(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Значительным фактором динамичного социально – экономического развития в городе Екатеринбурге является активизация малого производственного предпринимательства, обеспечивающего наполнение рынка товарами и услугами, развитие экономически оправданной конкуренции, формирование стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест.
Развитие малого производственного бизнеса является также одним из приоритетных направлений реформирования экономики. Значимость малого производственного предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка.
По оценочным показателям малый бизнес Екатеринбурга занимает 2-3 место среди городов-миллионников в России и первое место в Уральском федеральном округе. Наш город обладает огромным научно-техническим потенциалом, здесь находятся крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Малое предпринимательство Екатеринбурга сегодня обеспечивает значительный вклад в развитие экономики города, обеспечивая 17% от общего объема выпускаемой продукции (услуги производственного характера) и более 20% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В сфере малого бизнеса (на малых предприятиях и индивидуальной трудовой деятельностью) в настоящее время занято 37% работающего населения Екатеринбурга. По состоянию на 1.01.2004 года по всем отраслям насчитывалось 18074 малых предприятий и 51,4 тысячи индивидуальных предпринимателей, что составляет примерно 70% от общей численности субъектов малого предпринимательства Свердловской области. Наиболее привлекательной сферой деятельности для малого бизнеса остается торговля, где работает свыше 50% малых предприятий.
Каждое четвертое малое предприятие функционирует в строительстве или в промышленности. Большая доля малых производственных предприятий успешно работает в полиграфии, медицинской и пищевой промышленности. По данным за 2003 год в малом производственном бизнесе города работает свыше 110 тысяч человек, что составляет примерно половину всех работающих в малом предпринимательстве. На сегодняшний день в сфере производства занято почти 8000 малых предприятий и свыше 10000 индивидуальных предпринимателей.
В последние год - два малый бизнес начал менять ориентацию в своем развитии от традиционно доминирующей сферы торговли и услуг в сторону отраслей материального производства, инноваций, поиску и внедрению новых технологий, активному вхождению в корпоративные и кооперационные структуры и схемы крупного бизнеса, «завоеванию» рынка услуг производственного характера. Эта тенденция заслуживает, с одной стороны, всемерной поддержки с использованием всех доступных форм и методов стимулирования, а с другой - предполагает обеспечение взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом и научно-техническими организациями. Организующим звеном в этой системе должны стать администрации муниципальных образований. В Екатеринбурге эту работу проводит Комитет по промышленности, науке, связи и информационным технологиям Администрации города.
Наличие продуманного стратегического плана или проекта, включающего в себя эффективную целевую программу поддержки и развития производственного бизнеса, позволяет муниципальным образованиям получать стабильные поступления в местный бюджет. А это очень важно, так как эти финансовые средства идут на улучшение инфраструктуры города, что, в свою очередь, приводит к улучшению качества жизни всех групп населения. Основная цель стратегического проекта, подготовленного у нас в городе, – обеспечение поступательного и эффективного развития малого производственного бизнеса сегодня может быть решена только при условии поддержки на местном уровне и в постоянном взаимодействии с Администрацией города, потому как федеральные программы и проекты практически не работают.
Проект «Развитие малого производственного бизнеса на период до 2015 года» является составной частью стратегической программы «Новая жизнь крупных заводов», одной из основных задач которой является «эффективное использование имеющихся мощностей и их рациональная модернизация». Эта проблема является актуальной для многих крупных машиностроительных компаний, которые неизбежно приходят к решению о выделении из своей структуры непрофильных и вспомогательных производств. Не секрет, что структура большинства машиностроительных заводов строилась на принципах «натурального хозяйства» и предусматривала наличие в составе предприятия почти всех технологических переделов – от простейших видов сырья до готовой продукции. Резкое сокращение госзаказа привело к состоянию, когда производственные мощности крупных заводов остаются недозагруженными, а для успешной конкуренции с зарубежными компаниями нашим предприятиям необходимо мобилизовать все ресурсы на развитие профильного бизнеса, избавившись от лишних активов. В ряде случаев руководство предприятий идет на их юридическое обособление и последующую продажу. Но более эффективным способом является предоставление доступа к необходимой инфраструктуре предпринимателям «со стороны». В результате вокруг крупных заводов могут образоваться целые кластеры новых компаний. (В России наиболее удачным является опыт КАМАЗа, Мотовилихинских заводов, а в Екатеринбурге – опыт Машиностроительного завода им. М.И.Калинина).
Основой успеха является высокая активность малого и среднего бизнеса. Получив в свое распоряжение подготовленную промышленную площадку со всеми необходимыми коммуникациями (а иногда и с оборудованием) эти компании способны быстро адаптировать свою продуктовую линейку к требованиям рынка, найти новых клиентов, не забывая при этом и о потребностях предприятий, на территории которых они работают.
Такой подход взаимовыгоден и для крупных предприятий и для предпринимателей, и для местной власти:
а) Крупный бизнес получает возможность мобилизации ресурсов на развитие профильного производства, не отвлекаясь на проблемы, связанные с поддержанием вспомогательных производств;
б) Малый производственный бизнес получает доступ к мощностям, инфраструктуре и услугам заводских подразделений и, тем самым, обеспечивают эффективное развитие своих производств;
в) Для муниципальной власти такой подход является реальным инструментом для развития малого и среднего бизнеса, а также источником дополнительных доходов в бюджет города, решения проблем занятости населения.
Следует отметить, что проведенный нами мониторинг дал неожиданные результаты – практически ни в одном из крупных городов России нет программы или проекта, нацеленного на развитие и поддержку малого производственного бизнеса. Существующие программы, как правило, носят общий характер и ориентированы на содействие малому предпринимательству в целом, без учета своеобразия проблем в различных сферах деятельности. Только некоторые из проблем, связанных с развитием малого производственного бизнеса, решаются в отдельных регионах России. Так в Ярославской области, при содействии местной ТПП, ведется работа по включению малого бизнеса в схемы производственной кооперации с крупным бизнесом. В Чувашии при регистрации малых промышленных предприятий предоставляется льгота – бесплатное оформление регистрационных документов, за счет средств республиканского бюджета. Но эти меры носят частный характер, и имеют весьма ограниченный эффект, так как здесь необходим комплексный, системный подход.
Поэтому мы постарались изучить зарубежный опыт. Весьма полезным оказалось ознакомление с итальянским опытом создания и функционирования промышленных округов, где за основу была взята инициатива крупных компаний, которые сочли целесообразным вынести в промышленные округа часть своих производственных мощностей, с целью производства новых инновационных продуктов и технологий. Прежде всего, они ориентировались на создание и развитие сети субподрядчиков из числа малых предприятий на тех территориях, где уже сформировалась определенная производственная специализация. Такая практика вполне применима к развитию малых городов и депрессивных территорий, ибо нацелена, в первую очередь, на обеспечение занятости населения. Но для крупного промышленного города, каковым до сих пор является Екатеринбург, необходимо было найти соответствующие его параметрам аналоги.
Наиболее приемлемым для нас показался опыт реализации в ряде городов Канады и США программы «Сохранение и поддержка бизнеса: направление местной экономической политики». Разработчики проекта акцентировали внимание на устранении факторов, сдерживающих развитие деловой среды таких как: большие издержки на производство в каждом из конкретных регионов, забюрократизированная система управления, недостаточная связь между деловым сектором и местными органами власти. В результате был намечен и реализован комплекс мер по их устранению в ряде городов провинций Огайо, Онтарио и Балтимор (Канада).
Было определено несколько направлений в стратегии удержания малого бизнеса в регионе – это создание новых мест приложения труда, привлечение существующих фирм, компаний и предприятий с внешнего рынка и создание среды, благоприятной для развития бизнеса, которая будет способствовать привлечению внешних инвестиций. Но основой программы удержания бизнеса Балтимора, к примеру, стала концепция сочетания интересов частного и общественного секторов экономики, а также наличие достоверной, отражающей действительность информации о состоянии и перспективах развития малого бизнеса в регионе.
Среди других составляющих, определивших успех реализации этой программы, следует выделить следующие:
- установление взаимопонимания, так как даже хорошо разработанная программа или проект бесполезны, если местные фирмы не знают об их существовании и механизмах реализации;
- установления партнерства между промышленными и научно-исследовательскими учреждениями;
- реальное сокращение бюрократических барьеров между предпринимателями и органами власти, которое отразиться на эффективности принимаемых решений.
При разработке планов по поддержке малого производственного бизнеса мы постарались в полной мере использовать опыт наших зарубежных коллег.
В 2004 году отделом промышленности, науки и предпринимательства Администрации города совместно с Общественным советом представителей малого бизнеса Екатеринбурга была подготовлена, а 25 января текущего года Решением Екатеринбургской городской Думы утверждена целевая Программа «Развитие малого предпринимательства в городе Екатеринбурге на 2005-2007 годы».
В Программе намечены основные мероприятия и проекты, распределенные по следующим направлениям:
Нормативная правовая база – текущий мониторинг и Участие субъектов малого предпринимательства в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Екатеринбурга, касающихся деятельности малого бизнеса;
Административно-организационная поддержка малого предпринимательства, включающая такие мероприятия, как создание городского Центра малого предпринимательства, Создание в администрациях районов города информационных центров по развитию малого предпринимательства;
Содействие самоорганизации и развитию малого предпринимательства – реализация проектов по проведению ежегодной программы «Дни малого бизнеса», Проведение съездов и конференций представителей малого предпринимательства города Екатеринбурга, организация конкурсов;
Интегральная поддержка перспективных отраслей малого предпринимательства, подразумевающая реализацию таких мероприятий, как развитие сети районных и отраслевых бизнес-инкубаторов, Создание городского информационно-сервисного центра по производственной кооперации малого и крупного бизнеса и субконтрактингу, Разработка концепции, подготовка нормативной базы и организация территориально-отраслевых промпарков и технопарков;
Информационное обеспечение предпринимательского сообщества - Организация библиотек и интернет-центров для предпринимателей при районных информационных центрах и бизнес-инкубаторах, Периодическое (ежегодное) издание информационно-аналитического сборника «Малое предпринимательство в Екатеринбурге», Подготовка, издание и распространение нормативной правовой, справочной и методической литературы серии «В помощь предпринимателю»;
Консультационное обеспечение, предусматривающее Организациюконсультационных пунктов для субъектов малого бизнеса при Центре малого предпринимательства города Екатеринбурга и районных бизнес-инкубаторах, создание городского Учетного центра по оказанию услуг по ведению бухучета и налогообложению на принципах аутсорсинга;
Обучение и переподготовка кадров - Организация Кадрового центра, Обучение основам ведения бизнеса женщин-предпринимателей и Организация городского «Пекарского центра» по обучению специалистов для малых хлебопекарных предприятий.
Работа по выполнению большинства мероприятий и проектов уже проводится.
В рамках реализации данной Программы мы выделяем несколько основных способов:
1. Привлечение предпринимателей к участию в реализации программ и проектов Стратегического плана развития Екатеринбурга и выполнению муниципального заказа.
2. Размещение субъектов малого предпринимательства на свободных производственных площадях предприятий города, содействие развитию субконтрактных и кооперационных связей малого и крупного бизнеса.
3. Предоставление субъектам малого производственного бизнеса льгот за пользование муниципальной собственностью и применение понижающих коэффициентов за аренду земельных участков.
4. Привлечение субъектов малого производственного бизнеса к участию в конференциях, конкурсах, выставках в том числе федеральных и международных, с целью продвижения продукции на новые рынки.
Определяющим фактором успеха становится участие органов местного самоуправления в разработке и реализации программ и проектов, направленных на удержание и развитие малых производственных фирм и предприятий на территории города. При этом степень участия местных властей может варьироваться от действий, имеющих рекомендательный характер, до принятия постановлений и решений, обязательных для исполнения всеми субъектами предпринимательской деятельности в сфере производства.
Главное в таком подходе – использование тех реальных механизмов, что находятся в распоряжении муниципальных властей, то, что местная власть в состоянии сделать сама, на основе действующей нормативной базы. А в случае отсутствия каких-то актов, направленных на развитие малого производственного бизнеса, подготовить и принять соответствующие документы. Так, к примеру, сейчас у нас разрабатывается пакет нормативных актов, призванных регулировать деятельность по организации технопарков на территории Екатеринбурга – это Концепция развития, положение и методические рекомендации для предприятий и предпринимателей. Опора на собственные силы и, прежде всего, на инициативу самих предпринимателей – одно из основных условий успешной реализации таких проектов.
В уже упомянутой целевой программе заложен именно такой подход. Задача органов местного самоуправления – создать организационные и нормативно-правовые предпосылки, дать необходимый импульс для эффективного и поступательного развития малого производственного предпринимательства. А основную часть расходов должны нести сами предприниматели. По существу, производственного бизнеса может быть столько, сколько есть для него территорий и потому выделение земельных участков и пустующих производственных площадок становится основным вопросом, требующим решения не только на муниципальном, но и на региональном и федеральном уровнях власти.
Основными формами сотрудничества малого и крупного бизнеса должны стать бизнес-инкубаторы, промышленные и технологические парки, создаваемые на базе крупных предприятий города. Положительный опыт ОАО «Уралмаш», где с 2003 года функционирует один из технопарков, подтверждает эту тенденцию. Сейчас на территории этого «завода заводов» работают 42 малых предприятия и 80% из них занимаются производством. Постановление Правительства Свердловской области (от 08.07.2003 г N 410-ПП) «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области», предусматривает существенные льготные условия для технопарков и крупных промышленных предприятий в части применения понижающих коэффициентов до 0,1, что позволяет в разы снижать размер оплаты по налогу на землю. Организация промышленных парков, также представляет определенные и весьма существенные выгоды для всех участников процесса.
На арендуемых площадях некоторых крупных предприятий сформировались фактически не имеющие официального статуса производственные образования, некий конгломерат торгово-промышленных фирм и компаний, своеобразные «стихийные» индустриальные парки, в состав которых входят от нескольких десятков («Уралкабель», УПП «Вектор», Завод радиоаппаратуры и др.) до сотни и больше (Машиностроительный завод им. Калинина, Научно-производственное объединение «Автоматика» и др.) субъектов малого предпринимательства.
Создание малых производственных предприятий на базе реструктурируемых производств крупных промышленных компаний может стать одним из основных направлений развития малого производственного бизнеса. Незагруженные производственные площади имеются на ОАО «Уралмаш» (153 тысячи кв.м), ОАО «Машиностроительный завод им.Калинина» (27 тысяч кв. м), ОАО «Уральский турбомоторный завод» (26 тысяч кв.м), ООО «Концерн Уральский текстиль» (8 тысяч кв.м).и др. Значительные пустующие земельные участки есть на территории большинства крупных заводах города .
К примеру, на ОАО «Уралхиммаш» пустует 90 гектаров земли и 12 тысяч кв. метров производственных и вспомогательных помещений. На территории этого завода уже расположены 10 производственных фирм и предприятий, занимающихся выпуском сварочных электродов, бытовой техники, эффективно работает металлургическое производство. В планах руководства предприятия создание управляющей компании, в составе которой будут организованы инновационно-технологический, учебный, консультационный, информационно-маркетинговый центры и промышленная зона.
Основным недостатком этого варианта является отсутствие предсказуемости в действиях собственников крупных компаний на длительную перспективу, что не дает возможности привлекать инвестиционные возможности малого и крупного бизнеса в совершенствование и развитие производственных мощностей. Вследствие этого отсутствуют гарантии перспективного развития бизнеса.
Сложности, которые возникнут при организации технопарков на свободных площадях каждого конкретного предприятия (после принятия решения о его создании), будут носить скорее «технический характер», связанный с приспособленностью помещений под конкретное производство, наличием необходимой инфраструктуры и транспортных коммуникаций. На наш взгляд, наиболее продуктивным подходом к формированию промпарков и технопарков, может стать отраслевой принцип. Результатом деятельности таких структур должны стать не только опытные образцы инновационной продукции, но и организация их серийного производства.
Сейчас по этому принципу в городе сформировалось несколько кластеров. К примеру, в Чкаловском районе развивается крупная промышленная зона по производству керамических изделий в состав которой входят ОАО «Уктус» (производство кирпича), ОАО «Завод керамических изделий» (сантехника, облицовочная плитка), ЗАО «Пиастрелла» (производство керамических изделий на итальянском оборудовании).
По нашему мнению, малый производственный бизнес должен охватывать не только предприятия, создаваемые и действующие на базе крупных промышленных компаний, но и большинство субъектов малого предпринимательства, относящихся согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), к разделу D.Обрабатывающие производства.
Перспективными направлениями в развитии малого производственного бизнеса в Екатеринбурге являются:
обработка древесины и производство изделий из дерева;
издательская и полиграфическая деятельность;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
производство машин и оборудования;
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Для успешного развития этих видов деятельности потребуется выделение земельных участков под строительство промышленных зон и отраслевых промпарков, которые будут создаваться на специально резервируемых для этого территориях. И они уже определенны на генплане города.
Планируется, что строительство будут вести сами малые предприятия, на условиях долевого участия. Организовывать и координировать деятельность промпарков и технопарков призваны специально созданные управляющие компании (в форме АНО – автономных некоммерческих организаций), учредителями которых станут субъекты малого предпринимательства.
В юго-восточной части города определен участок площадью 100 гектаров, где предполагается сформировать научно-производственный комплекс (наукопарк) с опытным производством продукции медицинского назначения с использованием опыта и наработок ряда институтов Уральского отделения РАН, а также технопарка «Академический».
В восточном направлении (недалеко от озера Шарташ), в рамках стратегического проекта «Большой университет», планируется строительство комплекса университетского городка, где на базе использования потенциала вузовской науки, научно-технического творчества студентов и опыта действующего технопарка «Уральский», станет возможным создание ряда отраслевых технопарков. Подготовлены также концепции организации промышленной зоны для малых предприятий производителей мебели и в сфере металлообработки. Выделяемая под это площадь составит 50 – 60 гектаров.
Важным инструментом в развитии малого производственного бизнеса станет создание в Екатеринбурге сети отраслевых и территориальных бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей в производственной сфере. Если сейчас действуют в городе два бизнес-инкубатора с общей площадью около 1500 кв.м, то по завершении мероприятий проекта планируется создать бизнес-инкубаторы в каждом из семи районов города, а также целый ряд отраслевых – в сфере ЖКХ, производства мебели, металлообработке и ряде других. Базовыми для организации бизнес-инкубаторов могут стать территории существующих бизнес-инкубаторов и пустующие площадки крупных предприятий.
Программа на 2005-2007 годы – является первым этапом реализации стратегического проекта, направленного на развитие малого производственного бизнеса, охватывающего период до 2015 года включительно.
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых субъектов малого предпринимательства в приоритетных для экономики и социальной сферы города отраслях, и, прежде всего, в производственном бизнесе. Это позволит увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства на 15-20%.
По завершении мероприятий программы общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится на 3-5 %, а доля поступлений в бюджет города от малого бизнеса вырастет на 10-12 % . Экономические расчеты показывают, что на каждый вложенный в развитие малого бизнеса рубль бюджет получает 5-6 рублей дохода. Соотношение средств из бюджета города и привлекаемых для реализации мероприятий Программы средств предпринимателей составляет 1:6 (4 миллиона бюджет города и 24 миллионов средства предпринимателей).
Достижение этих показателей станет реальным и весомым кладом малого производственного предпринимательства в развитие экономики муниципального образования «город Екатеринбург».
Архангельский Вячеслав Николаевич,
главный специалист по малому бизнесу Комитета по промышленности,
науке, связи и информационным технологиям Администрации города Екатеринбурга,
член президиума Координационного совета объединений предпринимателей Свердловской области,
секретарь Совета по малому предпринимательству при Главе Екатеринбурга