Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ состояния малых предприятий торговли и общественного питания г. Москвы

Москва, 2004

Авторы:  Светик А.А., Аксенов В.А.

Московский университет потребительской кооперации

О состоянии и развитии малого бизнеса можно судить по многим количественным и качественным показателям, но для статистического анализа прежде всего необходимо рассмотреть изменение количества хозяйствующих субъектов.

На 1.01.2003 год на территории г. Москвы функционировало 189,4 тысяч малых предприятий, что составило 20,5% от общего числа столичных организаций, причем 56,4% из них являются торговыми и общественного питания. На фоне общего снижения количества малых предприятий практически во всех отраслях экономики в торговле и общественном питании ситуация изменялась по противоположному “волнообразному” сценарию: в 2001 году снижение на 0,6% и в 2002 году увеличение числа малых предприятий на 2,5% по сравнению с 2000 годом. В 2001 году по-прежнему большая часть малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания – 46,6% от общего их числа. Причина быстрого роста в торговле и общественном питании связана с отсутствием необходимости серьезных первоначальных затрат, в отличие от промышленности, жестких требований к квалификации и опыту при быстром обороте капитала и минимальном риске.

Еще одним важным показателем, характеризующим состояние малого предпринимательства торговли и общественного питания в г. Москве, является численность работников. В отраслевой структуре общей численности занятых в 2002 году традиционно доминировали торговля и общественное питание – 53,6% от общего числа занятых в экономике города. Их доля в 2002 году по сравнению с 2000 годом возросла более чем вполовину, что составило 1 млн. человек: динамика определялась ухудшением ситуации на крупных и средних предприятиях, что привело к высвобождению занятых (темп падения в 2002 году составил – 8,3%). Некоторые из них стали безработными либо ушли работать в другие сферы экономики, а часть перешла в сектор бизнеса, где число работников за аналогичный период увеличилась на 64,1%. Меньше всего в этой отрасли распространена вторичная занятость (5,5% от общей занятости). Количество работников, занятых на одном малом предприятии, не превышает среднего по г. Москве значения, но наблюдается тенденция к увеличению этого показателя: если в 2000 году в среднем было 7 человек, то в 2002 – 9 человек на одно предприятие. На 01.01.2003г. всего по Москве в торговле и общественном питании на постоянной основе было занято более 949 тысяч человек, причем их количество возросло по сравнению с 2000 годом более чем в 1,7 раза. Малому бизнесу принадлежит сфера услуг. Это доказывает тот факт, что основная доля занятых в малом предпринимательстве сосредоточена в торговле и общественном питании, которая почти в 6 раз превышает удельный вес работников крупных и средних предприятий в этой отрасли.

Для оценки производственной деятельности предприятий финансово-хозяйственного сектора используются данные об объеме производства продукции. По итогам 2002 года его величина в торговле и общественном питании составляла 81 млрд. рублей, что на 195% выше уровня 2000 года в фактических ценах. В целом наибольшую долю в общем объеме произведенной продукции (работ, услуг) в г. Москве составляет торговля и общественной питание с тенденцией к ее увеличению: в 2002 году – 36,9% по сравнению с 2000 – 23,1%. Доля основного вида деятельности в общем объеме произведенной продукции малыми предприятиями торговли составляет 88,1%, что говорит о среднем уровне диверсификации в этой отрасли экономики. Отношение объема произведенной продукции (услуг, работ) к числу малых предприятий позволяет проводить сравнительный анализ масштабов их производственной деятельности: 759 тысяч рублей на одно предприятие торговли и общепита говорит о небольшом размахе этого бизнеса по сравнению с предприятиями других отраслей. Производительность труда находится на низком уровне – порядка 81 тысячи рублей на одного занятого по сравнению со средним значением по экономике в целом на малых предприятиях в 2002 году - 117,6 тысяч рублей. Проанализируем степень влияния факторов на изменение объема продукции в 2002 году индексным методом. Для определения степени влияния каждого из факторов на объем продукции используются формулы, традиционно применяемые в индексном анализе. В торговле и общественном питании прирост продукции составил 35,2млрд. рублей и на 23,1% обеспечен за счет повышения производительности труда, на 76,9% - в результате увеличения численности работающих. То есть рост был преимущественно экстенсивным, что нежелательно: увеличение работающих слабо отражается на показателях экономичности производства, ведь дополнительные работники – это и дополнительные затраты для предприятия.

В условиях рыночных отношений показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) является более предпочтительным для оценки “хозяйственной” активности малых предприятий по сравнению с объемом производства, поскольку позволяет судить о том, какой объем реально востребованной экономикой продукции был создан малым предприятием. Насколько рыночно ориентированной является деятельность предприятия, работает ли оно непосредственно на потребителя или “на склад”, в общем случае позволяет установить анализ доли реализованной продукции в объеме производства. В целом по малым предприятиям торговли и общественного питания данный показатель на 1 января 2003 года достиг значения 12,88%. В 2002 году выручка от реализации по всей совокупности малых предприятий составила 867 млрд. рублей, что на 31,2% выше уровня предыдущего периода. Увеличение объемов продаж свидетельствует об оживлении малых предприятий на товарном рынке города и, прежде всего, на рынке товаров и услуг, предоставляемых населению: почти три четверти выручки получили малые предприятия торговли и общественного питания, что составило 62% от розничного оборота всех московских предприятий розничной торговли и общепита. На каждого работника малого предприятия в этой отрасли в 2002 году приходилось 428,5 тысяч рублей выручки от реализации. Малые предприятия торговли и общепита являются наиболее эффективными, поскольку данный показатель превышает средний уровень по всему малому бизнесу Москвы на 35,4%, что целиком соответствует специфике предприятий этого сектора экономики. Сравнительный анализ эффективности работы крупных и средних предприятий в торговле и общественном питании показывает, что мелкие формы хозяйствования уступают крупным: на работника малого предприятия приходится менее чем в два раза выручки от реализации по сравнению с занятыми на крупных предприятиях, но в других отраслях положение еще хуже.

Основным критерием успешной финансовой деятельности является наличие балансовой прибыли у хозяйствующих субъектов, свидетельствующее о превышении выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, другого имущества, доходов от внереализационной деятельности над затратами, связанными с проведением этих операций. К сожалению, данные официальной статистики о количестве убыточных малых предприятий Москвы отсутствуют, поэтому не представляется возможным проанализировать динамику этого показателя. В торговле и общественном питании в 2001 году вклад малых предприятий составил 52,3% от общего объема прибыли по отрасли.

Для сравнения эффективности деятельности малых предприятий с другими хозяйствующими субъектами, сопоставим их прибыль в расчете на одного занятого. Результаты анализа показывают, что в целом по экономике крупные предприятия были в 1,3 раза эффективнее. При наличии условий в экономике для свободного перелива ресурсов в более прибыльные сферы особенно перспективной отраслью для развития малого предпринимательства является торговля и общественное питание. Именно здесь объем прибыли в расчете на одного занятого превышает как средний его уровень по малым предприятиям, так и его среднее значение по экономике города в целом (130,1 тысяч рублей). На 1 января 2003 года полученный малыми предприятиями торговли объем балансовой прибыли составил 130,3 млн. рублей, что составило 72,5% от прибыли всех малых предприятий Москвы. Исходя из величины прибыли в расчете на одно малое предприятие, которая в среднем по экономике составила 688,1 млн. рублей, наилучшие результаты были у предприятий, занятых в торговле и общественном питании, где превышение среднего уровня этого показателя составило 80%.

Увеличение прибыли в расчете на одного занятого в секторе малого предпринимательства торговли в 2002 году отразилось и на итоговой сумме прибыли, полученной всеми малыми предприятиями этой отрасли. Определим степень этого влияния, воспользовавшись индексным методом разложения по факторам абсолютного отклонения прибыли малого предпринимательства. Общий прирост объема прибыли, полученной малыми предприятиями торговли и общественного питания за период с 1января 2002 года по 1 января 2003 года равен 54,2 млн. рублей. Изменение объема прибыли малых предприятий за счет изменения общей численности занятых равно 44,9 млн. рублей. Изменение объема прибыли малых предприятий за счет ее увеличения в расчете на одного занятого на малом предприятии составляет всего 9,3 млн. рублей, то есть лишь на 17,2% этот фактор обусловил увеличение финансового результата работы малых предприятий в торговле и общественном питании. К сожалению, в этой отрасли наблюдается экстенсивный рост прибыли.

Для сравнения эффективности управления малыми предприятиями и отчасти рентабельности их хозяйственной деятельности в отраслях воспользуемся показателем прибыли в расчете на один рубль реализованной продукции. В 2000 году на каждый рубль реализованной продукции приходилось лишь две копейки прибыли в среднем по отраслям. В 2001 году этот индикатор возрос в девять раз, а на 1 января 2003 года оказался почти на том же уровне - 20 копеек. Общий низкий уровень показателя в какой-то степени связан с нежеланием малых предприятий показывать реальную прибыль. Но увеличение свидетельствует об улучшении хозяйствования в секторе малого бизнеса.

Воспроизводственный потенциал малых предприятий характеризуется динамикой капитальных вложений. За последний год ситуация в распределении инвестиций по отраслям экономики поменялась. Если раньше наиболее перспективной считалась торговля и общественное питание (доля капитальных вложений составила 39,9% и 56,4% в 2000 и 2001 году соответственно), то в 2002 году финансовые вливания сократились более чем в два раза и составили 1,7 млрд. рублей.

За 2000-2002 годы вклад сектора малого бизнеса в общий объем инвестиций торговли и общественного питания сократился более чем в 3 раза: на 1.01.01 доля малого предпринимательства в прибыли крупных и средних предприятий составляла 59%, а на 1.01.03 этот показатель снизился до 18,5%. Такая динамика особенно неприятна в условиях очень низкой инвестиционной активности малого предпринимательства. По итогам 2002 года в целом по торговле и общественному питанию объем вложений в производство на малых предприятиях в расчете на одного занятого в 25 раз уступал аналогичному показателю крупных и средних предприятий. Столь резкое различие объясняется характером проводимой инвестиционной политики малыми предприятиями, когда основная часть прибыли направляется на потребление, что вполне согласуется со спецификой малого бизнеса. Проблема заключается в том, насколько больше предприятие поглощает, чем инвестирует. С другой стороны, независимо от отрасли производственный процесс малых предприятий ориентирован на менее фондоемкие операции. Следовательно, и объем необходимых капитальных вложений требуется меньший, чем для крупных и средних предприятий.

На сегодняшний день сфера торговли и общественного питания является одной из приоритетных в развитии малого предпринимательства г. Москвы, но ее роль уменьшается. К сожалению, эта отрасль развивается экстенсивным путем. Приведенный выше анализ статистических показателей раскрывает все положительные и отрицательные стороны состояния малых предприятий торговли.


Информация представлена порталом Международной научно-практической конференции "Тoргово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости