Авторы: Томская торгово-промышленная палата по заказу Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области
Аннотация
- Проблема исследования. Малое предпринимательство сегодня относится к числу важнейших направлений экономического развития. Его состояние и динамика развития не только являются показателями здоровья экономики; малый бизнес выполняет и важнейшие социальные функции: оптимизации и стабилизации социальной структуры, обеспечения социальной динамики и инноватики, предупреждения и снижения социальной напряженности, высвобождения конструктивного личностного ресурса.
Вместе с тем, малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития, в том числе, по улучшению инвестиционного климата в регионе, содействию выходу на межрегиональные и международные рынки, формированию заказа для подготовки кадров для малого бизнеса, информационной и консультационной поддержки.
Сказанное обусловливает необходимость ежегодного мониторинга состояния малого бизнеса, который позволит проследить динамику его развития, в результате проводимой администрацией Томской области политики поддержки малого предпринимательства, выявить основные проблемы и перспективы дальнейшего развития.
- Цель и задачи исследования. Целью исследования является получение максимально достоверной и объективной информации о состоянии, характере, тенденциях и перспективах развития малого бизнеса в регионе как основы для выверенной политики его оптимизации.
Задачами, позволяющими достичь этой цели, являются:
а) получение максимально полной периодической информации о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса в регионе, позволяющей властным и управленческим структурам аргументированно и конструктивно взаимодействовать с субъектами малого бизнеса и общественностью;
б) создание информационно-аналитической базы для выработки мер по дальнейшей поддержке и развития малого бизнеса в Томском регионе.
- Содержание мониторинга. Проведение периодических (не реже раза в год) исследований по методике, обеспечивающей полноту, валидность, надежность, сравнимость и практическую значимость информации. В структуру мониторинга заложены блоки и вопросы, направленные на получение как объективной, так и субъективной информации.
К первым (объективным) относятся такие параметры субъектов малого бизнеса, как:
а) структура, содержание, объем и другие характеристики профессиональной деятельности субъектов малого бизнеса (правовой статус, форма собственности, сфера, направления и «радиус» деятельности, численность работников и фонд оплаты труда, годовой оборот, материально-производственная база, наличие/отсутствие инвестиционных проектов и другие);
б) социально-статусные и социально-демографические характеристики субъектов малого бизнеса (доходные, карьерные, образовательные, половозрастные, семейные, локальные).
Ко вторым (субъективным) показателям относятся:
а) оценочно-мотивационная среда субъектов малого бизнеса (мотивация деятельности, оценка профессиональных барьеров и рисков, наличие/отсутствие достижительных стратегий, склонность к инноватике и др.);
б) профессионально-коммуникативная среда субъектов малого бизнеса (референции, социальная идентичность, интенции на образование и самообразование, включенность в профессиональные и иные ассоциации, профессиональная включенность в Интернет и др.).
Отдельным направлением мониторинга стали описание и анализ (как через объективные показатели, так и через субъективные оценки) параметров институциональной среды малого бизнеса, среди которых можно назвать: финансовую и имущественную ресурсные среды, правовую, административно-управленческую и информационную среды.
Методы мониторинга. Использовались следующие методы:
– кабинетное исследование вторичных данных;
– опросные методы (опрос экспертов, фокус-группа, массовый опрос – анкетирование, интервью).
Период проведения работ по мониторингу: декабрь 2005 – июнь 2006 года.
Мониторинг проводился Томской Торгово-промышленной палатой по заказу Администрации Томской области.
География исследования: Районы: Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Колпашевский, Кожевниковский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Томский, Шегарский, Чаинский; г. Томск, г. Стрежевой, г. Северск.
Выборка целенаправленная, квотная (это подразумевает отбор респондентов по заранее заданным критериям). Опрошено 1700 респондентов.
Оглавление
Программа исследования
Отчет
Приложения
Приложение 1. Техническое задание на проведение мониторинга состояния малого бизнеса и предпринимательства Томской области
Приложение 2. Анкета
Приложение 2. Распределения 1
Приложение 4. Распределения 2
Приложение 5. Гайд фокус-группы
Приложение 6. Опросный лист эксперта
Приложение 7. Список респондентов фокус-групп
Приложение 8. Список экспертов
Приложение 9. Расшифровки интервью