Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Информация о состоянии и развитии малого предпринимательства в Камчатской области в 2003 году

  1. Состояние малого предпринимательства в Камчатской области в рамках реализации “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ”
  2. Перечень нормативных правовых актов, касающихся развития и поддержки малого предпринимательства, принятых в камчатской области по состоянию на 1.02.2004 г.:

    • Закон Камчатской области от 25.12.96 г. N 64 "О малом предпринимательстве в Камчатской области"
    • Закон Камчатской области от 31.03.97 г. N 78 "О государственной молодежной политике в Камчатской области"
    • Закон Камчатской области от 19 ноября 2002 г. N 48 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Камчатской области"
    • Постановление губернатора Камчатской области от 09.04.99 № 77 “О мерах по устранению барьеров при развитии предпринимательства в Камчатской области”
    • Постановление губернатора Камчатской области от 19 июля 2001 г. N 217 "О создании общественного совета по предпринимательству при губернаторе Камчатской области"
    • Постановление губернатора Камчатской области от 5 апреля 2001 г. N 72 "Об учете контрольных проверок субъекта малого предпринимательства"
    • Постановление губернатора Камчатской области от 06.06.2001г. № 153 “О проведении ежегодных областных конкурсов “Лучший предприниматель года”
    • Постановление губернатора Камчатской области от 21.04.2003 № 141 “О реорганизации областных государственных фондов поддержки малого предпринимательства”
    • Постановление губернатора Камчатской области от 02.06.2003 № 277 “О составе попечительского Совета Государственного фонда развития и поддержке малого предпринимательства в Камчатской области”
    • Постановление губернатора Камчатской области от 28.10.2003 № 433 “О проведении ежегодных областных конкурсов “Лидер качества”
    • Постановление губернатора Камчатской области от 15.09.2003 № 366 “О долгосрочной областной целевой программе “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2004-2006 годы”

    Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства

    • Финансово-кредитная поддержка в Камчатской области (как одно из направлений государственной поддержки) оказывается через Государственный фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области. В 2003 году через Фонд было профинансировано 22 предприятия на сумму 6,1 млн. рублей, из них средств областного бюджета – 1,4 млн. рублей. В областном бюджете 2004 года в рамках долгосрочной областной целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2004-20006 годы” на финансово-кредитную поддержку субъектов малого предпринимательства предусмотрено 2,75 млн. рублей.

    Действующие региональные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства

    • В Камчатской области разработана и утверждена постановлением губернатора Камчатской области от 5.09.2003г. № 366 долгосрочная областная целевая программа “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2004-2006 годы”. В муниципальных образованиях Камчатской области разработаны планы мероприятий по поддержке малого предпринимательства на муниципальном уровне.
    • В 2003 году на долгосрочную областную целевую программу “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2002-2003 годы” было направлено 10,1 млн. рублей, из них 4,1 млн. рублей из областного бюджета. В 2004 году запланировано 12,5 млн. рублей, в т.ч. 5,0 млн. рублей из областного бюджета.
    • При отсутствии разработанной и утвержденной федеральной программы поддержки малого предпринимательства довольно проблематично не только принятие долгосрочной областной целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области”, но и внесение отдельной строкой в областном бюджете средств на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, гарантий Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства и коммерческим банкам Камчатской области, что в целом негативно сказывается на уровне мер государственной поддержки.
    • В 2003 году субъекты малого предпринимательства Камчатской области находящиеся:
    • -на упрощенной системе налогообложения перечислили в бюджет Камчатской области – 15,8 млн. рублей,

      - на едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности – 5,4 млн. рублей.

    В сумме эти два налога составляют 1,1 % от общего объема налоговых поступлений в бюджет Камчатской области.

    Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства

    • В связи с дотационностью областного и муниципальных бюджетов, государственное и муниципальное имущество сдается в аренду субъектам малого предпринимательства на общих условиях.

    Совершенствование системы налогообложения

    • В Камчатской области Советом народных депутатов Камчатской области принят Закон Камчатской области от 19 ноября 2002 г. N 48 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Камчатской области".

    Совершенствование информационной поддержки

    • С 17 марта 2003 года выходит еженедельник для предпринимателей - “Камчатка сегодня”, с размещением деловой информации, новостей, материалов экономического и правового характера. На страницах еженедельника размещается информация о достижениях в бизнесе, проблемах и административных барьерах, реклама камчатских товаропроизводителей.

    В декабре 2003 года вышли три учебно-методических пособия: “Как начать свое дело”, “Как составить бизнес-план”, “Как пройти сертификацию”.

    В декабре 2003 года должен был быть закончен сайт “Малый бизнес Камчатки”, где для субъектов малого предпринимательства будет размещаться информация о законодательной базе, регулирующей деятельность малого предпринимательства, о мерах государственной поддержи (финансово-кредитной, организационной, методической и иной), о конкретных мероприятиях, о выставках проводимых как на Камчатке, в России, так и за рубежом, коммерческие предложения других регионов, инвестиционные проекты малых предприятий Камчатской области. Однако по техническим причинам открытие сайта перенесено на конец февраля 2004 года.

    Несмотря на принимаемые нашим управлением и администрацией Камчатской области меры по повышению уровня информационного обеспечения предпринимателей Камчатки в целом данная работа пока еще не достаточна и требует дополнительных материальных затрат и организационных усилий.

    В целях информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства в 2002 году было принято решение о создании в Камчатской области Камчатского Бизнес-центра, где предприятия и индивидуальные предприниматели могли бы получать необходимую помощь как в организации своего дела (вплоть до составления необходимой документации для регистрации фирм), так и в решении вопросов хозяйственного характера, получать достоверную и своевременную информационную поддержку, консультации по финансовым, юридическим вопросам, налоговому законодательству и т.д. Однако по ряду объективных причин решение о создании Камчатского Бизнес-центра до сих пор не удается реализовать – прежде всего из-за отсутствия здания или средств на приобретение подобного здания.

    Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства

    • Подготовку кадров для предпринимательской среды осуществляют действующие в области 11 высших и средних учебных заведений, однако немногие из них осуществляют краткосрочное обучение специалистов малого предпринимательства основам ведения бизнеса. Постоянно действующая бизнес-школа в области отсутствуют, что неблагоприятно отражается на уровне профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий.
    • Камчатским информационно-техническим центром реализуется Программа международного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, которая заключается в создании Русско-американского центра содействия развитию малому и среднему бизнесу на Камчатке. Основная цель этого центра - создание благоприятного бизнес-климата с помощью мероприятий, направленных на повышение эффективной деятельности вновь образованных субъектов предпринимательства а равно и уже работающих на Камчатском рынке. Данная организация проводит подготовку управленческих кадров для предприятий путем проведения специфических бизнес-тренингов и семинаров. В 2003 году было проведено 8 бизнес-семинаров и тренингов: 1 бизнес-планирование, 1 начала своего дела, 1 стратегическое планирование, 1 мотивация сотрудников и 2 эффективная техника продаж, 1 эффективная работа в команде, 1 эффективное управление. Общая стоимость семинаров/тренингов - 269 320р. без учета затрат американских партнеров.
    • Управлением промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области регулярно (ежемесячно) проводятся обучающие семинары, на которых в 2003 году пополнили свои знания более 500 человек. По Программе развития и поддержке малого предпринимательства на эти цели было запланировано 50 тыс. рублей.
    • Кроме этого согласно Федеральной Программе занятости населения - Департаментом федеральной службы занятости по Камчатской области проводится определенная работа по обучению навыкам предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан. Так в 2003 году, службой занятости на обучение 10 безработных было выделено 110 тыс. рублей.

    Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства

    • В администрации Камчатской области вопросами поддержки малого предпринимательства занимается управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области.

    Начальник управления – Обухов Владимир Иванович, тел. 11-26-35

    Зам. начальника управления, начальник отдела развития малого предпринимательства – Вологин Андрей Александрович, тел. 12-43-12

    Зам. начальника отдела развития малого предпринимательства -Герасимова Оксана Владимировна, тел. 12-56-59

    2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Камчатской области.

    • Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки

    г. Петропавловск-Камчатский, Пр. 50 лет Октября, 16,

    Молостов Алексей Николаевич, тел: 11-01-11

    Исп. директор - Бондаренко Дмитрий Васильевич, тел: 3-60-09

    • ГУП “Камчатский выставочный центр”

    Г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 62, тел. 12-51-25

    Фесенко Руслан Сергеевич

    • Союз предпринимателей Камчатки

    г. Петропавловск-Камчатский, Лукашевского, 1

    Красилова Татьяна Викторовна, тел: 7-48-38

    • Торгово-промышленная палата

    г. Петропавловск-Камчатский, Ленинская , 38

    Пархомчук Алла Васильевна, тел: 12-10-35

    • Ассоциация рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий

    г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 24

    Каменев Александр Анатольевич, тел. 112-407, 182-480

    • Ассоциация рыбопромышленников Камчатки

    г. Петропавловск-Камчатский, космический проезд 3а, к-401

    Значковский Евгений Глебович, тел: 11-72-40

    • Ассоциация владельцев АЗС

    г. Петропавловск-Камчатский

    Доброжнецкий Борис Владцлавович, тел: 114-286, 182-222

    • Государственный фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области, г. Петропавловск Камчатский, ул. Владивостокская, 2/1, каб. 100

    Морозова Алла Николаевна, тел: 19-15-81

    • Русско-американский центр содействия малому и среднему бизнесу

    683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 46, 19-13-96

    Соболь Павел Валерьевич

    • Камчатский офис Проекта ПРООН

    683031, г. Петропавловск-Камчатский, пр. Карла-Маркса, 29/1, каб. 400

    Кармадонов Юрий Германович, тел. 9-19-70

    В Камчатской области создана и действует указанная инфраструктура по поддержке малого предпринимательства. Она представлена как государственными, так и негосударственными структурами, непосредственное участие в которых принимают и представители органов власти и управления, и представители предпринимателей области. Эти организации согласно своих уставных целей и задач отстаивают интересы своих членов, но недостаточно активны, разобщены и не обладают необходимыми возможностями для того, чтобы осуществлять функции центров развития предпринимательства в области.

    Отличительными чертами представленной инфраструктуры является их слабая техническая оснащённость, недостаточная активность в сфере консультационного обеспечения представителей малого бизнеса. К сожалению, среди общественных объединений предпринимателей ни одно не стала центром, координирующим и направляющим деятельность всей инфраструктуры, объединяющим усилия по защите интересов предпринимателей области.

    Некоторые функции поддержки малого предпринимательства осуществляют и коммерческие организации: в области функционируют порядка десяти аудиторских фирм и шестнадцати юридических консультаций. Их услуги являются дорогостоящими и ориентированы, в основном, на средний и крупный бизнес.

    Одним из путей выхода из нынешнего состояния инфраструктуры является - создание специализированного центра поддержки малого предпринимательства, осуществляющего комплексное предоставление информационных, технических, консультационных, юридических, экономических и других видов услуг субъектам предпринимательства, налаживание эффективного взаимодействия субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Камчатской области.

    3. Информация о количестве малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в Областном комитете государственной статистики отсутствует.

    4. Программы международного сотрудничества в области малого предпринимательства

    • Камчатским информационно-техническим центром реализуется Программа международного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, которая заключается в создании Русско-американского центра содействия развитию малому и среднему бизнесу на Камчатке.
    • Фонд поддержки малого и среднего бизнеса созданный в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ “Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской Области Российской Федерации” при финансовой поддержке Канадского Агентства международного развития (CIDA). Фонд зарегистрирован в августе 2003 года. ФПМСБ призван создать условия для развития альтернативных источников существования, способствующих снижению пресса на биоразнообразие Камчатки, и заложить основу для устойчивого развития региона. Финансовая поддержка будет оказываться Фондом в виде микрокредитов и малых грантов. Территория деятельности ФПМСБ – Быстринский район. В декабре 2003 года профинансировано 4 гранта на общую сумму более 250 тыс.рублей

    5. Характеристика поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне

    • Географическое распределение субъектов малого предпринимательства в Камчатской области имеет явное тяготение к Петропавловск-Камчатскому городскому и Елизовскому районному муниципальным образованиям, обладающимипромышленным, научно-техническим потенциалом, трудовыми ресурсами, преимуществами транспортной инфраструктуры и возможностями потребительского рынка, что ставит данные муниципальные образования в привилегированное положение. В отдельных муниципальных образованиях количество малых предприятий определяется единицами (Алеутское районное муниципальное образование), или десятками (Мильковское районное муниципальное образование). Отраслевая структура малых предприятий в районах области незначительно отличается от общих тенденций: подавляющее большинство малых предприятий занимаются торговлей и общественным питанием. Фактически не развита сфера бытовых услуг.
    • Во всех городских и муниципальных образованиях в Камчатской области разработаны планы мероприятий по поддержке малого предпринимательства утверждены главами муниципальных образований. Отдельные мероприятия из этих планов предусмотрены в долгосрочной областной целевой программе “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2004-2006 годы”, которая принята постановлением губернатора Камчатской области от 15.09.2003 г. № 366, в том числе: финансирование на конкурсной основе перспективных инвестиционных проектов действующих в районах субъектов малого предпринимательства, содействие формированию сельской инфраструктуры по производству пищевой продукции, создание на паритетных условиях с органами местного самоуправления информационно- консультационных опорных пунктов.
    • 25 декабря 2003 года проведен семинар с главами муниципальных образований и другими представителями муниципальных образований по теме: “Методические рекомендации по разработке муниципальных программ поддержки малого предпринимательства”, “Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в камчатской области”
    • На муниципальном уровне в рамках реализации планов мероприятий по поддержке малого предпринимательства оказывается нормативно-правовая, организационная, информационная, научно-методическая и др. поддержка. В Елизовском городском и Алеутском районных муниципальных образованиях в 2003 году оказывалась финансово-кредитная поддержка субъектам малого предпринимательства.
    • Потенциал малого предпринимательства в муниципальных образованиях в Камчатской области востребован слабо. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области уделяют недостаточно внимания вопросам развития и поддержки малого предпринимательства в части создания новых рабочих мест, создании равных условий деятельности субъектов малого предпринимательства (в том числе и в виду отсутствия достаточных средств).

    6. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства:

    • Несовершенное российское законодательство, которое отличается многовариантностью его толкования. Зачастую одну и туже формулировку налоговые органы и предприниматели истолковывают каждый в свою пользу. Отсутствие стабильности налогового законодательства приводит к проблемам в стратегическом планировании бизнеса.
    • проблема износа основных фондов. В условиях не развитости финансово-кредитных механизмов - лизинг на наш взгляд является одним из основных способов обновления и приобретения основных фондов предприятий. К сожалению, администрация Камчатской области не в состоянии без помощи федерального бюджета (ввиду ограниченности средств в областном бюджете) самостоятельно решить вопрос о создании и поддержании деятельности еще одной лизинговой компании в области. Одна лизинговая компания создана при комитете сельского хозяйства и помогает в основном государственным предприятиям агропромышленного комплекса.
    • административные барьеры (более сорока контролирующих органов (без учета органов лицензионного контроля) на территории Камчатской области. Отличительной чертой административных барьеров является то, что на областном уровне с ними бороться невозможно, практически все контролирующие органы являются федеральными.
    • аренда (высокая арендная плата, срок заключения договоров аренды не более 1 года), длительность согласования строительной документации – более 1,5 лет.
    • Значительная часть продукции, произведенной в Камчатской области не конкурентоспособна на внутреннем рынке России из-за дорогостоящих энергетической, транспортной составляющих, а также из-за несостоятельной политики распределения биоресурсов. За 2000-2003 годы из области многие малые предприятия прекратили свое существование в связи с отсутствием возможности приобретения биоресурсов на платной основе.
    • недостаточная результативность и разобщенность общественных объединений, в связи с этим слабое их влияние на ситуацию в области малого предпринимательства в Камчатской области;
    • отсутствие необходимых материальных возможностей для создания Камчатского Бизнес-центра, информационных центоров, технопарка. Отставание Камчатки в современных информационных процессах негативно сказывается на развитии бизнеса в нашем регионе;
    • из-за территориальной удаленности на Камчатке практически отсутствуют представительства фондов, в том числе и зарубежных (кроме фонда “Евразия”), призванных разрабатывать программы, мероприятия по поддержке малого предпринимательства.
    • неразвитость финансово-кредитных отношений (отсутствие механизма гарантий администрации Камчатской области коммерческим банкам, при кредитовании последними перспективных предпринимательских проектов субъектов малого предпринимательства; отсутствие механизма погашения Государственным фондом развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области части процентной ставки по коммерческим кредитам субъектов малого предпринимательства, отсутствие реального страхования рисков государственных гарантий по кредитам коммерческим банкам, отсутствие развитого рынка страховых услуг предпринимательских рисков);
    • низкая плотность населения. Постоянно снижающийся уровень потенциально активного населения. Отсюда возникающие сложности и с подбором квалифицированных кадров рабочих специальностей.

    7. Необходимые меры государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне.

    • Ускорение разработки и утверждения Федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
    • Проведение ревизии действующего законодательства для ликвидации избыточных функций (и их дублирования) органов власти по осуществлению контроля за деятельностью предприятий малого бизнеса.
    • Законодательное закрепление безвозмездности проведения обследований и выдачи соответствующих документов (разрешений, лицензий) контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.
    • Оказание содействия в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства, путем финансирования за счет Федерального бюджета в дотационных регионах объектов инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, в том числе: Бизнес-центров, технопарков, лизинговых компаний.
    • Создание серии специальных радио и телевизионных программ транслируемым по центральным каналам по тематике малого предпринимательства.
    • Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, позволяющие установить приоритетный порядок финансирования государственной поддержки малого предпринимательства через федеральный фонд поддержки предпринимательства
    • Формирование и постоянное поддержание в каждом субъекте РФ электронной информационной базы в поддержку малого предпринимательства за счет федерального бюджета.
    • В Камчатской области разработана и утверждена постановлением губернатора Камчатской области от 5.09.2003г. № 366 долгосрочная областная целевая программа “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2004-2006 годы”. В муниципальных образованиях Камчатской области разработаны планы мероприятий по поддержке малого предпринимательства на муниципальном уровне.
    • В 2003 году на долгосрочную областную целевую программу “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2002-2003 годы” было направлено 10,1 млн. рублей, из них 4,1 млн. рублей из областного бюджета. В 2004 году запланировано 12,5 млн. рублей, в т.ч. 5,0 млн. рублей из областного бюджета.

Управление промышленной политики,
развития предпринимательства и инвестиций
Администрации Камчатской области