Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики Магаданской области. Большинство субъектов малого
предпринимательства и предпринимателей, несмотря на финансовую и экономическую нестабильность в стране, работают устойчиво.
В 2002 году наблюдался некоторый спад в развитии малого предпринимательства в области. По данным на 1 января 2003 года на территории области работает 2688 малых предприятий или 27% от общего количества хозяйствующих субъектов, что на 7 процентов меньше, чем в 2001 году, и 10950 предпринимателей без образования юридического лица, в том числе 40 действующих крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество рабочих мест в сфере малого бизнеса за последний год сократилось на 4,6 тысячи, численность работающих уменьшилась до 16 тысяч человек, что составило 17 процентов от общей численности занятых в экономике области.
Стала устойчивой тенденция роста объёмов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. В 2002 году ими выполнено работ на общую сумму 5719 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,8 процентов больше, чем за 2001 год, и составило 36 процентов от общего объёма произведённой в области продукции.
В отличии от 2001 года наибольший интерес для малых предприятий в 2002 году представляла сфера промышленности, в которой действовало 32% от общего числа организаций малого предпринимательства. в торговле функционировал 31%, в строительстве - 11%.
Наращивается производственный потенциал малого бизнеса. По данным Госкомстата в 2002 году малыми предприятиями области
инвестировано в основной капитал 111,8 млн. рублей.
Сопоставление производственного и трудового потенциала малых предприятий области с показателями, характеризующими результаты их деятельности, по ряду позиций говорит в пользу малого бизнеса. Производство продукции и услуг на одного работающего на малых предприятиях в торговле выше, чем по отрасли в целом в 1,6 раза, в строительстве - на уровне отраслевого показателя. Результативность использования основных фондов малыми предприятиями выше в большинстве отраслей экономики: выпуск промышленной продукции в расчёте на 1 рубль основных фондов по малым предприятиям в 1,4 раза превысил этот показатель в целом по промышленности, в строительстве - в 1,5 раза, в торговле - в 2 раза.
На сегодняшний день малое предпринимательство в Магаданской области охватывает практически все отрасли народного хозяйства и, несмотря на финансовые трудности, выполняет ряд важнейших функций по диверсификации и адаптации производства, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы, и обеспечивает дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры и сферы услуг.
Приведённые показатели свидетельствуют о том, что малое предпринимательство в Магаданской области является весомым сектором экономики. Определённую роль в этом сыграли предпринятые администрацией области меры по развитию и поддержке малого бизнеса. Из бюджета внебюджетного фонда Особой экономической зоны предприятиям малого бизнеса, ведущим деятельность в приоритетных и социально значимых отраслях экономики, компенсируются проценты по банковским кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования. Законом Магаданской области "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Магаданской области на 2002-2003 годы" утверждены основные направления государственной поддержки малого бизнеса:
- совершенствование нормативно - правовой базы в области малого предпринимательства;
- финансово - кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства;
- формирование и совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- информационно - консультативное обеспечение малого предпринимательства;
- научно - методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
- содействие внешнеэкономической деятельности.
Опыт реализации этого документа будет заложен в основу проекта областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Магаданской области на 2004-2005 годы", на реализацию мероприятий которой предполагается направить из средств внебюджетного фонда социально экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны 20 млн. рублей, в том числе в 2004 году - 10 млн. рублей.
По предварительным расчётам это позволит довести удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных
предпринимателей, действующих без образования юридического лиц до 25 процентов экономически активного населения области, что составит около 28 тыс. человек.
Существующие проблемы малых предприятий на разных этапах их "жизненного цикла": на этапе открытия собственного дела и на этапе становления, имеют существенные отличия.
Период создания малых предприятий в подавляющем большинстве протекает непросто. Самой серьезной проблемой, затрагивающей три четверти всех предприятий, независимо от выбранных ими направлений деятельности, является недостаточный размер первоначального капитала. На следующем месте в перечне проблем стоит вопрос с помещением, который решается болезненно для каждого третьего предприятия, и, в особенности, для нового частного бизнеса.
На начальном этапе деятельности актуальна проблема сбыта, причем ее острота существенным образом зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Присутствует и компонент, связанный с ошибками в выборе предпринимателем профиля деятельности, поскольку большинство из них пока не могут сами провести квалифицированный предварительный анализ рынка и не в состоянии по финансовым соображениям заказать такое исследование консалтинговым фирмам.
Исходя из этого, торговля, как сфера деятельности для начинающих предпринимателей, наиболее привлекательна. Она не требует серьезных первоначальных затрат, не выдвигает жестких требований к квалификации и опыту, имеет быстрый оборот капитала и менее рискованна, поскольку в случае неудачи не возникает проблемы распродажи имущества.
Главной проблемой, по единодушному мнению, предпринимателей, преодолевших этап открытия собственного дела, является нестабильность законодательства, а также налоговый прессинг и усложненность системы налогообложения.
Мировой опыт показывает, что кардинальное расширение масштабов деятельности малых предприятий и увеличение их вклада в экономическую и социальную стабилизацию требуют создания системы адресной государственной поддержки малого
предпринимательства на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой (что в условиях финансового кризиса неосуществимо), а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, вырабатывания "иммунитета", способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
Выбор средств и рычагов воздействия на развитие предпринимательской деятельности определяется состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих государственных органов. Поэтому здесь невозможны единые стандарты, приемлемые для всех регионов страны.
Для наилучшего использования природных и трудовых ресурсов система государственной поддержки малого бизнеса на местном
уровне должна сочетать территориальный и отраслевые аспекты. Сделать это возможно только с помощью достоверной и постоянно обновляющейся информации о состоянии малых предприятий. В связи с чем планируется подготовка сборника по малым предприятиям по полному кругу основных статистических показателей по районам в разрезе отраслей.
На основании собранной информации будет проводится анализ по следующим направлениям:
1. Состояние и развитие малого предпринимательства:
- изменение объема продукции, создаваемой малыми предприятиями и их доля в общем производстве ;
- характеристика численности занятых в малом предпринимательстве, их доля в общей численности работающих на территории.
2. Малое предпринимательство и проблемы рынка рабочей силы:
- женская занятость на малых предприятиях ;
- использование вторичной занятости в малом бизнесе (совместители, работающие по договору подряда);
3. Оценка эффективности деятельности малого предпринимательства:
- соотношение удельного веса средней заработной платы на один рубль продукции в малом предпринимательстве и на предприятиях, не относящихся к малым;
- соотношение удельного веса балансовой прибыли в одном рубле продукции малого предпринимательства и предприятий не относящихся к малым;
- соотношение величины балансовой прибыли на одного занятого в малом предпринимательстве и на предприятиях, не относящихся к малым.
4. Структурные изменения в деятельности малого предпринимательства:
5. Воспроизводственный аспект деятельности малого предпринимательства:
- соотношение объемов капитальных вложений на один рубль балансовой прибыли в малом предпринимательстве и на предприятиях, не относящихся к малым;
- соотношение доли объемов капитальных вложений и средней заработной платы в малом предпринимательстве в разрезе отраслей;
- соотношение величины капитальных вложений на один рубль средней заработной платы в малом предпринимательстве и на предприятиях, не относящихся к малым.
Проведенный анализ позволит сделать выводы: каким отраслям и видам деятельности отдают предпочтение малые предприятия на территории; какова степень влияния развития мaлыx предприятий на снижение безработицы в области; о значимости сектора малого предпринимательства в экономике области; о тенденциях и перспективах развития малого предпринимательства и так далее.
Одним из методов воздействия местных органов на развитие малого бизнеса является налоговое регулирование. Снижение налоговой нагрузки на производственный потенциал способствует формированию в хозяйственных субъектах инвестиционного капитала.
Предоставление льгот малым предприятиям - это не способ создать им тепличную среду, а метод выравнивания условий их
деятельности с условиями функционирования крупных предприятий, располагающих мощной производственной базой, налаженной сетью информационных потоков, складским хозяйством, связями, надежной репутацией. Всего этого у начинающих субъектов малого предпринимательства, как правило, нет. Решение любого вопроса сопряжено для них со значительными расходами времени, сил и средств. Именно для того, чтобы компенсировать эти расходы и создать запас прочности, ресурс выживаемости в среде повышенного риска, и требуются льготы в налогообложении.
В соответствии с законодательством, налоговые льготы не носят индивидуальный характер, а устанавливаются по группам
предприятий, расположенных на территории района (города), исходя из классификации по видам деятельности или отраслевому признаку.
Они должны быть только целевыми, т.е. четко определенными условиями использования льготируемых сумм или требованиями к осуществлению производственно-хозяйственной деятельности налогоплательщика (направление определенной части льготируемой суммы на развитие производства, ограничение цены на производимую продукцию, реализация ее на своей территории, выполнение местных программ социально-экономического развития района или города и т.п.). Условия предоставления льготы конкретно формулируются и перечисляются в решении органа местного самоуправления, предоставившего налоговую льготу.
Одним из механизмов налоговых льгот является предоставление отсрочки налоговых платежей, называемое налоговым кредитом. Он носит целевой, срочный и возвратный характер.
Ставка процента по инвестиционному налоговому кредиту должна быть невелика (3-5% годовых в реальном исчислении), и основную часть кредита необходимо индексировать в зависимости от темпов инфляции.
Специальный налоговый режим - "Упрощенная система налогообложения" охватывает контингент налогоплательщиков, который никак нельзя назвать незначительным. В настоящее время предлагаемой системой смогут пользоваться плательщики с численностью персонала до 100 человек и доходом от реализации предыдущего года до 11 млн. руб. На 1 марта 2003 года по упрощенной системе налогообложения в Магаданской области работают 289 малых предприятий и 154 предпринимателя. Стимулом перехода на упрощенную систему, предусматривающую добровольное принятие решения, является резкое снижение ставки налога до 6% с выручки и 15% с чистого дохода, то есть практически в два раза. Если учесть, что налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогообложения, имеют право пользоваться многими преимуществами, которые получили плательщики налога на прибыль в результате введения НК РФ, то целесообразность перехода очевидна. В частности, для них существенно расширены границы налоговых вычетов, в том числе за счет расходов на приобретение основных средств, предусмотрен перенос убытков на будущее, а доходы и расходы в любом случае определяются кассовым методом.
Что касается введения единого налога на вмененный доход, то здесь просматривается другая перспектива, связанная с сокращением контингента плательщиков и переводом ряда отраслей на обычную систему. Весьма разумный подход разработчиков данного раздела НК РФ связан с тем, что из прежнего контингента налогоплательщиков исключили тех, кто занимался ремонтно-строительным бизнесом. Кроме того, под действие общих налоговых законов попали аудиторские и консультационные фирмы, гостиницы, организации, занимающиеся сбором металлолома, и некоторые другие организации, которые легко поддаются контролю налоговых органов и без специальных систем налогообложения. Это - потенциальные плательщики налога на прибыль.
После вступления в силу НК РФ значительно уменьшилось налоговое бремя плательщиков за счет очень существенного снижения параметров базовой доходности при расчете единого налога на вмененный доход. Так, по ранее действовавшему законодательству все виды розничной торговли имели базовую доходность в размере 36 000 руб. на 1 квадратный метр, а в настоящее время в случае наличия торгового зала - только 1200 руб. на 1 квадратный метр, а в случае его отсутствия - 6000 руб. на одно торговое место. Такая же тенденция прослеживается и по остальным видам деятельности. Надо отметить, что количество работающих на данных системах налогообложения увеличилось по сравнению с 4 кварталом 2002 года, что соответственно повлияло на увеличение сумм уплаченных налогов.
Для широкого применения субъектами малого предпринимательства этих законов местным органам власти с привлечением специалистов налоговой инспекции, представителей финансовых органов области, юридической и регистрационной службы необходимо проводить постоянную разъяснительную работу о преимуществах перехода на упрощенную систему налогообложения (проведение семинаров, совещаний с предпринимателями, публикации комментарий к законам в местной печати и т.д.), которые включают:
- снижение налогового бремени;
- сохранение порядка расчета в течении года;
- стабильность форм отчетности;
- сохранение сроков и процедуры уплаты налогов;
- избежание неумышленных ошибок и нарушений при учете хозяйственной деятельности, вызывающих наложение налоговой инспекцией штрафов и т.д.
Советом по предпринимательству при губернаторе Магаданской области ведется работа по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности, в частности собрана и систематизирована информация по разрешительным, контрольным и согласующим функциям государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, регулирующих вопросы сферы недропользования, строительной деятельности, предприятий рыбодобычи и рыбопереработки. В результате чего созданы единые регламенты предоставления разрешительной и отчетной документации по данным отраслям. В данный момент ведется работа по составлению регламента в сфере торговли. Подобная работа способствует выявлению основных административных барьеров и принятию мер по их устранению (уменьшение сроков, снижение размеров оплаты, исключение дублирование функций, упрощение процедуры оформления и т.д.)
Основным каналом прямого финансового содействия развитию малого бизнеса является система фондов поддержки малого предпринимательства, создающихся на федеральном, региональном и местном уровнях в соответствии с законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". В связи с чем на Совете по предпринимательству 29 июля 2003 г. было принято решение о создании целевого внебюджетного фонда развития малого предпринимательства Магаданской области.
С июля 1999 года на территории Магаданской области функционирует Особая экономическая зона, с созданием которой у предприятий малого бизнеса появились дополнительные возможности для развития за счет таможенных и налоговых льгот. Субъекты малого предпринимательства являются основными участниками ОЭЗ (около 80%). Из внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны оказывается поддержка малому предпринимательству в виде предоставления льготных кредитов.
В структуре Администрации области 16 июня 2003 года был создан отдел "Развития малого предпринимательства", осуществляющий функции по поддержке малого предпринимательства.
Деятельность областной администрации, направленная на достижение программных целей становления малого предпринимательства на территории, условно можно разделить на два направления:
- содействие потенциальным и существующим предпринимателям в создании преуспевающих малых предприятий;
- формирование стабильной и устойчивой среды развития малого предпринимательства.
2000 | 2001 | 2002 | |
Количество малых предприятий, всего (единиц) | 2897 | 2903 | 2688 |
В т.ч. по отраслям: | |||
промышленность | 855 | 852 | 867 |
сельское хозяйство | 42 | 42 | 47 |
Транспорт | 218 | 219 | 248 |
Связь | 12 | 10 | 14 |
строительство | 331 | 325 | 296 |
торговля и общественное питание | 1050 | 1052 | 823 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 66 | 57 | 41 |
информационно-вычислительное обслуживание | 14 | 16 | 6 |
операции с недвижимым имуществом | 24 | 22 | 15 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 69 | 72 | 82 |
геология и разведка | 38 | 42 | 49 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 36 | 39 | 45 |
наука и научное обслуживание | 27 | 24 | 18 |
другие отрасли экономики | 108 | 131 | 137 |
Объём продукции малых предприятий, всего (тыс. рублей) | 4160 | 4486 | 5719,1 |
в т.ч. по отраслям: | |||
промышленность | 2730,3 | 2049,0 | 3711,2 |
сельское хозяйство | 2,3 | 3,3 | 3,4 |
транспорт | 331,5 | 894,5 | 310,7 |
связь | 9,7 | 12,6 | 25,5 |
строительство | 300,4 | 344,0 | 500,5 |
торговля и общественное питание | 436,4 | 706,6 | 841,0 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 36,7 | 69,8 | 77,9 |
информационно-вычислительное обслуживание | 14,3 | 50,1 | 44,0 |
операции с недвижимым имуществом | 3,7 | 4,1 | 4,6 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 24,6 | 28,1 | 48,1 |
геология и разведка | 97,4 | 132,8 | 24,1 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 36,5 | 34,0 | 45,7 |
наука и научное обслуживание | 15,2 | 18,7 | 23,8 |
другие отрасли экономики | 121 | 138,4 | 58,6 |
Численность занятых на малых предприятиях (чел.) | 16300 | 20560 | 15956 |
Объём продукции малых предприятий в ВРП (%) | 33 | 29 | 30 |
Доля занятых на малых предприятиях (в % от общей численности занятых) | 14,6 | 18,4 | 14,3 |
Объём инвестиций в основной капитал, всего (тыс. руб.) | 107628 | 120984 | 111822,3 |
в т.ч. по отраслям: | |||
промышленность | 8924 | 6940,6 | 38945,8 |
сельское хозяйство | 3,1 | 4,5 | 75,0 |
транспорт | - | - | - |
связь | 104,3 | 189,0 | 2208,6 |
строительство | 77631,2 | 87539,6 | 22948,2 |
торговля и общественное питание | 3624 | 4587,3 | 29877,2 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 912,0 | 1101,0 | 1582,0 |
информационно-вычислительное обслуживание | 501,0 | 820,0 | 1555,0 |
операции с недвижимым имуществом | 1954,0 | 2209,0 | 289,8 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 5794,1 | 4394,4 | 8848,1 |
геология и разведка | 1546,1 | 1312,3 | 2560,4 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 2546,8 | 2166,0 | 1640,6 |
наука и научное обслуживание | - | 4,0 | - |
другие отрасли экономики | 4087,4 | 9716,3 | 1291,6 |
Информация представлена Официальным веб-сайтом Администрации Магаданской области