менее 30% от экономически активного населения). Выручка этих предприятий в 2006 году превысила 4 трлн. руб., а налоговые выплаты в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на протяжении последних лет превышают 200 млрд. руб. И это без учёта вклада индивидуальных предпринимателей.
Такие масштабы требуют максимально правдоподобной оценки состояния малого и среднего предпринимательства и его вклада в социально-экономическое развитие субъекта федерации. Особое значение достоверности этих оценок осознаётся на этапе присоединения России к ВТО.
Правительством Москвы проводится целенаправленная политика по развитию малого бизнеса. В рамках комплексных целевых программ, реализуемых под руководством Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы осуществляется комплекс мероприятий по созданию и развитию информационно-аналитического обеспечения малого бизнеса. Реализация этих мероприятий осуществляется информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства (ГИАЦ МЦРП).
В результате проделанной работы накоплен обширный банк данных о субъектах малого предпринимательства, включающий в себя информацию сорока пяти баз данных официальных и альтернативных источников, в том числе:
- данные официальной статистики по малому предпринимательству (Мосгорстат, Госкомстат);
- данные бухгалтерской отчетности (БО) малых предприятий;
- данные многочисленных социологических исследований по проблемам малого бизнеса (опросы предпринимателей, делового актива, Интернет опросы);
- результаты исследования международного опыта поддержки малого бизнеса;
- информацию периодических изданий по проблемам малого бизнеса;
- результаты работ экспертных групп и организаций;
- данные альтернативных источников (ПРФ, МВД, ФНС, ФТС и др.).
- данные внешней конкурентной среды.
Всего банк данных содержит 7,8 млн. записей (510 млн. значений показателей), отражающих состояние 1,5 млн. малых предприятий за 10 лет. Наибольший интерес представляют данные о МП, представивших бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики в период 1996-2005 гг. Эти данные позволяют проводить оценки состояния малого бизнеса региона с максимально возможной на сегодняшний день степенью достоверности, полноты и детализации.
С целью решения задачи унификации и обобщения накопленной информации на базе системного подхода разработана комплексная система показателей финансово-экономического состояния малого бизнеса и ряд методик расчета некоторых показателей, вошедших в предложенную систему, в том числе:
методика оценки валового регионального продукта, произведенного малыми предприятиями г. Москвы;
методика оценки налоговых поступлений от малых предприятий г. Москвы с учетом изменений налогового законодательства в 2004-2005 гг.;
методика оценки финансовой устойчивости малых предприятий;
методика верификации агрегированной ситуационно-факторной модели состояния малого предпринимательства Москвы и его вклада в социально-экономическое развитие города;
методика корректировки официальных статистических данных о состоянии малых предприятий Москвы с учетом альтернативной информации;
и другие методики.
Предложенный системный подход позволяет перейти от оценки состояния к оценке ситуации.
С целью решения задачи практической обработки и представления имеющейся информации, ГИАЦ разработаны и используются специальные информационно-аналитические средства, в том числе:
- информационно-расчетный комплекс (ИСУБД «Кронос-Плюс», интерактивная база данных, сайт и другие Интернет компоненты), позволяющий оперативно получать агрегированные характеристики совокупности малых предприятий в различных срезах;
- агрегированная ситуационно-факторная модель состояния малого предпринимательства Москвы и его вклада в социально-экономическое развитие города и автоматизированный комплекс моделирования (ПК АСФМ’06), позволяющий проводить углубленные исследования состояния и тенденций развития отдельных типологических групп (рядов, кластеров) малых предприятий и составлять прогноз по принципу «что, если» на перспективу с учетом теневых составляющих.
Оценки состояния малого бизнеса с использованием разработанного информационно-аналитического аппарата показывают значительные расхождения с данными официальной статистики.
Так расхождение в количестве занятых в малом бизнесе оценивается в 1,5 млн. человек, расхождение в количестве СМП не менее 50 тыс. ед., показателя выручки более чем на 1 трлн. руб., а показатель инвестиций в основные средства расходится почти на порядок.
Необходимо особо отметить, что такие значимые показатели оценки вклада малого бизнеса в экономику региона, как ВДС и сумма налоговых отчислений в официальных данных отсутствуют. По оценкам ГИАЦ суммарная валовая добавленная стоимость совокупности МП г. Москвы в 2006 годы достигла 1 трлн. руб., а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней на протяжении последних лет превышают значения в 200 млрд. руб.
Отдельно стоит проблема вклада малого бизнеса во внешнеэкономическую деятельность.
Основные проблемы, приводящие к неоднозначности или отсутствию оценок отдельных социальных и экономических показателей и не позволяющие оценить ситуацию и, тем более, спрогнозировать развитие малого бизнеса заключаются в следующем.
Первое - отсутствие качественной первичной информации о состоянии совокупности субъектов малого предпринимательства.
Второе – отсутствие единого перечня показателей состояния совокупности субъектов малого предпринимательства региона (единого для всех организаций!).
Третье - недостаточность адекватных утвержденных методик для расчета и информационного наполнения единой системы оценочных показателей.
Четвёртое - невозможность в налоговых органах идентификации всей совокупности субъектов малого предпринимательства в соответствии с критериями действующего законодательства1.
Пятое - необходимостью очистки исходной базы данных, в частности бухгалтерской отчётности (формы 1 и формы 2) от ошибок при её первичном заполнении.
Шестое – «нежелание» государственных органов учитывать теневой сектор экономики, вес которого согласно проведенным исследованиям достаточно велик, и целый ряд других проблем.
Наиболее сложной и актуальной проблемой является получение качественной первичной информации о состоянии совокупности субъектов малого предпринимательства. Информация о субъектах малых предприятий должна быть полной, объективной, достоверной, доступной, актуальной, существенной, проверенной и сопоставимой. Вопреки международной практике органы государственной статистики не получают на регулярной основе подавляющую часть информации о состоянии субъектов малого предпринимательства, основная часть которой имеется в распоряжении налоговых и таможенных органов. Тем самым, получение достоверных оценок финансово-экономических характеристик деятельности МП только на базе современных статистических данных не представляется возможным.
Несмотря на предпринимаемые попытки создания и утверждения единого перечня оценочных показателей малого бизнеса и методик их расчета, а также устранения сопутствующих технических задач, данные проблемы не решены.
Особой проблемой является необходимость учета теневых составляющих деятельности малого бизнеса. По оценке ГИАЦ, наиболее вероятная доля малых предприятий, полностью находящихся в теневом секторе экономики, составляет 15 – 20%, а доля неработающих предприятий – 7-10%, теневой оборот – 40%, доля теневой заработной платы на уровне 70%, скрываемых налогов – 50%, теневой прибыли – 70%. Отказ от учета теневой составляющей финансово-экономической деятельности малого бизнеса не только противоречит нормам международного права, но и все больше усугубляет проблему расхождения официальных данных и реальной ситуации. Принятие эффективных решений, сводящих к минимуму это явление в России, не возможно без учета международного опыта и права.
Предлагаются следующие пути решения обозначенных проблем.
Первое - использовать данные о малом предпринимательстве из налоговых органов, Пенсионного фонда РФ, других фондов (ФСС, ФОМС и др.), ФТС, счетной палаты, МВД, судов (арбитражных, гражданских, уголовных).
Второе - разработать и утвердить единый Перечень показателей малого бизнеса и методик их расчета, закрепив в соответствующих законодательных актах четкие и применимые на практике критерии отнесения предприятий к сектору СМП. В первую очередь решить проблему таких социально значимых статистических показателей как численность занятых, количество субъектов малого предпринимательства, заработная плата работников малого бизнеса, объема экспорта и импорта товаров и услуг и др.
Третье – законодательно решить вопрос организации регулярных и достаточно полных статистических наблюдений, в т.ч. сплошных обследований.
Четвёртое – решить в нормативно-правовом поле и ввести в практику учет теневых составляющих деятельности субъектов малого предпринимательства.
Пятое - шире использовать программно-технологические и методологические наработки Москвы и других регионов для оценки состояния малого предпринимательства и его вклада в социально-экономическое развитие города, так как весь объем первичной информации о секторе СМП возможно обрабатывать только при наличии специальных информационно-аналитических средств обработки данных.
Шестое - проводить мониторинг малого бизнеса, при этом под мониторингом понимается в широком смысле специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, установления связей, контроля и прогноза в трансформирующихся внешних условиях конкурентной среды.
Предлагается проведение мониторинга малого бизнеса и внешней среды по следующим направлениям:
- мониторинг уровня развития МСП на основе официальных статистических данных, данных бухгалтерской отчетности, предоставляемой субъектами МСП в органы статистики, данных Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и других административных источников информации;
- мониторинг проблем развития МСП (административных барьеров; финансовых и имущественных проблем; доступа к новым технологиям, знаниям; проблем менеджмента в организации, в части управления предприятием, персоналом, финансами и т.д.);
- мониторинг рынка услуг для МСП (финансовых, информационных, кадровых, имущественных, технологических, продвижения товаров, обеспечения безопасности, консультационных и иных услуг).
- мониторинг нормативно-правовой среды МСП.
- мониторинг эффективности выполнения мероприятий программ поддержки МСП.
В соответствии с выбранными направлениями предлагается разработать систему базовых индикаторов и оценочных показателей малого бизнеса (а также соответствующие методики их оценки), которая позволит более полно и достоверно оценить уровень развития МСП, эффективность функционирования субъектов МСП и вклад МСП в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
По прошествии 20 лет малый бизнес Москвы и России в целом вышел на новый этап своего развития. На этом этапе малый бизнес можно охарактеризовать как стабильно развивающуюся систему общенационального масштаба, имеющую значительный вес в социальной и экономической сфере развития страны.
Принятие эффективных решений по социально-экономическому развитию регионов и России в целом не возможно без организации и введения в практику системного информационно-аналитического обеспечения малого бизнеса.
Список литературы
- Гараган С.А., Ширабон Н.В., Совершенствование системы оценочных показателей малого бизнеса, Экономический анализ, 17(74)-2006.
- ФЗ РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 12.05.1995.
В.Н. Нагих,
руководитель информационно-аналитического управления
Московского центра развития предпринимательства
А. И. Карпухин,
главный специалист информационно-аналитического управления
Московского центра развития предпринимательства
Ширабон Н.В.
ведущий специалист информационно-аналитического управления
Московского центра развития предпринимательства
1 ФЗ РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 12.05.1995.