Москва, 2004 г.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОСТОЯНИЕ ЖКХ Г. МОСКВЫ
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЖКХ В Г. МОСКВЕ
2.2. СТРУКТУРА ЖКХ (СЕКТОРА) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОБЛЕМАТИКЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЖКХ
2.3. СУБЪЕКТЫ МП В СФЕРЕ ЖКХ
2.4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (СЕКТОРА) ЖКХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3. АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЖКХ (ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МП В ЖКХ В Г. МОСКВЕ)
3.1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖКХ В Г. МОСКВЕ
3.2. ОСНОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ В ДАННОЙ СФЕРЕ, И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ В ЖКХ В Г. МОСКВЕ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ГОРОДА
3.3. ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРОДВИЖЕНИЮ СУБЪЕКТОВ МП В ЖКХ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЕГО СЕКТОРА, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ-ЗА НЕСОВЕРШЕНСТВА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ) И ПО РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
4. ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖКХ Г. МОСКВЫ, И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ
4.1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МП В ЖКХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
4.2. ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МП В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ ЖКХ
4.2.1. Сектор управления объектами недвижимости
4.2.2. Сектор «подрядных организаций»
5. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЖКХ
6. ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖКХ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2005 ГГ.
7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
8. ИНФОРМАЦИОННО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАСЕДАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
Настоящий аналитический отчет посвящен анализу проблем развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) города Москвы и выработке предложений по их решению.
В последние годы проблемы, связанные с функционированием сферы ЖКХ, стали объектом пристального внимания органов власти разного уровня, однако, несмотря на проведение многочисленных мероприятий, направленных на создание в данной сфере рыночных отношений, кардинальных позитивных изменений к настоящему времени не произошло. ЖКХ по-прежнему выполняет, в первую очередь, социальную функцию с завышенными и необеспеченными социальными обязательствами государства, с отсутствием реальных экономических отношений и современных методов управления и характеризуется низким качеством предоставляемых услуг.
Высокая степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на многих предприятиях отрасли, порочная практика невыполнения финансовых обязательств, как со стороны населения, так и со стороны бюджетов разных уровней, административные, а не рыночные методы управления, делают данную отрасль непривлекательной и рискованной для частного предпринимательства. Вместе с тем, очевидно, что создание рыночных конкурентных отношений, сопровождаемое привлечением частного капитала в отрасль, является основным механизмом решения многочисленных проблем сферы ЖКХ.
В этой связи основными целями реформ в сфере ЖКХ являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, оздоровление финансовой ситуации в отрасли, сокращение бюджетных расходов, привлечение частных инвестиций в развитие ЖКХ. Так, целью программы развития реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы является повышение надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг и снижение их стоимости. В качестве механизмов достижения этих целей рассматриваются следующие:
- создание и совершенствование экономических и организационных механизмов снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении качества предоставления услуг и устойчивости работы отрасли;
- совершенствование тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;
- повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства;
- активная поддержка инициатив по созданию товариществ собственников жилья;
- сокращение бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства и использование высвобождающихся бюджетных ресурсов на социальные цели;
- повышение доли внебюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.
- создание рынка и формирование конкурентных отношений в отдельных секторах жилищно-коммунального хозяйства
Как правило, развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ рассматривается, как один из механизмов реформирования сферы ЖКХ, но не ключевой, в результате действительно конкурентные рыночные отношения в данной сфере еще не сформированы. Представляется, что данному направлению следует уделять большее внимание, поскольку это направление способно координировать и объединить все остальные, другими словами, выступить в качестве системообразующего механизма всей реформы. В частности, постановка цели создания подлинно конкурентных отношений в отдельных секторах ЖКХ потребует кардинального изменения системы оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, механизмов бюджетного финансирования, административного управления данной сферой и контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг. То есть именно тех компонентов, проблемы которых не позволяют до сих пор осуществить заявленные реформы. При декларировании цели построения конкурентных рыночных отношений в сфере ЖКХ необходимо сформулировать принципы ее достижения. Полагаем, что в создании конкурентного рынка основная роль должна быть отведена субъектам малого предпринимательства, как наиболее мобильным и быстро адаптирующимся к новым реалиям структурам, которые бы могли в кратчайшие сроки воспринять новации и продемонстрировать эффективность заданного курса на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания при повышении эффективности бюджетных расходов. Отвести ключевую роль малому предпринимательству целесообразно и по той причине, что отдельные сектора ЖКХ являются потенциально достаточно рентабельными и перспективными для развития малого предпринимательства, а значит при достижении данной цели будет оказано реальное содействие развитию малому предпринимательству, что позволит более эффективно выполнить мероприятия Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 июля 2003 г. № 510-ПП.
Таким образом, основным результатом данной работы является комплекс мер, стимулирующих развитие малого предпринимательства в сфере ЖКХ, как главного механизма решения острых проблем отрасли в целом.
Настоящий отчет был составлен по результатам аналитического исследования нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере ЖКХ, практики функционирования ЖКХ г. Москвы и работы субъектов малого предпринимательства (далее – субъектов МП) в данной сфере, а также практики ее реформирования. Также при подготовке отчета использовались материалы углубленных интервью с активными участниками сферы ЖКХ. Особый акцент при анализе делался на проблемы, с которыми вынуждены сталкиваться субъекты МП, действующие или намеревающиеся действовать в сфере ЖКХ и ее отдельных секторах, на основе данного анализа разрабатывались предложения по решению этих проблем и соответствующие мероприятия городских властей. В результате были разработаны проект концепции развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и проект постановления Правительства г. Москвы о первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в ЖКХ г. Москвы, включающий план первоочередных мероприятий по развитию малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на 2004-2005 гг.