ОПОРА России
Всероссийский центр изучения общественного мнения
МОСКВА, 2006
ОПОРА России, Всероссийский центр изучения общественного мнения при поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, а также компаний ИНТЕРРОС, ЮНИАСТРУМ КОНСАЛТИНГ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПИСАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. ИНДЕКС ОПОРЫ
2.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
2.2. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ОПОРЫ
3. ОБЗОР ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЦЕНКАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
4. ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ НА УСПЕХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ МАСШТАБЕ
5.1. ДОСТУП К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ
5.2. ДОСТУП К ФИНАНСОВЫМ РЕСУРСАМ
5.3. КАДРЫ
5.4. ФАКТОР ПОЛИТИКИ ВЛАСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
5.5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
5.6. ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ
5.7. УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ
5.8. ФОРМАЛЬНЫЕ (ЛЕГАЛЬНЫЕ) ЗАТРАТЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
5.9. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
5.10. ФАКТОР СВОБОДЫ КОНКУРЕНЦИИ
5.11. «УРОВЕНЬ ОПТИМИЗМА»
5.12. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
5.13. ЕНВД (ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД)
5.14. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПОДДЕРЖКИ
5.15. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КРУПНЫМ БИЗНЕСОМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕР ОПИСАНИЯ РЕГИОНА – КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
П.2.1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
П.2.2.ИМУЩЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
П.2.3. ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ И ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
П.2.4. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
П.2.5. УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ
П.2.6. МОТИВАЦИЯ БИЗНЕСА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СПЕЦИФИКА ОЦЕНОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (СТОЛИЦА РЕГИОНА - ПЕРИФЕРИЯ), ОТРАСЛИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
П.3.1 АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗРЕЗЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
П.3.2 АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗРЕЗЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
П.3.3 АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОТРАСЛЕВОМ РАЗРЕЗЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. АНКЕТА КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПРОСА
В июле 2006 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с ВЦИОМ провели исследование, целью которого являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионах РФ. В рамках проекта не ставилось никаких целей, кроме привлечения внимания общественности и органов всех уровней государственной власти к актуальным проблемам малого бизнеса, имеющим место в России в целом и в отдельных регионах. Стоит отметить, что это не первый опыт совместной работы «ОПОРЫ РОССИИ» И «ВЦИОМ» в проведении такого исследования. Первое изучение условий малого предпринимательства было предпринято в марте прошлого года.
В ходе настоящего исследования были опрошены собственники и высшие менеджеры малых предприятий. Таким образом, все результаты и выводы исследования опираются на субъективные свидетельства представителей предпринимательского сообщества. В целом набор факторов соответствует парадигме изучения деятельности субъектов рынка, которая фокусируется именно на институциональных аспектах предпринимательского климата: деятельность регуляторов рынка с точки зрения законных интересов малого бизнеса, обеспеченность деловой инфраструктурой и цена доступа к ней, доступность внешних финансовых ресурсов и т.п.. Более подробно вопрос методологии рассмотрен в соответствующем разделе документа.
Здесь же укажем, что принятый подход принципиально оставляет за рамками исследования такие фундаментальные факторы функционирования бизнеса, как размеры регионального рынка и уровень спроса со стороны физических лиц и компаний, географическое положение, обеспеченность природными ресурсами и т.д. Все эти факторы, в отличие от институциональных, либо не находятся под непосредственным контролем органов власти, либо являются константой (например, географическое положение). Таким образом, основные результаты исследования представляют собой не больше и не меньше, чем оценку предпринимателями отдельных регионов ситуации с институциональными факторами предпринимательского климата. Малый бизнес отвечает на вопрос о том, насколько дружественна по отношению к деловому сообществу та среда его существования, отдельные элементы которой в принципе создаются и изменяются намерениями и действиями властей, актами законотворчества, в целом человеческой волей и умом.
Отметим при этом, что за конкретные аспекты предпринимательского климата в полной мере отвечают отнюдь не только региональные и местные администрации, к которым чаще всего адресуют свои претензии субъекты малого предпринимательства, но также региональные законодательные собрания и представительные органы МСУ, федеральные органы власти, предпринимательские организации и сам малый бизнес. Поэтому результаты исследования адресованы государству и обществу в целом.
В настоящем отчете использованы материалы научно-исследовательской работы Министерства экономического развития и торговли РФ «Анализ состояния и развития малого предпринимательства в российской федерации в период 2003-2005 г.г.» (шифр темы 5.5.2).