Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ реализации краевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004-2006 годы» в 2004 году

В 2004 году осуществлялась реализация пятой краевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004 – 2006 годы», утвержденной постановлением Правительства края № 29-пр от 20 октября 2003 года. Положительная динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства свидетельствует об эффективности мер государственной поддержки.


Динамика отдельных показателей деятельности
малого предпринимательства Хабаровского края

 

По предварительной оценке в 2004 году малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму 36,2 млрд. рублей, с ростом к предыдущему году на 10 процентов в сопоставимых условиях (в 2003 г. – 8,5 %), в том числе малыми предприятиями – 22,5 млрд. рублей. До 13 процентов увеличилась доля малого бизнеса в общем объеме валового выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края (в 2003 г. – 11,7 %).

В структуре объема выпуска продукции и услуг малого бизнеса наметилась тенденция к росту доли производственного сектора, в том числе 21 процент приходится на отрасли промышленности, свыше 18 процентов – на строительство (в 2003 г. – соответственно 19,7 % и 13,0 %). В сфере торговли и общественного питания снизилась доля выпуска с 43 до 37 процентов, и 11 процентов составляет объем транспортных услуг.

Увеличивается вклад малого предпринимательства в производство важнейших видов продукции, при чем наибольшая доля – в производстве продуктов питания, в добыче и переработке сырьевых ресурсов. Малый бизнес производит свыше 40 процентов мясных полуфабрикатов, около 30 процентов - колбасных изделий, безалкогольных напитков – свыше 60 процентов, хлеба и хлебобулочных изделий - до 40 процентов.

Почти треть краевых объемов приходится на долю малого бизнеса по вывозке древесины и производству деловой древесины, свыше 20 процентов - по вылову рыбы, морепродуктов и производству товарной пищевой рыбной продукции.

С каждым годом увеличивается численность работающих в малом бизнесе, и в настоящее время она составляет 159 тыс. человек, т.е. 21,6 процента от численности занятых в экономике края (в 2003 г.-155 тыс. человек). За прошедший год дополнительно создано 4 тысячи рабочих мест.

На доходы от малого бизнеса живет около трети населения края. Это обеспечивает не только занятость населения, но и смягчает социальную нагрузку на бюджет.

Отраслевая структура за последние годы существенно не изменилась, по-прежнему в сфере торговли и общественного питания занято 50 процентов малых предприятий и 75 процентов индивидуальных предпринимателей.


 

Фактически вклад малого бизнеса в экономику края значительно больше, но несовершенство статистического учета экономических показателей по действующим субъектам малого бизнеса, а также нежелание отдельных предпринимателей давать истинную информацию о своей деятельности не позволяет увидеть реальную ситуацию в этом секторе экономики.

Из-за несовершенства налогового законодательства сохраняется проблема ухода от налогообложения как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей. Занижается налогооблагаемая база.

По-прежнему не решена проблема получения информации о налоговых платежах малого предпринимательства. В 2000 году объем налоговых поступлений от малого предпринимательства края составил 1,03 млрд. рублей, в т.ч. в бюджет края – 750 млн. рублей (доля – 11,1% в объеме налоговых поступлений по краю). С 2001 года налоговые службы не предоставляют информацию, ссылаясь на отсутствие признаков определения малых предприятий в перечне показателей Единого государственного реестра налогоплательщиков, не позволяющих вести отдельный учет их доходов (пробелы в федеральном законодательстве).

Есть данные о сумме уплаченных в 2004 году налогов на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности в сумме около 55 млн. рублей, налогов в бюджеты всех уровней по упрощенной системе налогообложения - около 280 млн. рублей и 455 млн. рублей - единого налога на вмененный доход.

Эти специальные налоговые режимы, введенные с 2003 года, касаются немногим более 30 процентов действующих субъектов малого бизнеса, остальные осуществляют платежи по общепринятой системе налогообложения. Поэтому, из-за отсутствия данных, оценить полностью реальный вклад малого предпринимательства в бюджеты региона и муниципальных образований, разрабатывать меры по расширению налогооблагаемой базы малого предпринимательства не представляется возможным.

В то же время отмечается все большее стремление многих предпринимателей края к цивилизованной, открытой деятельности, которым небезразличны неравные условия ведения бизнеса, наличие «теневого бизнеса». Не случайно, по инициативе предпринимателей в марте 2004 года обсуждался вопрос «Налоги и Бизнес» на заседании Совета по предпринимательству при Губернаторе края.

Обсуждение вопроса послужило толчком к заключению Соглашения о сотрудничестве между Хабаровской краевой ассоциацией автотранспортников «Хабаровскавто» и Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю. Одна из целей Соглашения направлена на создание условий по совершенствованию базы налогообложения и повышению эффективности налоговых сборов автотранспортных предприятий.

Правительство Хабаровского края уделяет значительное внимание развитию предпринимательства как основы экономики. Перспектива развития, направленная на увеличение его вклада в экономику, предполагает, в первую очередь, формирование более эффективных форм поддержки малого предпринимательства. Часть из них намечено осуществить в процессе реализации мероприятий краевой программы поддержки.

Понимая важность установления деловых партнерских отношений бизнеса и власти, впервые этому вопросу посвящен отдельный раздел программы - «Развитие и совершенствование отношений органов власти и предпринимательских структур». Одно из направлений этого раздела – заключение соглашений, договоров о сотрудничестве и совместной деятельности отраслевых, общественных объединений и ассоциаций предпринимателей с органами власти края и органами местного самоуправления.

Примером реализации программы послужило подписание в сентябре 2004 года Соглашения о взаимодействии между министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края и Хабаровским краевым объединением промышленников и предпринимателей.

Цель Соглашения – проведение согласованных действий двух сторон по реализации политики органов государственной власти края, направленной на создание благоприятных условий для эффективной деятельности предпринимательства, в том числе и малого, и обеспечения равных экономико-правовых возможностей для хозяйствующих субъектов.

Ваимодействие власти и бизнеса строится в крае по двум направлениям. Первым механизмом взаимодействия стало создание Совета по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края, как совещательного и экспертного органа, который в своей деятельности стремится стать площадкой для выработки новых форм партнерства малого, среднего бизнеса и власти в целях ускорения экономического роста. Далее создавались Советы по предпринимательству при главах муниципальных образований.

В свою очередь руководители крупных предприятий объединились в Совет директоров промышленных предприятий и организаций Хабаровского края, деятельность которого направлена на решение общих вопросов промышленного, экономического и социального характера, стоящих перед предприятиями края и их трудовыми коллективами. В заседаниях Совета, как правило, принимает участие Губернатор края и его заместители.

На протяжении ряда лет Правительство Хабаровского края плодотворно сотрудничает с крупными российскими компаниями, осуществляющими свою деятельность на территории края и являющимися инвесторами по приоритетным направлениям развития экономики края.

Второе направление взаимодействия власти и бизнеса основывается на создании условий для развития профессиональных и общественных объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей. Основной упор Правительство края строит на взаимодействии с бизнес-сообществом, как наиболее эффективной форме осуществления обратной связи, и на развитии механизмов саморегулирования бизнеса.

В настоящее время в крае зарегистрировано 18 отраслевых и общественных объединений предпринимателей, созданных для решения общих проблем и консолидации деятельности по защите своих интересов.

Представители бизнес-сообществ входят в состав расширенного заседания Правительства края и коллегий отраслевых министерств, принимая участие в разработке проектов законодательных и нормативных актов, в принятии важных для экономики края решений.

Ведущими сегодня являются: Совет по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края и Советы по предпринимательству при главах 15 муниципальных образований; Хабаровское краевое объединение промышленников и предпринимателей (ХКОПП); Хабаровская краевая ассоциация автотранспортников «Хабаровскавто»; Ассоциация мясоперерабатывающих предприятий Хабаровского края; Дальневосточное объединение деревообработчиков и ряд других.

Многие из этих предпринимательских объединений и союзов объединились и на добровольной основе создали Коалицию бизнес-ассоциаций Хабаровского края. Помимо разработки региональной программы защиты и представления интересов предпринимательства Коалиция имеет целью оказание методической и организационной помощи вновь создаваемым бизнес - ассоциациям.

В целях формирования благоприятного климата для деятельности малого бизнеса продолжается поиск путей снижения административных барьеров. Все больше входит в практику совместное обсуждение важных проблем с участием представителей органов власти и предпринимательских структур - Совета по предпринимательству при Губернаторе края, совета директоров промышленных предприятий и организаций края, руководителей отраслевых министерств и глав муниципальных образований.

За последнее время на таких заседаниях обсуждено большинство ситуаций, при которых возникают так называемые «барьеры». Часть вопросов, находящихся в компетенции края, общими усилиями удалось решить. По другим проблемам продолжается эта работа совместно с органами местного самоуправления и федеральными органами власти.

По совершенствованию процесса государственной регистрации в налоговых органах срок регистрации сведен до 5 дней. С начала 2004 года частично реализован принцип «одного окна», обеспечивающий одновременную с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей постановку на учет в налоговых органах и в социальных внебюджетных фондах, присвоение кодов органами статистики на основании однократного представления в регистрирующие (налоговые) органы пакетов документов. Устранен один из барьеров по значительному сокращению затрат времени до начала осуществления деятельности.

По вопросам лицензирования отдельных видов деятельности на территории края проведена работа по совершенствованию процесса лицензирования. В целях оказания практической помощи предпринимателям и работникам органов власти в вопросах лицензирования, Правительством края подготовлено и издано справочно-методическое пособие по лицензированию отдельных видов деятельности в Хабаровском крае. В нем указаны виды деятельности, лицензируемые на региональном и федеральном уровнях, местонахождение лицензирующих органов и перечень законодательных и нормативных актов, регулирующих этот процесс.

Много нареканий у предпринимателей возникает при осуществлении проверок контролирующими органами. Введение постановлением Губернатора края формы «Книги инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства Хабаровского края», а также внесение изменения в федеральный закон о защите прав предпринимателей при проведении проверок, в части установления с 2004 года трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий на вновь созданных малых предприятиях, позволило частично упорядочить этот процесс и сократить дублирование функций органов контроля.

Острая проблема связана с арендными отношениями из-за недостатка у предпринимателей собственных помещений и помещений, сдаваемых в аренду. Одним из путей увеличения производственных и офисных помещений являются примеры делового сотрудничества администраций городов и районов края с предпринимательскими структурами по привлечению их средств на новое строительство и реконструкцию старых объектов.

В качестве примера долевого участия предпринимателей можно назвать строительство торговых и деловых центров, складских помещений, социальных объектов в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, центра досуга молодежи в Нанайском районе, участие средств предпринимателей в благоустройстве городов и поселков края.

Решаются вопросы упрощения по времени и затратам процедуры оформления исходно-разрешительной документации для строительства, отвода земельных участков, оформления согласований и разрешений.

Так в августе 2004 года проведено расширенное совместное заседание Совета по предпринимательству при Губернаторе края и совета директоров промышленных предприятий и организаций Хабаровского края, с участием заинтересованных отраслевых министерств края, органов контроля и надзора.

На заседании обсуждался вопрос «О совершенствовании исходно-разрешительных процедур организации строительства в Хабаровском крае», по результатам которого подготовлены предложения по улучшению ситуации. В частности, в 2004 году в Хабаровске открыто муниципальное учреждение «Центр «Одно окно», которое упрощает по времени и затратам решение некоторых вопросов, в том числе процедуру оформления земельных участков, перевода жилых помещений в нежилые и оказывает ряд других услуг.

В ноябре 2004 года на совместном заседании Совета по предпринимательству при Губернаторе края и межведомственного совета при Правительстве края по устранению барьеров в развитии малого предпринимательства обсуждены результаты проведенного ДальНИИ рынка исследования «Состояние барьеров, препятствующих развитию предпринимательства Хабаровского края (в т.ч. вхождению хозяйствующих субъектов в рынок)» и разработаны меры по их сокращению.

Взаимодействие власти и бизнеса, направленное на эффективное развитие экономики края, на решение проблем, дает положительные результаты. Не случайно, предприниматели отмечают, что в последние годы в крае сложились основы диалога власти и бизнеса, улучшается деловой предпринимательский климат.

В 2004 году на реализацию мероприятий программы поддержки из краевого бюджета выделено 11,4 млн. рублей, основная часть которых - 8,3 млн.руб. была направлена на осуществление финансово-кредитной поддержки инвестиционных проектов малого бизнеса, на развитие микрокредитования, субсидирования процентной ставки по кредитам и других форм финансовой поддержки.

Благодаря полученным бюджетным средствам и оборачиваемости возвратных средств по ранее выданным займам, оказана финансовая поддержка 128 проектам (из 750 заявок, поступивших от субъектов малого предпринимательства) на сумму около 27 млн.рублей, из которых почти 60 процентов направлено на поддержку производственной деятельности (выпуск продукции производственно-технического назначения, продовольственных товаров, заготовка и переработка дикоросов, рыбы, строительство объектов сферы услуг, совершенствование технологий и оказание услуг населению). В результате реализации проектов удалось сохранить более 500 рабочих мест и создать около 250 новых рабочих мест.

При активном содействии Правительства края привлечен значительный объем внебюджетных ресурсов на кредитование проектов малого бизнеса за счет зарубежных инвестиционных программ, развития кредитных кооперативов, лизинга - 286,1 млн.рублей и кредитов коммерческих банков. Всего в 2004 году объем внебюджетных средств и средств комбанков составил около 18 млрд. рублей с ростом в 1,2 раза к соответствующему периоду прошлого года.


Сведения о финансировании субъектов малого предпринимательства Хабаровского края в 2004 году

 

На фоне кредитных ресурсов, выдаваемых коммерческими банками малому предпринимательству, выделяемые бюджетные средства выглядят скромно. Однако они направляются, в большей степени, на оказание поддержки начинающим предпринимателям, на реализацию небольших, но важных для края и муниципальных образований проектов.

Возможность доступа предпринимателей к финансовым ресурсам и, прежде всего, начинающих свое дело, является не только экономической, но и политической задачей на ближайшие годы. Решение задачи связано с совершенствованием системы и форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Это и дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, как наиболее востребованной формы финансовой поддержки среди предпринимателей, и долевое финансирование на конкурсной основе инвестиционных и инновационных проектов предпринимателей, а также поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого бизнеса, призванная содействовать продвижению продукции и услуг наших товаропроизводителей.

Перспективной формой финансовой поддержки, позволяющей снизить издержки предпринимателя при реализации производственных или социально- значимых проектов, становится новая форма финансовой поддержки малого бизнеса – субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым коммерческими структурами субъектам малого предпринимательства. За 2004 год принято решение о субсидировании процентной ставки по кредитам 8 социально-значимых проектов субъектов малого предпринимательства на сумму 560 тыс. рублей.

Привлечение средств федерального бюджета на поддержку малого бизнеса – это еще одна форма финансовой поддержки малого предпринимательства края. В этих целях в октябре 2004 года Минэкономразвития края подписано Соглашение о сотрудничестве с «Российским Банком развития» (РосБР), который получает из федерального бюджета средства. При этом в качестве базового механизма финансовой поддержки предусмотрена двухуровневая процедура кредитования, при которой РосБР предоставляет целевые денежные средства уполномоченному региональному банку для последующего кредитования субъектов малого бизнеса.

В октябре 2004 года Правительством края совместно с Всемирным банком проведен в г. Хабаровске Межрегиональный семинар «Расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам», на котором обсуждались существующие формы и методы финансовой поддержки предпринимателей.

В направлении производственной поддержки малого предпринимательства осуществлен ряд мероприятий.

Для развития и поддержки выставочной деятельности осуществлялась финансовая помощь ряду предприятий – участников краевых выставок, Бикинскому району и району им. Лазо - на организацию и проведение международных и межрегиональных выставок продукции предприятий малого и среднего бизнеса, а также на презентацию продукции Хабаровского края в Гуанчжоу (КНР).

Впервые Хабаровский край принял участие в мероприятиях «Дней малого и среднего бизнеса России», проводимых в Москве, во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) с 8 по 11 декабря 2004 года. Организаторы - Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Торгово-промышленная палата РФ и Российский Союз промышленников и предпринимателей.

В рамках «Дней малого и среднего бизнеса России» проводился Федеральный конкурс, в программе которого одной из самых значительных была номинация: «Регион – лучший в развитии малого предпринимательства». Девять регионов были признаны лучшими за целенаправленную и эффективную поддержку малого предпринимательства органами власти. Среди них и Хабаровский край, награжденный Дипломом победителя Федерального конкурса «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» – за создание наиболее эффективной законодательной базы для развития малого и среднего бизнеса».

В числе мероприятий проводилась и Федеральная выставка продукции предприятий малого и среднего бизнеса и конкурсы. В экспозиции Хабаровского края представлялись информационные стенды «Малый бизнес Хабаровского края» и образцы продукции 23 предприятий и индивидуальных предпринимателей, из них 5 предприятий отмечены дипломами в конкурсе «Лучшие в России».

В 2004 году на развитие и поддержку выставочной деятельности было использовано 815,4 тыс. рублей бюджетных средств и 732 тыс. рублей - внебюджетных. Участие края в подобных мероприятиях способствует обмену опытом, установлению деловых связей и продвижению продукции предприятий в другие регионы России.

В целях продвижения продукции и услуг на региональные рынки Дальневосточной Торгово-промышленной Палатой в течение года проводилась работа по техническому обеспечению участия предприятий в виртуальных выставках. Согласован порядок взаимодействия с «Центром деловой информации ТПП РФ» и разработаны стандартные унифицированные требования к участникам выставок.

При содействии Правительства края организуются мероприятия, направленные на повышение социального статуса и репутации предпринимателей среди населения края. В 2004 году проведен традиционный восьмой краевой конкурс «Предприниматель года», пятый конкурс в области качества продукции, краевой конкурс среди молодежи по основам предпринимательской деятельности.

Проводится краевой праздник «День предпринимателя», в рамках которого организуются профессиональные конкурсы, выставки-ярмарки продукции, в том числе «Малый и средний бизнес». Организуются спортивные и зрелищные мероприятия, различные благотворительные акции, в частности, «Помоги собраться в школу». С помощью предпринимательских структур было собрано денежных средств, одежды, школьных принадлежностей на общую сумму более 3 млн. рублей.

На развитие инновационной деятельности направлена поддержка малого предпринимательства в сфере переработки и утилизации бытовых и производственных отходов с использованием инновационных разработок малого бизнеса. В частности, оказана финансовая поддержка в сумме 390 тыс. рублей Хабаровскому региональному научно-техническому центру на выполнение проекта «Разработка технологии, рабочей конструкторской документации пилотной установки активирования технического углерода, получаемого при пиролизе изношенных шин и резинотехнических отходов».

В целях содействия производству конкурентоспособной продукции, внедрению современных форм организации производства, представительством «Винрок Интернешнл», при финансировании Агентства США по Международному развитию (USAID), проведено свыше 100 бизнес - тренингов, отраслевых тренингов и консультаций, семинаров, разработаны обучающие материалы, охватывающие стратегический менеджмент. Сумма средств, затраченных на реализацию этих мероприятий программы «Комплексное Содействие Развитию Предпринимательства на Дальнем Востоке» в Хабаровском крае в 2004 году составила около 260 тыс. долл. США.

Всего на реализацию мероприятий производственной и инновационной поддержки малого предпринимательства в 2004 году направлено 1,64 млн. рублей бюджетных средств, а также использовано 913 тыс. рублей и около 260 тыс. долл. США - внебюджетных средств.

В крае продолжается развитие и совершенствование деятельности объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих для предпринимателей необходимый спектр услуг. Действует краевой Фонд поддержки малого предпринимательства, развиваются созданные на базе ЦНТИ Агентство интеллектуальной собственности и Региональный Центр охраны труда, оказывающие информационную, методическую помощь субъектам малого бизнеса по развитию инновационной деятельности, по вопросам охраны и защиты инноваций, вопросам трудового законодательства и охраны труда. Оказывает услуги Ресурсный центр содействия предпринимательству и занятости женщин при некоммерческом партнерстве «Союз деловых женщин».

В Нанайском районе развивается Фонд поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг предпринимателям, созданный при содействии Правительства края, администрации района и российско-канадского проекта «Мак-Грегор».

В марте 2004 года, в соответствии с соглашением с минэкономразвития края, при ДВ ТПП создан Дальневосточный информационный ресурсный центр (в форме некоммерческого партнерства), оснащенный двумя компьютеризированными рабочими местами и оборудованным залом на 40 мест для проведения тренингов и специализированных семинаров. До конца года проведено 25 отраслевых тренинга в области экологического туризма, переработки рыбы и морепродуктов, производства продуктов питания, по вопросам организации и ведения бизнеса.

Вместе с тем, наличие объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства на краевом и, особенно, на муниципальном уровне недостаточно.

В целях содействия развитию малого бизнеса в районах края, в 2004 году проводилось исследование по теме: «Изучение потенциала предпринимательства Бикинского района», по результатам которого подготовлены предложения администрации Бикинского муниципального района.

Всего на развитие и совершенствование деятельности объектов инфраструктуры поддержки использовано 301,2 тыс. рублей бюджетных средств и 229 тыс. рублей – внебюджетных.

В рамках программы осуществляется информационная поддержка малого предпринимательства, направленная на повышение информированности в грамотном ведении бизнеса. Расширились возможности информационного обеспечения предпринимателей за счет обновляемых ресурсов интернет-cайта «Малый бизнес Хабаровского края», с выпуском ежемесячного приложения к «Тихоокеанской звезде» - «Деловая среда», рубрик в газете «Дальневосточные Бизнес-Вести» регулярного выпуска передачи «Свое дело» на радио ДВТРК, подготовкой и изданием методических пособий и информационных сборников по актуальным вопросам для предпринимателей.

Используются возможности интернет-сайта ДВ ТПП по оказанию информационной помощи субъектам малого бизнеса, публикуется ежемесячно бюллетень коммерческой информации в рамках издания «Дальневосточный оптовик».

Региональным информационным центром Консультант Плюс в своей газете «Верное Решение» в течение года размещались информационные материалы по вопросам деятельности малого предпринимательства и налогового законодательства.

В целом на реализацию мероприятий по совершенствованию информационной поддержки малого предпринимательства направлено около 682 тыс.рублей бюджетных средств и привлечено 1,39 млн.рублей внебюджетных ресурсов.

Продолжается подготовка кадров для предпринимательских структур и повышение квалификации руководителей и специалистов малого бизнеса. За прошедший год проведено 85 семинаров, в том числе с выездом в районы для предпринимателей г. Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского, Амурского, Солнечного, Совгаванского, Ванинского и Нанайского районов, на которых прошли обучение около 1,5 тысяч предпринимателей и 42 предпринимателя прошли зарубежные стажировки. На проведение семинаров по актуальным для предпринимателей вопросам в 2004 году использовано 30 тыс. рублей бюджетных и 75,6 тыс.рублей – внебюджетных средств.

В целях повышения квалификации финансовых работников в малом бизнесе и улучшения бухгалтерского учета Региональным информационным центром Консультант Плюс в 2004 году проведена в крае Всероссийская акция «Правовая поддержка бухгалтера».

Осуществляется ежегодный выпуск свыше тысячи квалифицированных рабочих кадров и специалистов для малых предприятий по 47 профессиям через систему профессионально-технического образования.

Большую помощь предпринимателям и специалистам органов муниципальных образований оказывают разрабатываемые минэкономразвития края и издаваемые сборники, справочно-методические материалы по вопросам организации и ведения бизнеса, в том числе охраны труда.

В рамках краевой программы проведено ДальНИИ рынка исследование «Состояние барьеров, препятствующих развитию предпринимательства Хабаровского края (в т.ч. вхождению хозяйствующих субъектов в рынок)» и разработаны меры по их сокращению.

В целях формирования единой системы поддержки малого предпринимательства и системы разработки и управления программами развития, постоянно оказывается методическая помощь органам местного самоуправления. В результате во всех районах разработаны муниципальные программы (или мероприятия) развития и поддержки малого предпринимательства.

Всего на реализацию мероприятий программы по научно-методическому и кадровому обеспечению предпринимателей направлено 472,6 тыс. рублей из краевого бюджета и 107 тыс. рублей внебюджетных средств.

Продолжается обучение и аттестация руководителей и специалистов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по вопросам развития социально-трудовых отношений и обеспечения охраны труда. Оказывается консультационная помощь работодателям – субъектам малого предпринимательства по вопросам заключения трудовых и коллективных договоров и соглашений и по основам трудового законодательства.

Вопросы охраны труда и совершенствования трудовых отношений рассматриваются на краевых семинарах и совещаниях, принимаются меры по устранению и предотвращению нарушений.

На заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматриваются острые вопросы о ликвидации задолженности заработной платы, улучшения условий и охраны труда, обеспечения работающих социальными гарантиями и другие.

В 2004 году среди вопросов, рассмотренных трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, обсуждалась тема о повышении социальной ответственности бизнес-сообществ края, подразумевающей, прежде всего, снижение доли «теневого» бизнеса, своевременную уплату в полном объеме налогов в бюджет и открытую (не в «конвертах») заработную плату, обеспечение безопасных для жизни и здоровья рабочих мест.

Таким образом, большинство запланированных на 2004 год мероприятий краевой программы выполнено, однако не удалось в полном объеме выполнить ряд мероприятий, в том числе связанных с арендными отношениями, с совершенствованием нормативной базы регулирования предпринимательства, с повышением квалификации специалистов для малого бизнеса.

Благодаря активному содействию Правительства края привлечен значительный объем внебюджетных ресурсов, что сказалось и на результатах деятельности малого бизнеса. Позитивное развитие малого предпринимательства свидетельствует о том, что сегодня в крае создана определенная база для активизации предпринимательских инициатив. В то же время требуются дальнейшие меры по формированию благоприятного предпринимательского климата.

В 2005 году предстоит продолжить реализацию мероприятий краевой программы развития и поддержки малого предпринимательства, при этом особое внимание будет направлено на устранение барьеров для облегчения условий вхождения в бизнес начинающих предпринимателей и для развития действующих; содействие развитию производственной и инновационной деятельности малого предпринимательства; расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам.

В связи с этим предусматривается дальнейшее развитие микрокредитования проектов, как наиболее востребованной формы финансовой поддержки, системы кредитных гарантий, в первую очередь для проектов производственной сферы, отработка механизма субсидирования процентной ставки по кредитам и займам, полученным субъектами малого предпринимательства в кредитных организациях.

В целях расширения возможности информационного обеспечения малого предпринимательства по актуальным вопросам организации и эффективного ведения бизнеса будет продолжена модернизация информационных ресурсов действующего сайта «Малый бизнес Хабаровского края». Продолжится выпуск «Деловая среда» (приложение к «Тихоокеанской звезде»), рубрики «Бизнес-план» в «Приамурских ведомостях», специального выпуска в газете «Дальневосточные Бизнес-Вести» и участие в других программах.

В течение 2005 года впервые экспозиция «Малый бизнес Хабаровского края» размещается в постоянно-действующем павильоне Всероссийского Выставочного центра (ВВЦ), в составе которой может представляться продукция предприятий малого и среднего бизнеса края.

Совершенствованию форм взаимодействия власти и бизнеса и развитию системы социального партнерства будет содействовать заключение соглашений, договоров о сотрудничестве и совместной деятельности отраслевых и общественных объединений и ассоциаций предпринимателей с органами власти края и местного самоуправления, направленных на рост благосостояния граждан и успешное развитие экономики районов и края в целом.

В 2005 году, при относительной стабильности экономической ситуации, количество вновь созданных малых предприятий возрастет до 1 тысячи единиц, зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - на 1,5 тысячи человек, что позволит создать дополнительно до 4 тысяч рабочих мест. Объем произведенной продукции, работ и услуг в целом малым бизнесом составит не менее 105 процентов (в сопоставимых условиях) к уровню 2004 года.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости