Москва, 2008
Авторы: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"
Отчет по результатам исследования: Лесозаготовка и деревообработка в Архангельской области; Автомобильная промышленность в Республике Татарстан; Химическая промышленность в Пермском крае; Информационные технологии в Томской области; Пищевая промышленность в Краснодарском крае.
Предпринимательство предполагает использование идей и ресурсов для создания новых компаний. В процессе роста предприятия совершенствуют свою деятельность, выходят на новые рынки. Некоторые из них становятся средними и крупными. Взаимодействуя друг с другом, они часто формируют устойчивые связи, которые могут подкрепляться совместными действиями. Так в процессе естественного развития рыночной экономики формируются кластеры, в которые интегрируются новые растущие компании. Кластеры способствуют накоплению идей и опыта, снижают пути открытия и ведения бизнеса и тем самым стимулируют предпринимательство.
Весь процесс можно представить в виде трех этапов:
- Стимулирование предпринимательства
- Развитие малого и среднего бизнеса
- Интеграция и развитие кластеров.
Представляемый отчет посвящен, в основном, малому и среднему бизнесу, находящемуся на втором этапе своего развития. На этом этапе рост производительности, обеспечивается в форме развития существующих фирм (обучение персонала, внедрение новых, более эффективных технологий развития производства, использование эффекта масштаба). Однако для точного анализа ситуации в сфере МСБ необходимо обратить внимание на все три этапа, в том числе – на период интеграции компаний в кластеры. Один из выводов исследования: на разных этапах будут эффективны разные меры стимулирования компаний. Каждый этап развития бизнеса вносит свой вклад в рост конкурентоспособности национальной экономики, и основой для этого являете рост производительности компаний.
1. ОПИСАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТА.
1.2. Модель факторов развития малого и среднего бизнеса в промышленности.
1.3. Схема исследования и использованные методы.
2.2. Вклад малого бизнеса в экономику: международные сопоставления.
2.3. Состояние малого бизнеса в России: сопоставление регионов.
3.2. Агропищевой кластер Краснодарского края.
3.3. Химический кластер Пермского края.
3.4. Автомобильный кластер Республики Татарстан.
3.5. Кластер информационно-коммуникационных технологий Томской области.
4.2. Южная Корея.
4.3. Ирландия.
4.4. Канада.
4.5. США.
5.2. Повышение конкурентоспособности компаний.
5.3. Повышение эффективности региональных программ стимулирования предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса.
5.4. Информационная поддержка.
5.5. Формирование целостной системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
5.6. Критерии оценки и принципы реализации программ.