(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Введение
Недопустимое отставание социально-экономического развития страны от общественных ожиданий и представлений настоятельно требует перехода к активным моделям развития в социально-экономических и культурно-политических горизонтах.
По мнению авторов предлагаемой ниже проектной идеи очевидно, что проектирование будущего для России невозможно без решения проблемы устойчивого повсеместного развития малого и среднего бизнеса, способного активно влиять на наращивание экономического потенциала муниципальных образований, рост налогооблагаемой базы и бюджетных финансов. Развитие малого бизнеса – ключ к эффективной реформе местного самоуправления и экономическому росту в регионах России.
Кратко обобщая наработанный в Новгородской области опыт развития предпринимательства в связке с перспективами развития муниципальных образований, в данном материале предпринимается попытка обрисовать продвигаемую специалистами Новгородской области проблемно-ориентированную модель ускоренного развития предпринимательства и проблемных территорий.
Предшествующий опыт Новгородской области
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, притока инвестиций и вывода проблемных муниципальных образований из социально-экономического кризиса, с 1997 года и по сей день в Новгородской области проводится эксперимент в сфере налогообложения деятельности товаропроизводящих субъектов хозяйствования. В соответствии с условиями эксперимента в четырёх районах области (Батецком, Волотовском, Марёвском и Поддорском) созданы т.н. «Зоны экономического благоприятствования», где Постановлением областной Думы установлен льготный режим налогообложения для вновь образуемых и регистрируемых в данных районах коммерческих организаций, осуществляющих на территории этих районов свою деятельность. Хозяйствующие субъекты освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, зачисляемого в консолидированный бюджет области, а также им возмещается из областного бюджета налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты всех уровней, платежи за пользование лесным фондом исчисленные по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню в части, остающейся в распоряжении местных бюджетов. В соответствии с действующим налоговым законодательством представительные органы местного самоуправления, на территории которых образованы вышеназванные зоны, указанным организациям могут предоставлять льготы по земельному налогу в части, зачисляемой в соответствующие местные бюджеты, с последующим возмещением сумм выпадающих доходов из областного бюджета. Примечательно, что на начальном этапе Новгородского эксперимента в конце девяностых годов, в рамках действовавшей в то время схемы распределения налогов по разным бюджетным уровням, совокупные льготы по налогам достигали на этих территориях 70%.
Предполагалось, что в результате столь существенных налоговых послаблений в этих районах будет преодолена депрессивность (социально-экономическая недостаточность): т.е. активизируется экономическая деятельность, разовьётся малый и средний бизнес, исчезнет, либо существенно сократится безработица, возрастут доходы местного бюджета, населения и, как следствие, оживится платёжеспособный спрос и т.д. и т.п.
Опуская подробный анализ сильных и слабых сторон самого эксперимента, а также отказываясь от повторения общих критических оценок достигнутых в стране результатов экономических реформ, всё больше негативно отражающихся на региональных антикризисных усилиях, следует отметить, что ничего этого в Новгородской области не произошло. Депрессивность, кризисность социально-экономической ситуации сохранилась, ещё и ещё раз подтвердив необходимость постоянного поиска новых, в т.ч. альтернативных подходов для ускоренного вывода муниципальных территорий из круга взаимосвязанных проблем.
Предпосылки
Известно, что в настоящее время огромное число муниципальных образований России существует за счёт скудных бюджетных дотаций. Сложившиеся еще в советское время диспро-порции в развитии центральных и периферийных территорий, городских и негородских образований тяжелым затратным бременем лежат на вышестоящих бюджетах. На дотации этим территориям неэффективно отвлекается такое количество финансовых ресурсов, которое сопоставимо с сегодняшним оборонным бюджетом страны. Неэффективные расходы - прямой ущерб государству и бизнесу, всему обществу. Есть острейшая необходимость направить эту ситуацию в нужное русло.
Наглядно видно, как недостаток массовой самоорганизованной экономической деятельности на муниципальном уровне влечет за собой остроту бюджетных проблем, повсеместно порождает депрессивные явления в экономике и социальной сфере. Само же развитие сферы малого и среднего бизнеса в эволюционном, постепенном (уж как выйдет) режиме, явно не поспевает за нарастающим валом социально-экономических проблем территорий, всё более усугубляя бедность населения и потребность в дополнительных дотациях. Особенно остро это проявляется на уровне отдалённых от крупных городов муниципальных образований. (Здесь умышленно опущен какой-либо анализ муниципальной проблематики, поскольку она давно стала хрестоматийной).
Инкубирование территорий
В этой связи Новгородская область уже более 7 лет инициирует проект, который, по расчётам специалистов, способен комплексно и надежно обеспечить не только прорывное развитие малого и среднего бизнеса, но, одновременно, быстрое и финансово недорогое бюджетное оздоровление и социально-экономическое развитие муниципальных образований (районов, малых городов, поселений). Условно проект назван «Малый бизнес – муниципальный прорыв».
Проектом предполагается целенаправленное использование возможностей и социально-экономических особенностей малого и среднего бизнеса в комплексном оздоровлении проблемных территорий. Избегая ставшей традиционной для России половинчатости и незавершенности антикризисных проектов и программ, логика проекта базируется на использовании на всех этапах известного принципа «под ключ».
Суть проекта в управляемом создании органичных комбинаций быстро окупаемых малых и средних субъектов хозяйствования, с наименьшим риском организуемых в нужном месте, нужном количестве и в нужных параметрах, под руководством специального менеджмента и обеспечивающих совокупностью экономической деятельности выравнивание и последующий баланс доходов и расходов бюджета муниципального образования. Антикризисное управление выстраивается по принципу бизнес-инкубирования всей проблемной территории (переконфигурирование масштаба бизнес-инкубирования). Район (город) в социально-экономическом плане как бы «выращивается» заново (от идеи до полной окупаемости вложенных средств) под профессиональной опекой опытных менеджеров. В сравнении с имеющим сегодня место эволюци-онным режимом наращивания экономической активности, это в разы ускоряет формирование новой культурной и эффективной хозяйственной среды, становясь мощным средством ускоренного развития.
Расчеты и мировая практика окупаемости затрат в малом бизнесе показывают, что за 1.5-2.5 года проблемные территории с помощью такого проблемно-ориентированного (управляемого) развития малых и средних форм бизнеса не только могут быть выведены из кризисного состояния, но и становятся точками роста, зонами активного воспроизводства и накопления капитала, улучшения уровня и качества жизни людей.
Проект предполагает привлечение заёмных средств. В случае ориентации на банковские кредиты возникает необходимость одноразового решения проблемы залоговых обязательств. В дальнейшем возникшие в процессе реализации проекта активы сами станут надёжным и постоянно растущим средством обеспечения обязательств по новым кредитам.
В целях снижения рисков финансовых потерь, обеспечения надёжности достижения планируемого эффекта, наиболее выгодной представляется лизинговая схема финансирования организации новых производств.
Возвратность кредитов и уплата процентов по ним начинается в интервале 4-6-8 месяцев с начала реализации проекта. Округлённо через шесть месяцев предприятия начинают давать продукцию, приносить доход и способны быстро отдавать долги.
В зависимости от организуемого бизнеса в интервале 18 – 30 месяцев проект обеспечивает возврат территории к сбалансированному бюджету, структурной стабилизации местной экономики, активной капитализации территории, возможности привлечения новых крупных инвестиций и т.д.
Несколько очевидных аргументов в пользу использования предлагаемого подхода
Предлагаемый подход представляет собой вариант нового активного сценария развития малого и среднего бизнеса в комплексе с качественным улучшением территориальной социально-экономической ситуации. В целях разностороннего подтверждения целесообразности применения такого подхода, наработки организационного и методического опыта, желательно провести открытый эксперимент на одной или нескольких территориях Российской Федерации. В Новгородской области для этого методологически подготовлен упомянутый выше депрессивный Марёвский район с численностью населения 5.5 тыс. чел.
Эксперимент позволит наработать конкретную и наглядную практику осмысленных и измеряемых антикризисных действий.
Эксперимент также даст возможность выстроить комфортный «правовой коридор» для развития предпринимательства, выработать эффективный алгоритм наращивания экономического потенциала муниципальных образований «от идеи до позитивного материализованного результата «под ключ».
Эксперимент поможет создать эффективную модель проблемно-ориентированного развития малых и средних хозяйствующих субъектов, образующих новую структуру экономики проблемных территорий, в целом способствовать созданию соразмерного целям реформ эффективного сектора отечественной экономики.
Эксперимент даст пример профессионального выявления и использования выгодной экономической конъюнктуры, маркетинговых концепций управления в интересах территориального развития.
Эксперимент позволит в короткие сроки задать новые «правила игры» для всех его участников, сформировать новую культуру хозяйствования и межбюджетных отношений.
Эксперимент поможет продемонстрировать и наработать пригодную для дальнейшего тиражирования технологию ускоренного выравнивания деформаций и диспропорций в системе местного самоуправления.
Эксперимент предполагает интенсивный путь решения проблем муниципальной депрессивности, как простую и реалистичную альтернативу экстенсивным (эволюционным) способам развития.
Эксперимент полностью ориентирован на преодоление проблем бедности населения и повышения уровня и качества жизни людей.
Наиболее актуальные особенности предлагаемого способа преодоления территориальных проблем.
-
Программно-целевой подход. Фокусировка (концентрация) усилий на устранении причин возникновения депрессивности. Быстрое и гарантированное достижение желаемых результатов.
-
Актуальное в настоящее время управляемое проблемно-ориентированное развитие реального товаропроизводящего сектора экономики в кризисных территориях (преимущественно в малых и средних формах) на основе рыночных механизмов.
-
Обучающий характер воздействия на преодоление проблемных, кризисных ситуаций. Возможность быстрого выращивания нового слоя менеджмента, способного развернуть и осуществить реформы на местах в логике ускоренного развития, новой культуры хозяйствования.
-
Формирование и использование инновационной инфраструктуры развития рынка, обеспечивающей перевод территорий на маркетинговые концепции управления.
Каков возможный эффект от внедрения такой антикризисной модели для муниципального образования?
-
За счёт использования небольших финансовых ресурсов системно обеспечиваются точно определённые позитивные стратегические сдвиги сразу по нескольким про-блемным направлениям развития муниципального образования:
- происходит быстрое расчётное развитие экономики и социальной сферы;
- восстанавливается и развивается доходная база местного бюджета;
- растёт общая капитализация территории и субъектов хозяйствования;
- происходит комплексное (кластерное) развитие малого и среднего бизнеса;
- растёт конкурентоспособность территории, появляются новые торговые марки;
- открываются ниши для увеличения занятости населения;
- кардинально изменяется качество управления территорией и т.д.;
- происходит быстрое расчётное развитие экономики и социальной сферы;
-
За расчётный период 2-2,5 года формируется «зона экономического роста», обладающая активами, способными выступать в качестве ликвидного залога для расширения привлечения заёмного капитала в целях системного развития бизнеса и территории.
Каков возможный эффект от внедрения такой антикризисной модели для малого и среднего бизнеса?
Малый и средний бизнес в данной модели выступают в роли локомотива местного развития, обеспечивая интенсификацию созидательных процессов и высокий стандарт качества жизни населения. Развитие малого бизнеса становится ключом к эффективной реформе местного самоуправления и экономическому росту в регионах России.
Каков возможный эффект от внедрения такой антикризисной модели для населения муниципальных образований?
Быстрое, видимое и измеряемое улучшение уровня и качества жизни людей в провинции. Рост доверия к государству, власти. Усвоение ценностей и особенностей рыночной экономики. Расширение перспектив самореализации.
Что мешает проведению эксперимента на данном этапе?
Недостаточность организационных и финансовых возможностей у инициаторов идеи эксперимента;
Недостаточный уровень представления и обсуждения инициативы;
Общее «остаточное» отношение к муниципальной проблематике;
Отсутствие государственной политики развития малого и среднего бизнеса.
Желательные варианты организационного и финансового обеспечения
- Государственная поддержка в виде включения в соответствующую федеральную (окружную) целевую программу;
- Консолидация и поддержка усилий рыночных агентов (коммерческих банков, инвесторов) на основе специального (возможно Президентского) проекта.
Алексеев Владислав Андреевич,
начальник отдела развития и поддержки предпринимательства
экономического комитета Администрации Новгородской области