(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Экономику Амурской области сегодня невозможно представить без малого предпринимательства. И хотя достигнутый в Амурской области уровень развития малого предпринимательства сохраняется (как и в России в целом) без существенных изменений на протяжении последних лет, предпринимательство стало весомым фактором социально-экономического развития области и одним из основных источников создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка, создания рыночной инфраструктуры.
С 1995 года Администрация Амурской области осуществляет целенаправленную работу по поддержке предпринимательства. Именно тогда была принята первая областная Программы государственной поддержки малого предпринимательства.
За прошедший период сформирована основа областной политики поддержки предпринимательства. Приняты Законы: "О малом предпринимательстве в Амурской области", "Об инвестициях в Амурской области", «О торговле в Амурской области», "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Амурской области», «О закупках и поставках продукции для государственных нужд», Постановления Губернатора области «О мерах по устранению административных барьеров», «О Совете предпринимателей при губернаторе области», «О проведении областного конкурса на звание «Лучшее малое предприятие Амурской области» и ряд других нормативных актов, направленных на создание благоприятных условий и поддержку предпринимательства.
Частично сформирована система инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сегодня она включает Совет предпринимателей при губернаторе области, отдел поддержки предпринимательства и сферы услуг при Департаменте экономического развития и внешних связей, областной фонд поддержки предпринимательства, центры обучения, органы службы занятости населения, Амурскую торгово-промышленную палату, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Амурской области, общественные объединения предпринимателей, два муниципальных фонда поддержки малого бизнеса, два бизнес-инкубатора и другие элементы, которые содействуют становлению и развитию предпринимательства на областном и местном уровнях.
В течение последних лет поддержка малого предпринимательства осуществлялась в рамках областной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2002-2004 годы, утвержденной Законом Амурской области от 11 февраля 2002 года №74-ОЗ. Программа являлась региональной составляющей общей государственной политики, обозначенной Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
В рамках программы оказывалась как прямая финансовая поддержки малым предприятиям и предпринимателям, так и косвенная через систему общих областных мероприятий.
За период действия программы только из областного бюджета на ее реализацию израсходовано более 5000 тыс. рублей Большинство запланированных мероприятий выполнено.
Восстановлена деятельность областного Фонда поддержки малого предпринимательства, который стал оказывать реальную финансовую поддержку малым предприятиям в виде займов на реализацию небольших предпринимательских проектов.
Внедрена система субсидирования части процентной ставки по кредитам банков, направляемым на создание или модернизацию малых производств.
За 3 последних года на конкурсной основе финансовая поддержка оказана 56 субъектам малого предпринимательства, реализовавшим небольшие инвестиционные проекты. Эффективность господдержки малым предприятиям составила:
- на каждый вложенный в проекты 1 рубль получено 91 коп. налогов в год;
- малыми предприятиями и предпринимателями, получившими государственную поддержку произведено продукции (работ, услуг) на сумму 164 млн.рублей, что составило 2% от общего объема произведенной малыми предприятиями области продукции;
- увеличилась численность работающих на этих предприятиях, дополнительно создано 109 рабочих мест и сохранено около 600 рабочих мест;
- на каждый рубль инвестиций, полученных и вложенных малыми предприятиями в производство, выпущено продукции и оказано услуг на 44 рубля.
В области сформирована конкурсная система закупок продукции для государственных нужд, в рамках которой осуществляется привлечение к этой работе малых предприятий и предпринимателей. Так, только в 2004 году в конкурсных процедурах приняли участие 46 субъектов малого предпринимательства или 38% от общего количества поставщиков. Победителями признаны 38 малых предприятий, у которых закуплено продукции на сумму 64,3 млн. рублей.
Администрацией области продолжена практика передачи в аренду свободных помещений предприятиям и предпринимателям, создающих дополнительные рабочие места. Сегодня субъектам малого предпринимательства предоставлено в аренду нежилых помещений областной собственности 8,7 тыс.кв.метров, что в 2 раза больше, чем по состоянию на 01.01.2004г.
Важным направлением являлось содействие товаропроизводителям в продвижении их продукции на рынки области и других территорий, в том числе путем привлечения предпринимателей к участию в коллективных экспозициях Амурской области на межрегиональных выставках- ярмарках в городах Хабаровск и Якутск, участию малых предприятий в других межрегиональных выставках. Постоянно формируется и специализированная экспозиция малых предприятий на проходящей ежегодно в г. Благовещенске Амурской международной выставке – ярмарке «АМУРЭКСПОФОРУМ». Ежегодно предприниматели Амурской области привлекаются к участию в международных выставках - ярмарках в КНР.
Внедрена новая форма содействия развитию ремесленничества. В 2002-2004 годах проведены специализированные выставки - ярмарки ремесленничества и художественных народных промыслов «Чарующие тайны старины», в рамках которых организовывались смотры-конкурсы изделий. Организаторами выставки являются департамент экономического развития и внешних связей, управление культуры Администрации Амурской области и областной Дом народного творчества. Благодаря таким мероприятиям, ряд мастеров создали собственное дело.
В целях содействия субъектам малого предпринимательства в установлении прямых хозяйственных связей осуществлена подготовка двух выпусков справочника «Малые предприятия – товаропроизводители Амурской области» (в 2002 и 2004г). Совместно с Амурской ТПП создан и поддерживается сайт о товаропроизводителях области.
Важное внимание уделяется подготовке кадров для сферы малого бизнеса. В первую очередь это подготовка управленческих кадров в рамках Президентской программы. За последних 4 года подготовлено более 100 молодых управленцев, 30 проходит подготовку в настоящее время. Бизнес - школами при центрах занятости населения проводится постоянная работа по обучению безработных граждан, желающих создать собственное дело.
Улучшилось взаимодействие органов власти с общественными организациями предпринимателей. В 2003 году при губернаторе области утвержден Совет предпринимателей, в который вошли предприниматели из разных сфер деятельности и руководители общественных объединений предпринимателей.
Совместно с Амурской ТПП, Советом предпринимателей стали активнее проводится «круглые столы», конференции по проблемам развития бизнеса, обсуждаться нормативные документы, затрагивающие интересы предпринимателей.
В 2002 году постановлением губернатора области учрежден День предпринимателя (в последнее воскресенье мая), который торжественно отмечался на территории области дважды (2003 и 2004годах) и будет проводиться ежегодно.
Уделяется внимание повышению имиджа предпринимательской деятельности. Стало традицией проведение ежегодного областного конкурса на звание «Лучшее малое предприятие Амурской области», по результатам которого десяти лучшим предприятиям присваивается это звание.
В рамках программы созданы постоянная телепередача «Малый бизнес Приамурья», страница специального выпуска «Малое предпринимательство» в областной газете «Амурская правда». Регулярными стали информационные встречи с предпринимателями по различным вопросам и взаимодействию с органами власти. Проводится и другая работа, направленная на содействие развитию бизнеса.
Благодаря общему улучшению климата для развития предпринимательства, обусловленного осуществлением государственной политики на федеральном уровне, а также реализацией программных мероприятий, сегодня малые предприятия занимают устойчивое положение в экономике области.
На их долю приходится: 9% общей стоимости основных фондов коммерческих организации, 7% трудовых ресурсов, 7% стоимости выпускаемой продукции и услуг, 11% розничного товарооборота, 13% платных услуг населению, 2% инвестиций.
Всего в области по состоянию на 1 января 2005 года действовало 2718 малых предприятий, которые обеспечили постоянной работой более 24 тыс. человек.
Ими произведено продукции (работ, услуг) в 2004 году свыше 6686млн. рублей, что в 2,5 раза больше чем в 2001 году. Изменилась структура выполняемых работ и услуг малых предприятий. Из общего объема 37,8 процентов составляет выпуск промышленной продукции (2001г. – 13%), доля объема строительных работ – 18 процентов (2001г. -31,0%), на сферу торговли и общественного питания – 12 процентов (2001г. – 22,0%), на прочие работы и услуги приходится 32,2%.
Объем производства промышленной продукции в 2004 году увеличился к уровню 2001 года в 6,8 раза, строительных работ возрос в 1.4 раза. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила 10,8 млрд. рублей (117% к уровню 2003года) или 456 тыс. рублей на одного работающего.
Свой вклад вносят и индивидуальные предприниматели. В регистре индивидуальных предпринимателей насчитывалось свыше 35 тысяч физических лиц, работающих в различных сферах деятельности. Отраслевая принадлежность предпринимателей за последние годы не претерпела особых изменений. Около 80 процентов их занято в сфере торговли и общественного питания, 7% занято в сфере бытового обслуживания, примерно 13% – в других видах деятельности.
Одним из элементов малого бизнеса являются крестьянские (фермерские) хозяйства. В структуре продукции, производимой фермерами, преобладает выращивание сои и зерновых культур. В целом крестьянские (фермерские) хозяйства пока не имеют большого удельного веса в экономике сельского хозяйства области. На протяжении последних лет их удельных вес в объеме производства валовой продукции остается на уровне 5 %.
В целом, вклад субъектов малого предпринимательства в ВРП составляет в пределах 14 процентов.
Проведенная работа оказала положительное влияние на деятельность органов местного самоуправления в вопросах развитии малого бизнеса. В городах и районах разработаны муниципальные программы поддержки предпринимательства, оказывается содействие субъектам малого предпринимательства по различным аспектам их деятельности.
Вместе с тем, несмотря на отдельные положительные изменения за последние годы, количество субъектов малого бизнеса в Амурской области остается примерно на одном уровне, что недостаточно для рыночной конкурентной среды. К сожалению, не удалось пока развить инфраструктуру поддержки малого бизнеса из-за ограниченности средств, создать систему обществ взаимного кредитования.
В связи с этим на ближайшие годы государственная политика в отношении малого бизнеса будет являться самостоятельным важнейшим системным направлением социально - экономической политики области.
С учетом этого предполагается реализовать следующие основные направления государственной поддержки малого предпринимательства на территории области.
С целью оптимизации нормативно - правовых основ, складывающихся в сфере малого предпринимательства, предполагается дальнейшее формирование правового поля, обеспечивающего развитие малого бизнеса и устраняющее бюрократические барьеры на его пути, в том числе используя наработки созданного Совета предпринимателей при губернаторе области.
Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, деятельность которых инициируется и поддерживается исполнительными органами государственной власти области, и предназначенная для участия в реализации государственных мер по развитию малого предпринимательства и оказания услуг предпринимателям, в том числе на безвозмездной и льготной основе. Важным элементом должна стать поддержка малого предпринимательства в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества:
содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно - технических, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами; содействие развитию межрегиональных связей, продвижению продукции субъектов малого предпринимательства на рынки других территорий, участию в межрегиональных и международных конгрессах, совещаниях, семинарах, выставках и ярмарках и других формах контактов предпринимательских кругов;
привлечение в Амурскую область иностранных инвестиций, а также международных, в том числе донорских программ поддержки и развития малого предпринимательства и их эффективная реализация.
Финансовая поддержка малого бизнеса будет оставаться одним из основных механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Для облегчения доступа к финансовым средствам основное внимание будет уделено развитию следующих механизмов:
- субсидированию за счет средств областного бюджета процентной ставки по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства;
- предоставлению государственных гарантий субъектам малого предпринимательства, получающим кредиты в коммерческих банках на территории области;
- предоставлению инвестиционных займов субъектам малого предпринимательства, развивающим производство товаров и услуг;
- развитию эффективной системы микрофинансирования субъектов малого предпринимательства с ежегодным приростом объемов финансирования на эти цели;
-
содействию развитию сети кредитных потребительских кооперативов граждан, как организаций для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи индивидуальных предпринимателей.
Для эффективной имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства предполагается реализация следующих мер:
- создать на областном уровне информационную базу данных нежилых помещений, находящихся в государственной собственности области и предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам малого предпринимательства;
- содействовать организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, способным взять имущественные комплексы для вложения капитала в их переоборудование для сдачи в аренду малым предприятиям;
- предусматривать выделение средств на реконструкцию и ремонт помещений, переданных организациям инфраструктуры поддержки малого бизнеса для размещения бизнес – инкубаторов.
Будет продолжена практика служб занятости по проведению периодических циклов бесплатных учебных семинаров для граждан, желающих открыть собственное дело, по оказанию финансовой помощи безработным на организацию самозанятости, в том числе на подготовку учредительных документов, на получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Одним из направлений является формирование системы конструктивного сотрудничества органов власти и малого бизнеса. Это:
- создание механизмов взаимодействия предпринимателей и власти всех уровней, в том числе в работе общественных советов, комиссий, рабочих групп, создаваемых органами власти для подготовки предложений по решению проблем малого бизнеса;
- экспертиза проектов нормативных правовых актов по вопросам малого предпринимательства и при необходимости внесения в них изменений;
- разработка и реализации областных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
- консолидация малого бизнеса, упрочения его позиций в социально - экономической жизни общества, становлении объединений предпринимателей, как связующего звена между органами власти и субъектами малого бизнеса;
- привлечение международных организаций для поддержки малого предпринимательства;
- становление соглашений трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений, где представители сферы малого бизнеса являлись бы равноправными партнерами с представителями власти, профсоюзов и крупного бизнеса.
Содействие формированию профессиональной этики предпринимателей как важнейшей составляющей, характеризующей уровень развития предпринимательства, является одной из задач на ближайшее время.
Коллективы малых предприятий, не имея в своем распоряжении социальной инфраструктуры, а также практикующие неформальные трудовые отношения, не в полной мере регулируемые законодательством о труде, в социальном отношении защищены слабее, чем на крупных предприятиях. Для совершенствования трудовых отношений и социального партнерства в сфере малого предпринимательства необходимо принять меры по обеспечению консультирования субъектов предпринимательской деятельности по вопросам социального партнерства, законодательства о труде в период регистрации и начала функционирования предприятия.
Основным инструментом реализации государственной политики на областном уровне должны стать областная Программы поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2005-2007 годы, принятая в текущем году, а также отраслевые программы, предусматривающие мероприятия развития малого бизнеса. С учетом реализации предусмотренных программой мер, предполагается обеспечить дальнейший ежегодный устойчивый рост объемов продукции, работ и услуг в сфере малого предпринимательства области, повышение эффективности его работы, а также обеспечить повышение занятости населения, снижение социальной напряженности.
Овечкин В.Н.,
начальник отдела поддержки предпринимательства и сферы услуг департаментаэкономического развития и внешних связей Администрации Амурской области)