Москва, 2004
Авторы: Центр предпринимательства США-Россия, Фонд развития предпринимательства (США), Ресурсный центр малого предпринимательства
Общее руководство и организация работы по проекту:
Михалкин Игорь Васильевич;
Алексеева Ирина Владиленовна
к.п.н. Пуденко Татьяна Ивановна – Характеристика образовательных потребностей предпринимательства;
к.п.н. Афанасьева Татьяна Павловна - Характеристика образовательных потребностей предпринимательства;
к.э.н. Петухова Ольга Викторовна – Общая характеристик целевого комплекса, оценка его эффективности и вклада в экономику г.Москвы по данным статистики
к.э.н. Ермилова Галина Анатольевна – Введение, Характеристика выборки
В настоящем документе представлены обобщенные результаты опроса и статистического исследования, выполненного Ресурсным центром малого предпринимательства по заказу Центра предпринимательства США-Россия (Центр). Цель опроса и исследования заключалась в том, чтобы:
- выявить потребности в обучении представителей растущего бизнеса;
- дать качественную оценку потребности в программах обучения навыкам ведения бизнеса и определить необходимые типы программ, а также
- получить общую картину состояния растущих предприятий среднего размера в Москве. Российские предприниматели - представители среднего бизнеса, оценили курс «Стратегическое планирование» как пользующийся наибольшим спросом и отдали предпочтение однодневной форме обучения через общение с коллегами-предпринимателями. «Важность данного исследования заключается в том, что оно разрушает стереотип российского предпринимателя как владельца мелкого бизнеса либо олигарха», - отмечает Виктор Седов, исполнительный директор Центра предпринимательства США-Россия. – «Данное исследование подтверждает то, что нашему центру было давно известно: существует огромное число предпринимателей – владельцев динамично развивающихся компаний среднего размера, играющих ведущую роль в экономическом возрождении России».
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
3.1. Факторы, наиболее значимые для развития среднего бизнеса
3.2. Необходимость участия владельцев бизнеса в различных сферах управленческой деятельности
3.3. Интерес к образовательным программам в области бизнеса
3.4. Совершенствование умений и навыков
3.5. Развитие личностных качеств
3.6. Предпочтения в продолжительности обучения по отдельным программам
3.7. Предпочтения относительно времени обучения
3.8. Предпочтения относительно форм обучения
3.9. Оценка эффективности различных форм проведения занятий
4. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ИЗ СФЕРЫ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА г.МОСКВЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО КОМПЛЕКСА, ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И ВКЛАДА В ЭКОНОМИКУ г.МОСКВЫ ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ.
1.1. Формирование целевого комплекса
1.2. Статистический анализ целевого комплекса
1.2.1.Предприятия целевого комплекса и их распределение по размерным группам и отраслям
1.2.2 Занятость в целевом комплексе 1.2.3 Выручка в целевом комплексе 1.2.4 Эффективность бизнеса в целевом комплексе
1.3. Вклад целевого комплекса в экономику г.Москвы и сравнительные характеристики эффективности его функционирования
1.3.1 Вклад целевого комплекса в число хозяйственных субъектов г Москвы
1.3.2 Вклад целевого комплекса в число занятых на крупных и средних предприятиях г.Москвы
1.3.3 Вклад целевого комплекса в формирование выручки в хозяйственном комплексе г.Москвы
1.3.4 Сравнительная эффективность бизнеса в целевом комплексе и других секторах хозяйственного комплекса г Москвы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: АНКЕТА
Данный проект инициирован Центром предпринимательства США-Россия (Центр). Центром, созданным и финансируемым Инвестиционным фондом США-Россия/Дельта Капитал Менеджмент (Фонд). Следует отметить, что Фонд занимает одно из лидирующих мест на рынке финансовых услуг России по целому ряду направлений через деятельность таких компаний как ДельтаКредит, ДельтаЛизинг, ДельтаБанк, а Дельта Капитал Менеджмент и является одним из лидеров прямых инвестиций в российские динамично развивающиеся предприятия.
Центр предпринимательства призван научить потенциальных клиентов Фонда эффективно вести бизнес, адекватно оценивать рыночную ситуацию и принимать рациональные решения. Центр помимо программ обучения предоставляет возможность предпринимателям обсудить актуальные для них проблемы, обменяться лучшей практикой, в том числе посредством доступа к уникальной сетевой базе данных, а также в ходе непосредственного личного общения, как с российскими, так и зарубежными предпринимателями и инвесторами.
Главной целью проекта, результаты которого здесь представлены, является расширение доступа московских средних компаний к инвестициям за счет целевого бизнес-обучения, организации стажировок за рубежом, привлечения российских компаний к участию в сети международного делового общения.
Для достижения основной цели проекта были поставлены и решены следующие задачи:
1. Получение общего представления о рынке потенциальных клиентов. Анализ строился на базе официальной статистики Мособлстата, где была получена информация о целевой группе клиентов Центра, то есть о частных предприятиях, чей годовой оборот не опускается ниже 1 млн. долл. США; предприятиях, нацеленных на развитие и рост, работающих в стратегически важных отраслях. Была проведена оценка числа таких компаний, проанализированы объемы и параметры деятельности, показан вклад группы целевых клиентов в показатели деятельности всех хозяйствующих субъектов г.Москвы. Проведенный анализ позволяет говорить, что целевая группа клиентов, определенная в начале реализации проекта, является основой экономики г.Москвы, в нее входят наиболее эффективные хозяйствующие субъекты, их вклад в экономику по всем базовым показателям – значителен.
2. Выявление потребностей в различных направлениях и видах обучения, качественная оценка спроса на бизнес-обучение. Данный блок задач являлся основным в рамках данного проекта, для их решения было проведено анкетирование собственников и руководителей целевой группы предприятий. В ходе анкетирования были выявлены факторы наиболее значимые для развития среднего бизнеса, для дальнейшего учета полученной информации при разработке программ обучения.
Для корректировки предлагаемых программ в зависимости от объективно существующих потребностей собственников и руководителей в получении знаний, результаты проекта выявили необходимость участия владельцев бизнеса, рассматриваемых Центром как основных клиентов программ обучения, в различных сферах управленческой деятельности. Был выявлен интерес собственников к различным образовательным программам, определена их готовность совершенствовать свои умения и навыки. Помимо выявления наиболее востребованных и актуальных тематических блоков в бизнес-обучении, получена информация о предпочтениях потенциальных клиентов по формам, срокам и продолжительности обучения. Отметим, что весь качественный анализ построен в зависимости от объемов деятельности, готовности компании расширяться и с учетом гендерного признака респондентов.
Анализ всей совокупности полученной информации позволил оценить наличие у собственников мотивации к овладению предполагаемыми знаниями и умениями.
В заключение представлен социальный портрет собственника, включающий гендерный аспект, возрастной признак, уровень образования и накопленный опыт, а также отношение его к занятию бизнесом вообще.
По мнению авторов, результаты исследования позволят, с одной стороны, скорректировать целевую клиентскую группу Центра, с другой стороны, позволят повысить качество и актуальность предлагаемых программ обучения, сделать бизнес-обучение более востребованным и эффективными, что в конечном счете должно отразиться на уровне развития российского среднего бизнеса.