Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес-инкубатор как инструмент муниципальной политики

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)


Бизнес-инкубаторы

По определению Национального содружества бизнес-инкубаторов (НСБИ), бизнес-инкубатор – это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых – это одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.

Бизнес-инкубатор в ряде случаев помогает получению оборудования в лизинг, кредита на развитие дела и выходу предприятия (предпринимателя) на местный рынок. Таким образом, предприниматель сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты). Она помогает приобрести предпринимателю «свое лицо», представляет его интересы во внешней среде, создает положительный имидж.

Бизнес-инкубатор должен обладать рядом основных характеристик:

  1. Во-первых, необходимо иметь комплексную программу поддержки каждого бизнеса, отвечающую требованиям вновь создаваемых предприятий региона;

  2. во-вторых, руководство бизнес-инкубатора должно обладать навыкам по развитию вновь создаваемого предприятия, большая часть его времени должна тратиться именно на помощь предприятиям;
  3. руководство должно просмотреть компании, нуждающиеся в помощи, и отобрать те, которые способны получить максимальную пользу от участия в программе; программа поддержки затем доступна им на протяжении от 1 до 4 лет.

Впоследствии компании, получившие поддержку от инкубатора, завершают участие в программе, покидая занимаемые площади и возвращая оборудование инкубатора, становясь самодостаточными предприятиями в сообществе. К этому моменту предприятия должны уже наработать внутренние ресурсы до того уровня, чтобы работать самостоятельно, нанимать консультантов, искать финансирование или арендовать площади под свои нужды.

По данным Национальной ассоциацией бизнес-инкубаторов США в настоящее время работает порядка 5 тыс. бизнес-инкубаторов в 67 странах, в том числе в США – 981, в Чили – 400, Германии – 380, Корее - 289, Японии – 269 и т.д. Эти данные не отражают количества инкубируемых предприятий и размеров самих бизнес-инкубаторов, но Ассоциации многих стран проводят постоянный мониторинг и статистические обследования своих членов, имея достаточно актуальную и необходимую информацию для развития стратегии бизнес-инкубирования и получения поддержки со стороны государственных структур.

В России по сравнению с другими странами бизнес-инкубаторов не так много - около 80. Данные получены Национальным содружеством бизнес-инкубаторов из открытых источников и не в коей мере не отражают реальную картину. Проблема в том, что в Российской Федерации не проводилось глубокого исследования данной проблемы. Проводились только исследования отдельных аспектов. Российскому движению бизнес-инкубаторов и уже более 10 лет, но повышение вниманию к их созданию замечено только в последние два года. На разных уровнях власти осознали, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса, и результат такого отношения налицо: за три года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает только 14% - 30%, в то время как в бизнес-инкубаторе - 85% - 86%.

Для того, чтобы процесс развития бизнес-инкубирования в России не закончился кратковременной акцией, Национальное содружество бизнес-инкубаторов считает необходимым серьезный анализ существующего положения и разработка обоснованной и долговременной стратегии на государственном уровне по развитию сети бизнес-инкубаторов.

Национальное содружество бизнес-инкубаторов

Некоммерческая организация некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ) создано в 1997 году. НСБИ является членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с 1999 года.

НСБИ изучает и систематизирует накопленный в России опыт развития предпринимательства с использованием механизмов бизнес-инкубации, оказывает консалтинговую поддержку инициативным группам по созданию БИ, региональным и муниципальным администрациям, что позволяет существенно сократить риски, повысить эффективность работы новых инкубаторов бизнеса и тиражировать удачный российский опыт в регионах страны.

К основным направлениям деятельности НСБИ относится:

- выполнение консультационных, внедренческих, маркетинговых, проектных, социологических, аналитических и научно-исследовательских работ;

- содействие в организации подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации и управленческого уровня руководителей, специалистов и работников БИ через организацию семинаров, тренингов в Москве и регионах;

- обеспечение информационного обмена между своими членами, содействие в решении проблем региональных бизнес-инкубаторов, создание рынка технологий малого бизнеса, обобщение и распространение опыта работы бизнес-инкубаторов;

- защита прав и законных интересов членов Партнерства и всех заинтересованных лиц, представление их интересов на всех уровнях государственного и негосударственного управления.

Сегодня НСБИ изучает и систематизирует накопленный в России опыт развития предпринимательства с использованием механизмов бизнес-инкубации, подводит промежуточные итоги практической деятельности и решения ряда теоретических, методических и организационных проблем. Национальным содружеством бизнес-инкубаторов России частично решается задача изучения и создания методик адаптации наиболее интересного западного опыта в создании БИ с целью выработки единого подхода и практических рекомендаций, которые позволяют существенно сократить риски, повысить эффективность работы новых инкубаторов бизнеса и тиражировать удачный российский опыт в разные регионы страны.

НСБИ имеет практический опыт проведения исследовательской и аналитической работы, разработки методики бизнес-инкубирования и содействия созданию бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах России, в том числе в Московской и Липецкой областях, Нефтеюганске, Петрозаводске.

В 2003 г. НСБИ завершил проект при поддержке Фонда Евразия «Бизнес-инкубатор как инструмент муниципальной политики». Цель проекта - сформировать основное содержание методологии создания БИ на муниципальном уровне как инструмента социальной и экономической политики местных властей.

Бизнес-инкубатор как инструмент муниципальной политики

Действующие на территории РФ бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям; тем не менее, основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.

Выполненный проект «Бизнес-инкубатор как инструмент муниципальной политики» позволил сформировать основное содержание методологии создания бизнес-инкубаторов БИ как инструмента социальной и экономической политики местных властей.

Специалисты НСБИ считают, что одним из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на местном уровне является создание бизнес-инкубаторов, поскольку, если местное самоуправление действительно заинтересовано в развитии малого предпринимательства на территории своего муниципалитета, то именно бизнес-инкубатор дает возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей и, в-третьих, решить многие социальные и экономические проблемы муниципалитета.

Роль бизнес-инкубатора в создании новых малых предприятий на территории МО состоит не только в непосредственной инкубации «start-ups», но и в том, за счет профилирования бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на его площадях, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку тем предприятиям, деятельность которых соответствует приоритетам муниципалитета. Примером могут служить бизнес-инкубаторы инновационного профиля в наукоградах, развитие сферы услуг для предпринимателей, приоритетная поддержка предприятий коммунального профиля в связи с коммунальной реформой и пр.

В том, что касается поддержки уже действующих предпринимателей, то практически все бизнес-инкубаторы оказывают услуги (включая маркетинговые исследования, консультации, бизнес-услуги и т.п.) не только инкубируемым предприятиям, но и всем другим заинтересованным предпринимателям. Эта роль инкубатора - как бизнес-центра и бизнес-консультанта - очень важна для небольших муниципалитетов, где еще не сложилась разветвленная инфраструктура услуг для предпринимательской деятельности.

Кроме того, функционирование в муниципальном образовании бизнес-инкубатора способствует повышению прозрачности и легализации работающих на рынке субъектов. Что касается роли БИ в решении социальных и экономических задач, стоящих перед муниципалитетом, то необходимо отметить следующее.

При участии муниципалитета в бизнес-инкубаторе в качестве учредителя или партнера, у него появляется возможность реализовывать собственную политику в экономической сфере, в частности, содействуя занятости населения и, косвенным образом, росту доходной части муниципального бюджета. Поддерживая начинающих предпринимателей, бизнес-инкубаторы занимаются непосредственным созданием новых предприятий и рабочих мест.

Как отмечалось выше, развитие предпринимательства повышает инвестиционную привлекательность территории, а привлечение инвесторов является одной из основных задач муниципалитетов. Однако при решении этой проблемы большинство из них сталкивается с рядом серьезных трудностей. С одной стороны, в России существуют все элементы финансовой инфраструктуры — банки, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды, фонды по поддержке предпринимательства. С другой стороны, доступ к инвестиционным ресурсам на хороших условиях имеют средние и крупные предприятия, занимающие устойчивые позиции на рынке, а у начинающих предпринимателей практически нет шансов привлечь финансовые ресурсы для своих проектов на «разумных» условиях, и они вынуждены искать дополнительные источники финансирования. В такой ситуации бизнес-инкубатор может оказать начинающим предпринимателям содействие в привлечении кредитов и займов, использовав следующий механизм. Бизнес-инкубатор, выступив в качестве гаранта возврата кредита, контролирует целевое использование средств, а предприниматель с первых шагов получает знания о работе с традиционными источниками финансирования.

В некоторых случаях бизнес-инкубаторы могут также помочь предпринимателям с привлечением других видов ресурсов: людских, материальных и нематериальных. Инкубаторы могут также помочь своим клиентам с покупкой сырья на льготных условиях (например, с отсрочкой платежа).

С другой стороны, бизнес-инкубаторы могут оказать помощь инвесторам, консультируя их по вопросам приоритетности развития тех или иных видов бизнес на территории муниципального образования, или предлагая им конкретные инвестиционные проекты, разработанные клиентами инкубатора и прошедшие экспертизу специалистов БИ.

Кроме того, бизнес-инкубатор может самостоятельно инициировать создание предприятий по выпуску совершенно новых продуктов или услуг в результате изучения тенденций развития рынка, знания опыта работы в других регионах и обмена информацией с муниципальными властями.

Иными словами, все вышесказанное свидетельствует о том, что создание и функционирование бизнес-инкубаторов является действенным инструментом повышения эффективности муниципальной политики как в сфере поддержки малого предпринимательства, так и в сфере реализации социально-экономической политики муниципального образования.

С практическими результатами деятельности бизнес-инкубатора можно ознакомиться в материале, представленном на VI Всероссийскую конференцию представителей малых предприятий Вороновой Л.К., директором Фонда поддержки предпринимательства «Серпуховский бизнес-инкубатор» - одним из членов Национального содружества бизнес-инкубаторов.

Национальным содружеством бизнес-инкубаторов было проведено исследование, которое показало следующее:

Администрации малых городов оказались не информированными в сфере создания и функционирования бизнес-инкубаторов, сталкиваясь при этом острой проблемой отсутствия квалифицированных кадров, способных реализовать эту задачу.

В то же время, выяснилось, что часто причиной нежелания муниципалитетов заниматься вопросами создания или работы БИ является их неуверенность в том, что бизнес-инкубаторы могут стать самоокупаемыми структурами, не требующими дополнительного финансирования из муниципального бюджета.

По мнению рабочей группы проекта, подобное мнение означает необходимость более широкого и интенсивного распространения как среди муниципалитетов, так и среди бизнес-инкубаторов «историй успеха» передовых БИ, работающих на самофинансировании или успешно повышающих долю собственного финансирования в своем бюджете. Немаловажным является также изучение прогрессивных технологий работы с внутренними и внешними клиентами бизнес-инкубаторов, позволяющими БИ не просто зарабатывать деньги, а действовать в соответствии со стратегическими приоритетами в развитии малого предпринимательства в своем регионе или муниципальном образовании.

Важным, по мнению рабочей группы, является и тот факт, что, сталкиваясь с трудностями в создании бизнес-инкубаторов, почти половина (44%) администраций старается решать возникающие проблемы за счет привлечения сторонних организаций, обладающих необходимым опытом и знаниями в сфере бизнес-инкубирования. В качестве консультантов в 33% случаев выступали местные организации, в 13% - национальные организации или организации из других регионов, а в 54% - иностранные организации. При этом в 80% случаев администрация сама активно участвовала в работе по созданию БИ, использовала знания своих специалистов, принимавших участие в семинарах и конференциях по бизнес-инкубированию, и выделяла до 70% средств на финансирование работ по созданию БИ и его поддержку в стартовый период.

Параллельно с проведением анкетирования и проведением Всероссийской конференции «Бизнес-инкубирование и приоритеты муниципальной политики» к конференции рабочей группой проекта осуществлялась разработка методики создания бизнес-инкубатора как инструмента муниципальной политики и пакета типовых документов, необходимых для его открытия и функционирования.

В своей работе группа использовала результаты опроса муниципалитетов, а также результаты анкетирования самих бизнес-инкубаторов (проходившего одновременно с анкетированием муниципалитетов и структур поддержки предпринимательства) и опроса их клиентов, который дополнительно был проведен в рамках проекта, поскольку рабочая группа считала важным и необходимым выяснение их точки зрения на проблематику проекта.

Активное участие в разработке методики принимали бизнес-инкубаторы – члены НСБИ, представившие рабочей группе проекта свои учредительные и иные регулирующие их деятельность документы. Изучение представленных документов дало двойной эффект.

Изучение и анализ вышеперечисленных источников информации, а также обобщение накопленного к моменту реализации проекта опыта НСБИ, вместе с обращением к зарубежному опыту бизнес-инкубирования, позволили рабочей группе проекта определить основные моменты разработки и внедрения методики создания и организации работы БИ в муниципальном образовании и разработать алгоритм решения этой задачи.

Рабочая группа выдела два этапа в работе по созданию и «запуску» бизнес-инкубатора.

Первый, предварительный этап работы заключается в анализе состояния предпринимательства в муниципальном образовании и определении перспектив его развития. На этом этапе чрезвычайно важно не только диагностировать состояние малого бизнеса, но и определить, насколько направления его развития корреспондируются с основными потребностями муниципального образования в сфере социально-экономического развития. Одной из наиболее важных задач предварительного этапа работы является также четкое формулирование приоритетов самого муниципалитета как в сфере обеспечения социально-экономического развития МО, так и в сфере поддержки предпринимательства. Иными словами, необходимо определить, какой именно вид поддержки предпринимательства будет наиболее эффективен для решения стоящих перед муниципалитетом социально-экономических задач. Выбор бизнес-инкубирования в качестве организационно–финансовой схемы поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании должен быть не результатом «модных веяний», а результатом тщательно выполненного анализа ситуации и расчета предполагаемой эффективности бизнес-инкубатора.

Для этого необходимо определить, какие именно малые предприятия должны инкубироваться в данном муниципальном образовании, исходя из приоритетов его развития. Тип инкубируемых предприятий, в свою очередь, обусловит модель бизнес-инкубатора, которую необходимо разработать для данного муниципального образования.

Однако определение приоритетного типа инкубируемых малых предприятий не должно означать отказа от инкубирования других типов МП. Выбор приоритетного направления в инкубировании малого бизнеса означает, что подобные предприятия должны составить большую часть клиентов бизнес-инкубатора, и помощь им будет оказываться в приоритетном порядке. Остальные инкубируемые предприятия также будут иметь доступ ко всем услугам бизнес-инкубатора, включая поддержку администрации. Однако размер этой помощи может быть несколько меньше, чем для МП приоритетного типа.

Принятие решения о выборе бизнес-инкубатора в качестве организационно-финансовой схемы поддержки предпринимательства завершает предварительный этап работы по созданию БИ на муниципальном уровне.

Вторым, основным этапом этой работы является работа собственно по организации бизнес-инкубатора как сервисной организации, оказывающей малым предприятиям на льготных условиях ряд услуг, включающих аренду офисных и производственных помещений, оснащенных соответствующими коммуникациями и оборудованием, обучение и различные бизнес-услуги (делопроизводство и ведение бухгалтерского учета, информационные, консалтинговые, юридические, маркетинговые услуги и т.д.).

Первым шагом в решении этой задачи является определение источников финансирования бизнес-инкубатора (до момента его выхода на самоокупаемость) и выбор варианта его размещения.

Бизнес-инкубатор может размещаться на выделенных муниципальной администрацией площадях уже существующих зданий, что позволит сэкономить средства муниципального бюджета и более эффективно использовать имеющиеся нежилые и производственные помещения. Однако подобное размещение не является обязательным требованием. Возможно использование других подходов к выделению площадей под бизнес-инкубатор.

Проект создания, размещения и финансирования бизнес-инкубатора может выбираться на конкурсной основе при объявлении администрацией МО соответствующего тендера и при условии разработки критериев отбора проектов.

Для этого администрация МО должна разработать и утвердить специальное положение о конкурсе, включающее информацию об общих положениях по проведению конкурса, конкурсной комиссии, требованиях к участникам конкурса, список необходимой конкурсной документации, порядок проведения конкурса и критерии отбора проектов создания БИ, порядок заключения договора с победителем и порядок оказания поддержки со стороны муниципалитета, а также права и обязанности сторон.

Основными критериями отбора проектов на создание бизнес-инкубатора должны быть критерии, отражающие:

• опыт работы и понимание участником конкурса технологий бизнес-инкубирования малых предприятий (особенно МП приоритетного типа),

• сроки предполагаемой реализации проекта,

• размер запрашиваемой финансовой или имущественной поддержки,

• размер собственного вклада участника конкурса в проект,

• ожидаемые количественные показатели работы бизнес-инкубатора (создаваемые рабочие места, налоговые отчисления, количество МП – арендаторов, количество предоставляемых бизнес-инкубатором услуг),

• наличие и качество помещения для бизнес-инкубатора,

• возможность и варианты дальнейшего участия администрации в реализации проекта.

Иными словами, наряду с квалификационными документами, характеризующими организацию, подавшую конкурсную заявку, участники предоставляют бизнес-план или стратегический план развития бизнес-инкубатора. План отражает все аспекты деятельности будущего инкубатора, от организационного и финансового планов до планов производства и маркетинга, а также содержит информацию о предлагаемых программах обучения персонала и МП, рисках и гарантиях при осуществлении проекта.

Оценка реальности и эффективности бизнес-плана является решающей в случае равенства остальных параметров участников конкурса.

Итогом проведения конкурса на создание бизнес-инкубатора становится подписание соглашения с победителем и оказание ему финансовой и/или имущественной помощи для реализации проекта.

Следующим шагом по организации работы бизнес-инкубатора в муниципальном образовании является подготовка БИ к регистрации и его регистрация в соответствии с установленными законодательством требованиями.

Основным содержанием этого этапа работы является разработка и утверждение уставных и иных учредительных документов создаваемого бизнес-инкубатора, определение и обоснование его организационно-правовой формы (ООО, ЗАО, НП и т.д.).

Одновременно с этим ведется работа по оформлению документов на выделенные бизнес-инкубатору помещения и землю (если необходимо), а также начинается разработка документов, регламентирующих деятельность бизнес-инкубатора.

В число этих документов входят:

• Положение об Экспертном совете, включающее предложения по его численному и персональному составу;

• Положение о порядке экспертизы проектов МП, которые будут размещаться в бизнес-инкубаторе, отражающее порядок приема проектов на экспертизу, процедуру проведения экспертизы и критерии отбора проектов;

• Положение о размещении малых предприятий/ПБОЮЛ в бизнес-инкубаторе, отражающее приоритеты и ограничения для МП/ПБОЮЛ, способствующие их размещению в бизнес-инкубаторе, либо прекращающие отношения между БИ и клиентом.

В Положении разъясняются:

- Условия (критерии) при которых предприниматель может быть размещён в БИ или ему может быть отказано в таковом;

- Организация и общие принципы взаимодействия БИ и его клиентов (в том числе условия пользования помещениями, порядок оказания услуг и их оплаты, механизм расторжения договора о размещении в БИ и т.п.);

- Порядок и условия выхода предприятий из БИ.

• Положение о Попечительском или Координационном совете, создающемся из представителей власти и бизнеса, имеющих политический и этический авторитет в городе и регионе, способных лоббировать бизнес-инкубатор на различных уровнях и стратегически развивать его. В этом документе должен быть отражен состав Совета и его функции, а также регламент работы (частота заседаний, динамика ротации и пр.);

• Примерный договор между бизнес-инкубатором и МП/ПБОЮЛ - клиентом о размещении в бизнес-инкубаторе и оказании/получении комплекса услуг, предусматривающий варианты взаимоотношений бизнес-инкубатора и клиента, наиболее приемлемые для БИ и защищающий обе стороны с правовой точки зрения;

• Перечень услуг, оказываемых бизнес-инкубатором по всем возможным направлениям помощи МП/ПБОЮЛ с указанием цены и с разъяснением ценовой политики по отношению к внутренним и внешним клиентам бизнес - инкубатора: условия бесплатного предоставления услуг, льготы, преференции, предоставление услуг с оплатой в рассрочку и пр.

Помимо типовых документов, разработанных рабочей группой проекта, каждый бизнес-инкубатор должен разработать 5-6 уникальных (нетиповых) документов, отражающих специфику как данного БИ, так и той географической и административной среды, в которой он существует.

На этом же этапе работ разрабатываются и утверждаются должностные инструкции сотрудников бизнес-инкубатора и проводится подбор и наем персонала БИ. Структура и квалификационные требования к персоналу бизнес-инкубатора, предлагаемые рабочей группой проекта, были определены на основе анализа практики функционирования российских бизнес-инкубаторов – членов НСБИ.

Важным, по мнению рабочей группы проекта, является проведение обязательного обучения персонала нового БИ технологиям бизнес-инкубирования, специфике работы с клиентами и арендаторами, продвижению услуг БИ на рынке и основным навыкам в сфере связей с общественностью и государственными органами (в первую очередь, в лице администрации муниципального образования) в целях обеспечения эффективной работы БИ и достижения им целей, определенных в бизнес-плане.

Обучение персонала может проводиться региональными консультантами по бизнес-инкубированию, экспертами и специалистами других бизнес-инкубаторов, или консультантами НСБИ.

По завершении работы над пакетом регламентирующих документов и комплектования штата бизнес-инкубатора начинается этап работ, связанный с подготовкой и проведением конкурса на право размещения в бизнес-инкубаторе.

Проведение конкурса, в частности, подразумевает разработку и доведение до сведения заинтересованных лиц условий участия и ограничений, препятствующих допуску претендентов к участию в конкурсе. Так, например, условия конкурса могут предусматривать запрет на подачу заявок, связанных с определенным видом бизнеса (игорным, производством табака, алкоголя или оружия, и т.д.).

Информация о конкурсе должна также содержать описание процедуры подачи заявки, экспертизы и отбора проектов.

Критерии отбора предпринимательских проектов для инкубирования подробно описываются в Положении о размещении малых предприятий в БИ, являющимся одним из обязательных документов, регламентирующих деятельность создаваемого в муниципальном образовании бизнес-инкубатора.

Предлагаемый рабочей группой проекта подход к разработке этих критериев предполагает оценку проектов на размещение МП по следующим параметрам:

• Юридическая чистота и прозрачность бизнеса;

• Экономическая эффективность и рыночный потенциал проекта;

• Соответствие проекта приоритетам поддержки предпринимательства в данном муниципальном образовании;

• Эффективность проекта с точки зрения реализации приоритетов социально-экономической политики муниципалитета;

• Соответствие проекта внутренним требованиям деятельности бизнес-инкубатора (размер запрашиваемых площадей, планируемый объем потребления услуг бизнес-инкубатора и т.д.);

• Соответствие минимальным квалификационным требованиям, определенным для данного бизнес-инкубатора.

Представляемые на экспертизу проекты размещения МП в бизнес-инкубаторе должны содержать:

• Обоснование экономической эффективности проекта:

- Обоснование конкурентоспособности товаров/услуг МП: описание выгод и преимуществ, возможных рынков, конкурентов;

- Прогноз оборота товаров/услуг, перспективы деятельности на выбранном (в первую очередь, местном) рынке;

• Обоснование финансирования будущего проекта:

- Концепция финансирования (собственные и/или привлеченные средства);

- Инвестиционный план;

• Описание предпринимательской квалификации претендента.

В соответствии с этими требованиями к информации и установленными критериями отбора проектов, претенденты на размещение в бизнес-инкубаторе должны представить экспертному совету следующие основные документы:

• Персональную анкету и описание предпринимательского опыта;

• Предпринимательскую концепцию, которая характеризует планируемый к производству продукт, его рыночную перспективу, конкурентоспособность, сбыт и потребность в площади;

• Бизнес-план, планы по экономике и организации производства, в которые включены план товарооборота и затрат, а также прогноз достижения целевых показателей деятельности и т.д.

Экспертный совет может также потребовать предоставления дополнительных документов, характеризующих проект (например, договор с банком о кредитовании, если проект предполагает привлечение заемных средств) или претендента, исходя их специфики деятельности бизнес-инкубатора и установленных для арендаторов БИ ограничений.

После подготовки и проведения конкурса, экспертизы и отбора проектов МП на размещение в бизнес-инкубаторе с победителями конкурса заключаются соглашения о размещении их предприятий в данном БИ. Соглашения регламентируют не только условия обслуживания арендатора бизнес-инкубатором, но и взаимные права и обязанности сторон, а также (в обязательном порядке) срок действия (обычно, не более двух-трех лет) и условия расторжения соглашения в случае выхода (добровольного или принудительного) малого предприятия из инкубатора.

При процедуре добровольного выхода из бизнес-инкубатора (например, в случае досрочного достижения необходимой рыночной эффективности инкубируемого предприятия или по иным причинам), арендатор должен письменно уведомить о своем намерении администрацию БИ и освободить занимаемые им площади в течение заранее оговоренного в соглашении срока (например, месяца). В течение этого срока администрация БИ находит другого арендатора, которому передает высвободившееся помещение.

Что касается принудительного выхода МП из бизнес-инкубатора, то соглашение должно четко определять причины, по которым администрация БИ может в одностороннем порядке расторгнуть договор со своим арендатором и прекратить его обслуживание. Такими причинами могут быть только серьезные нарушения со стороны арендатора, например, несоблюдение условий платежа или грубое нарушение правил работы в бизнес-инкубаторе.

Таким образом, предпринимателям обеспечивается возможность эффективного планирования и беспрепятственного выхода из бизнес-инкубатора в случае необходимости. Варианты юридического и бухгалтерского оформления отношений бизнес-инкубатора и клиента пересматриваются ежегодно вместе со специалистами-юристами исходя из действующего законодательства.

Подписание договора с бизнес-инкубатором является основанием для «вселения» арендаторов на предоставленные им площади и начала их производственной деятельности. С этого момента бизнес-инкубатор можно считать функционирующим, хотя некоторое время потребуется на «отлаживание» работы всех служб и сервисов БИ.

Важным, по мнению рабочей группы проекта, является то, чтобы с самого начала создания бизнес-инкубатора его персонал и администрация четко осознавали миссию, цели и задачи своей деятельности и следовали определенным принципам и правилам, способствующим созданию прозрачной, справедливой и честной среды для развития малого предпринимательства и установлению партнерских отношений как с арендаторами и клиентами БИ, так и с администрацией муниципального образования.

В соответствии с планом реализации проекта разработанная рабочей группой методика создания бизнес-инкубатора в муниципальном образовании прошла апробацию в городах Московской области.

После проведенных консультаций и совещаний с властными структурами и /или инициативными группами в этих городах для участия в проекте были выбраны Серпухов, Троицк и Дзержинский.

Работа по организации и созданию бизнес-инкубаторов в указанных муниципальных образованиях проводилась в ходе интенсивных консультаций рабочей группы проекта с представителями администрации этих городов. Консультанты НСБИ отработали 240 часов, оказывая инициативным группам и администрации МО помощь в разработке пакета необходимых документов, подборе кадров, подготовке БИ к регистрации, разработке бизнес-планов и планов стратегического развития БИ и осуществляя другие виды консультационной поддержки.

Результатом совместной работы консультантов НСБИ и инициативной группы в г. Дзержинском стала разработка необходимого пакета документов, учреждение и регистрация бизнес-инкубатора «Угреша». В состав учредителей вошли Администрация города, Ассоциация малых предприятий, Международный Университет природы, общества и человека, ОАО «Монтаж» и НСБИ.

Бизнес-инкубатор разместился в помещении общей площадью 102,3 кв.м., выделенном Администрацией города совместно с Ассоциацией малых предприятий по адресу: город Дзержинский, ул. Лермонтова, д.42. Другие учредители также приняли на себя обязательства по оснащению БИ необходимым оборудованием и оргтехникой.

Роль НСБИ как одного из учредителей БИ «Угреша» заключалась в проведении обучения и консультаций для персонала БИ, разработке полного пакета документов для функционирования, информационной поддержке и оказании содействия продвижению БИ и его проектов.

Согласно условий проекта апробация разработанной рабочей группой методики организации работ по созданию и функционированию бизнес-инкубатора на муниципальном уровне предполагалась только в трех муниципальных образованиях Московской области. Однако широкий региональный охват проводимых в рамках проекта мероприятий (круглых столов, семинаров, Всероссийской конференции), а также регулярные публикации НСБИ на тему бизнес-инкубирования в прессе и сетевых ресурсах, в совокупности с успешной деятельностью региональных групп консультантов и активным участием НСБИ в реализации других проектов в сфере бизнес-инкубирования привлекли дополнительный интерес к осуществляемому проекту и вовлекли дополнительных участников в его реализацию.

Выводы

Для развития процесса бизнес-инкубирования Национальное содружество бизнес-инкубаторов считает необходимым проведение серьезного анализа существующего положения и разработки обоснованной и долговременной стратегии на государственном уровне.

Специалисты НСБИ считают, что одним из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на местном уровне является создание бизнес-инкубаторов, поскольку, если местное самоуправление действительно заинтересовано в развитии малого предпринимательства на территории своего муниципалитета, то именно бизнес-инкубатор дает возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей и, в-третьих, решить многие социальные и экономические проблемы муниципалитета.

Национальным содружеством бизнес-инкубаторов России решается задача выработки единого подхода и практических рекомендаций для создания бизнес-инкубаторов, которые позволяют существенно сократить риски, повысить эффективность работы новых инкубаторов бизнеса и тиражировать удачный российский опыт в разные регионы страны.

Бизнес инкубатор – это, прежде всего, стены, но не только стены. Успех или не успех бизнес инкубатора зависит, от следующих факторов:

- наличия подготовленной команды управления

- ясной и четкой стратегии развития

- серьезного отбора предприятий для размещения на площадях бизнес-инкубатора

- хорошего взаимодействия с местной администрацией и объединениями предпринимателей

- наличие опытного партнера – консультанта


Практика показала, что наличие партнерской сети, возможность обмениваться опытом работы с другими бизнес-инкубаторами существенно помогает в работе.

Для успешного развития сети бизнес-инкубаторов в России необходимо:

  1. принятие нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность бизнес-инкубаторов,
  2. введение льгот и преференций для бизнес-инкубаторов, с тем, что бы они могли оказывать на льготных же условиях услуги малым предприятиям

  3. оказание финансовой поддержке по подготовке кадров, помощи в создании новых бизнес-инкубаторов в регионах России, поддержки международных контактов.

НСБИ имеет практический опыт проведения исследовательской и аналитической работы, разработки методики бизнес-инкубирования и содействия созданию бизнес-инкубаторов и готово к сотрудничеству с региональными и муниципальными администрациями, объединениями предпринимателей по созданию новых и развитию действующих предпринимателей.


Боброва Е.В.,

директор Национального содружества бизнес-инкубаторов www.nsbi.da.ru

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости