Чита, 2004
Автор: Гунько И.Г.
Забайкальский институт предпринимательства
Сибирского университета потребительской кооперации
Развитие предпринимательства в целом по России, в том числе и по Читинской области, за последние годы показывает, что данный сектор экономики переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретает эффективность и устойчивость малых предприятий. Это обусловлено тем, что малые предприятия имеют экономические преимущества по сравнению с крупными: более низкий уровень издержек производства и реализации, высокий уровень наукоемкости продукции, самозанятость.
Развитие и функционирование малого бизнеса оказывает несомненную пользу для российской экономики и общества в целом.
Анализируя деятельность малых предприятий по России, следует отметить, что за последние годы наблюдается тенденция массового развития предпринимательства в различных сферах деятельности. Подобная ситуация наблюдается и в регионах России, в частности и по Читинской области. Остановимся на возможностях и перспективах развития малого бизнеса в Читинской области.
По видам деятельности малое предпринимательство на территории Читинской области охватывает практически все отрасли и сферы экономики. Так по данным единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) по Читинской области на 1 января 2003 года было учтено 14506 малых предприятий. По сравнению с 2002 годом их число увеличилось на 17,6 %. Наибольшая их часть сосредоточена в городах Чите, Борзе, Краснокаменске, а также в Забайкальском и Читинском районах.
Наиболее привлекательным видом деятельности для предпринимателей Читинской области является торговля. Именно в сфере торговли учтено наибольшее их количество. Почти каждое третье малое предприятие, относится к данной сфере, здесь трудится каждый четвертый из числа работающих на данных предприятиях. Средняя численность работников в расчете на одно предприятие розничной торговли в 2003 году составила 10 человек. В Читинской области в данной сфере было занято 8,6 тыс. предпринимателей, что составляет 1 % от числа предпринимателей в целом по России и 5 % от числа предпринимателей зарегистрированных в Сибирском Федеральном округе, занимающихся торговлей.
В 2003 году малыми предприятиями было продано в розничной сети товаров на сумму 609,1 млн. рублей, в том числе продовольственных – на 257,8 млн. рублей, непродовольственных – на 351,2 млн. рублей. Малые предприятия, занимающиеся продажей товаров, обеспечили 28 % оборота розничной торговли области.
В структуре оборота розничной торговли малых предприятий продовольственные товары занимают 42,3 %, непродовольственные – 57,7 %. Более половины малых предприятий (54,9 %) имели в 2003 году годовой оборот до 700 тыс. рублей. На их долю приходилось 10 % оборота розничной торговли. Удельный вес малых предприятий, занимающихся продажей товаров и имеющих годовой оборот 2501 и более тыс. рублей составил 11,3 %. Они обеспечили 58,3 % оборота розничной торговли.
В объеме продаж продовольственных товаров малыми предприятиями больше всего реализуется алкогольных напитков и пива (6,7 % всего оборота розничной торговли малых предприятий), хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий (6,4 %), мяса и мясных продуктов (4,7 %), пищевых масел и жиров (3,3 %), молочных продуктов и муки (по 2,2 %). В товарной структуре розничной торговли непродовольственных товаров наибольший удельный вес (7,7 %) занимают продажа лекарственных средств, фармацевтических и медицинских препаратов, продажа строительных материалов, красок, лаков, стекла составляет 5,6 %, твердого жидкого топлива – 4,6 %, мебели и легковых автомобилей по 4,5 %, канцелярских принадлежностей, книг, газет -,7 %, оборудования для офисов 3,3 %.
Обследуемые малые предприятия по состоянию на 01.01.2003 г. имели 842 магазина (павильона) с общей торговой площадью 33,5 тыс. кв. метров. Имелось в наличии 211 складов для приемки, хранения, подсортировки, фасовки, предпродажной подготовки, комплектации, отпуска и отгрузки товаров.
Оборот оптовой торговли малых предприятий за 2003 год составил 1387,7 млн. рублей, или 40 % оборота оптовой торговли области. Большую часть оборота оптовой торговли субъектов малого предпринимательства (57,4 %) обеспечили предприятия, для которых оптовая торговля является основным видом деятельности.
На одно предприятие оптовой торговли малого бизнеса в 2003 году приходилось 5914,6 тыс. рублей оборота оптовой торговли в целом по области.
В товарной структуре оптовой торговли наибольший удельный вес занимают продовольственные товары – 44,3 %. Удельный вес непродовольственных товаров составил 24,5%, продукция производственно-технического назначения – 31,2 % .
Из продовольственных товаров наибольшую долю заняла продажа алкогольных напитков и пива -22,6 % оптового оборота малых предприятий, продажа сахара и сахарных кондитерских изделий составила 6,3%, муки – 3 %, безалкогольных напитков – 1,5 %, пищевых масел и жиров – 1,4 %, мяса и мясных продуктов – 1,3 %, макаронных изделий – 1,2 %. Из непродовольственных товаров наибольший удельный вес занимают лекарственные средства, фармацевтические и медицинские товары – 5,5 %, табачные изделия – 5,2 %, оборудование для офисов – 5,1 %, строительные материалы, краски и др. – 1,8 %. Из продукции производственно-технического назначения большой удельный вес занимает прочая продукция производственно-технического назначения (санитарно-техническое оборудование, запасные части к машинам, продукция резиново-технического назначения) – 16,4 % оборота малых предприятий, а также жидкое, твердое, газообразное топливо – 9,6 %.
Если рассмотреть развитие предпринимательства по структуре, то наибольший удельный вес занимают малые предприятия в сфере торговли и общественного питания – 50,8 %, на долю которых приходится 47,8 % численности занятых в малом бизнесе. Малые предприятия промышленности занимают второе место и составляют 18 % от общего числа малых предприятий по Читинской области. На третьем месте по показателям – строительство – 14 %, остальные отрасли составляют от 3 % до 0,1 % по всем показателям. К ним относятся транспортные услуги, услуги бытового и коммунального обслуживания, туристические, производство продуктов питания и прочие.
Активная деятельность малых предприятий способствует тому, что увеличиваются налоговые поступления в областной бюджет, об этом свидетельствует тот факт, что за 2003 год доля налогов в консолидированном бюджете составила 7,8 %.
Предприниматели – это активная часть населения, обеспечивающая работой не только себя, но и других. Заняв определенную нишу на потребительском рынке, они оказывают существенное влияние на насыщение рынка товарами и услугами с целью удовлетворения покупательского спроса населения. В настоящее время предприниматели Читинской области, реализующие товары населению, как на рынках, так и за их пределами, формируют почти половину общего объема оборота розничной торговли.
Но, несмотря на то, что предпринимательство в Читинской области активно развивается, все же имеются проблемы, с которыми предпринимателям приходится сталкиваться в своей деятельности. Основными, из них являются: чрезвычайные административные барьеры (лицензирование, сертификация, разрешительный порядок); сложности в регистрации предприятий и их юридическом оформлении; узкорегиональный характер деятельности; недостаточный стартовый капитал у фирм; неквалифицированное финансовое и производственное управление; малая стоимость основных фондов; низкий уровень маркетинга; отсутствие государственной поддержки.
Российское государство, в том числе и местные органы власти в регионах должны постоянно оказывать большую поддержку малому предпринимательству, решая финансово-кредитные проблемы, применяя налоговые льготы и решая другие актуальные вопросы, оказывающие существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
Для более успешного развития малого предпринимательства в Читинской области в соответствии с Федеральным Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” от 12.05.95 г и Постановлением Главы Администрации Читинской области № 556 от 10.06.97 г. был образован Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области.
Основным направлением деятельности Фонда является содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства. Для достижения этой цели фонд имеет право:
- осуществлять финансирование мероприятий региональной программы государственной поддержки малого предпринимательства, отраслевых программ и проектов в области поддержки и развития малого предпринимательства;
- выполнять функции залогодателя, поручителя гаранта по обязательствам малых предприятий;
- выступать заказчиком региональной программы государственной поддержки малого предпринимательства, и др.
В соответствии с Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” Фонд имеет право предоставлять субъектам малого предпринимательства льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, а также финансовую помощь на безвозмездной основе, без приобретения лицензии на банковскую деятельность.
Заявки на получение кредита из средств Фонда по поддержке малого предпринимательства поступают регулярно. Так за последние шесть месяцев в Фонд было передано на рассмотрение 15 бизнес- планов, большинство из которых связаны с переработкой сельхозпродукции. Кроме того, предприниматели постоянно обращаются за консультацией к сотрудникам Фонда по вопросам возможности и условий получения льготных кредитов. Доля средств областного бюджета, полученных в результате применения зачетных механизмов, в общем объеме кредитных ресурсов Фонда составляет только 30 %.
Работая в условиях строгой ограниченности ресурсов, Фонд серьезно подходит к вопросу отбора заявок на предоставления кредита. Приоритетными направлениями предпринимательской деятельности в Читинской области являются: производство промышленных и продовольственных товаров, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, бытовое обслуживание населения, производственно-коммунальные услуги, а также переработка шерсти и леса. Однако не всегда имеется возможность финансирования именно этих отраслей, так как количество предоставляемых бизнес-планов по данным направлениям не велико, а качество их чаще всего оставляет желать лучшего. Большинство проектов, предоставляемых в Фонд, не соответствуют ни требованиям Федерального Фонда, ни реальным экономическим условиям, вследствие чего многие из них возвращаются на доработку. В данной связи необходимо отметить хорошее качество бизнес-планов, подготовленных Читинским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса, а также Учебно-деловым центром поддержки малого предпринимательства при Читинском институте Иркутской государственной экономической академии. Обязательным условием получения кредита является наличие надежного, ликвидного обеспечения. Качество и достаточность обеспечения в значительной степени влияют на принятие решения о выдаче кредита. Распределение кредитных ресурсов по отраслям народного хозяйства Читинским Фондом поддержки малого предпринимательства представлено в табл.1.
Для развития малого предпринимательства требуется расширять ресурсную базу Фонда путем привлечения дополнительных инвестиционных средств российских и иностранных компаний.
Таким образом, развитие малого предпринимательства на территории Читинской области свидетельствует о том, что большая часть предприятий малого бизнеса развита в торговле. Они обеспечивают половину оборота торговли области. Развитие экономических процессов, характерных для малого предпринимательства, имеет большое значение для экономики региона, а именно, за счет них происходит насыщение потребительского рынка товарами и услугами, пополнение областного бюджета средствами, за счет уплаты налогов, создание рабочих мест и удовлетворение потребностей потребителей.
Для более успешного развития конкурентоспособной среды Читинского регионального рынка необходимо стимулировать развитие малого бизнеса в таких приоритетных направления, как производство товаров народного потребления, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, поддержка предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги в рамках реализации региональных программ, предоставление кредитных ресурсов, а также подготовка и переподготовка кадров в сфере предпринимательства.
Информация представлена порталом Международной научно-практической конференции "Тoргово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства"