Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О развитии малого предпринимательства Республики Бурятия

Т.Г.Думнова,
министр экономического развития и внешних связей
Республики Бурятия

Сфера малого предпринимательства в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия. Развитие малого предпринимательства в Бурятии является важным фактором, обеспечивающим экономический рост и занятость населения, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.

В республике в 2002 г. было зарегистрировано 31472 субъекта малого предпринимательства, в том числе 2892 малых предприятий (0,3 % от количества малых предприятий РФ) и 28580 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (0,6% от числа ИП РФ). На 1000 жителей республики приходится 3 малых предприятия. По России этот показатель в среднем равен 6.

На малых предприятиях работало около 18,0 тыс.человек. или 5 % занятых в экономике республики. Из них 29,3 % занимались торговлей и общественным питанием, в строительстве было занято 22 % работающих на малых предприятиях, в промышленности – 25 %.

Общая численность работающих с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей в сфере малого бизнеса республики составляет 62,4 тыс.человек или 15,8 % от общей численности занятых в экономике республики.

Преимущественное развитие малых предприятий происходит в сфере торговли, хотя за период с 1998 года наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса промышленных малых предприятий (с 15,5 % в 1998 г. до 18,2 % в 2002 г.) и снижение доли малых предприятий в сфере торговли (с 55,5 % в 1998г. до 48,2 % в 2002 г.), что свидетельствует о качественном перераспределении приоритетов развития малого предпринимательства в сторону производящей сферы.

Малыми предприятиями в 2002 г., по экспертным оценкам, произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 2,5 млрд. рублей с темпом роста по сравнению с 2001 годом 110 % в сопоставимых ценах. Несмотря на рост производства продукции, работ, услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой региональный продукт Бурятии явно не отражает их потенциала. По оценкам экспертов высока доля “теневого бизнеса”, составляющая от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства.

Доля выпуска продукции малыми предприятиями промышленности в общем объеме промышленного производства составляет 3,7 %. В строительстве в общем объеме строительно-монтажных работ доля малых предприятий составляет 27,3 %.

По данным Госкомстата, 58,6 % малых предприятий прибыльны. Наиболее прибыльны малые предприятия, занятые операциями с недвижимостью, материально-технического снабжения и сбыта, связи, информационно-вычислительного обслуживания, общей коммерческой деятельности по функционированию рынка, части предприятий строительства, промышленности. Сопоставление доли убыточных предприятий по полному кругу предприятий (63 %) по основным отраслям экономики свидетельствует о более успешной работе малых предприятий.

Предприятия малого бизнеса выделяют средства на развитие своего производства. В 2002 г., по оценке, инвестиции малых предприятий в основной капитал составили 117,3 млн.рублей или 2,5 % от общей суммы инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы республики.

Налоговые поступления от деятельности субъектов малого предпринимательства составили около 8 % от общей суммы налоговых доходов в бюджеты всех уровней.

Масштабы развития малого предпринимательства в республике определяются, главным образом, развитием его в г. Улан-Удэ, где действует подавляющее большинство (более 70 %) предприятий малого бизнеса. Уровень развития малого предпринимательства сложился в районах республики в зависимости от наличия ресурсов как природных, так и трудовых, развития рыночных структур, менталитета населения. Так, в 2001 г. около 3,2 процентов всех МП приходилось на Селенгинский и Северо-Байкальский район, включая г. Северобайкальск, 1,3 процента – на Баунтовский район, по 1,2 процента – на Иволгинский, и Прибайкальский районы, по 1,1 % - на Заиграевский, Кабанский, Кяхтинский и Муйский районы 1,0 процент – на Закаменский район. В остальных 9 районах малые предприятия развиты слабо, на них приходилось около 3 процентов малых предприятий.

Наибольшее развитие в районах республики получило малое предпринимательство в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания.

В аграрном секторе экономики республики преобладающей формой собственности остается частная. В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации крестьянские хозяйства являются субъектами малого предпринимательства. В 2002 г. в республике было зарегистрировано 2762 крестьянских хозяйств Объем продукции, произведенной крестьянскими хозяйствами остается невысоким и составил в 2002 г. по предварительной оценке 222,5 млн.рублей или 3,4 % от общего объема всей произведенной сельскохозяйственной продукции в республике.

Промышленное производство в малом предпринимательстве в сельских районах, в основном, представлено хлебозаводами, маслозаводами, типографиями. Кроме них в некоторых районах есть старательские артели, леспромхозы, мясоперерабатывающие заводы и цеха, рыбозаводы. Так, среди сельских районов республики наиболее развитыми являются Баунтовский район, на территории которого расположены старательские артели, добывающие золото и серебро (14 % от общего производства промышленной продукции МП), Кабанский район (7,8%), представленный маслозаводом “Кабанский”, Прибайкальский район (8,5%) – ОАО “Гремячинский рыбозавод”. На территории этих трех районов сосредоточено более 8,6 процентов основных производственных фондов малых предприятий республики.

Государственная поддержка развития малого предпринимательства в республике осуществляется на основе республиканских программ с 1998 г.

За этот период реализовано две “Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия”: утвержденных постановлением ПРБ от 12.05.99 № 177 и постановлением ПРБ от 10.01.01 г. № 14.

Программа 1999-2000 г.г. предусматривала в качестве основных направлений – информационное обеспечение предпринимательства, формирование инфраструктуры, поддержку общественных организаций предпринимателей; эта программа из бюджета не финансировалась.

Программа 2001-2002 г.г. направлена:

1) - на формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей малое предпринимательство консалтинговыми, обучающими, юридическими и другими услугами, через систему специализированных территориальных структур.

Оказана финансовая и методическая помощь Центру правовой защиты предпринимателей РБ. Центр оказывает юридическую помощь предпринимателям: консультации, экспертиза документов, представление их интересов в судах и т.д.

Совместно с БГУ разработаны учебные программы, оказана методическая и финансовая помощь в организации "Школы бизнеса", как учреждения дополнительного образования предпринимателей на базе факультета экономики и управления БГУ. В сентябре 2002 года началась курсовая подготовка кадров для малого бизнеса. Программа предусматривает двухуровневую подготовку кадров: I уровень - Курс для начинающих предпринимателей и безработных граждан, желающих организовать свое дело, II уровень - Курс для руководителей малых предприятий и предпринимателей, имеющих опыт работы.

Всего в семинарах и в обучении участвовали около 600 предпринимателей.

2) - на формирование правовой среды и снижение административных барьеров при развитии предпринимательства, обеспечивающих его беспрепятственное развитие.

В целях снижения административных барьеров при развитии предпринимательства принято постановление Правительства РБ “О создании благоприятных условий для устойчивого развития предпринимательства в РБ” от 25.06.01 № 230.

Внесены изменения в Указы Президента РБ: - “Об упорядочении контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории РБ” (№ 157 от 12.07.99 г. в ред. Указа Президента РБ от 199.06.01г. № 117); - “О внесении изменений в Указ Президента “О консультативном совете предпринимателей при Президенте РБ” от 11.03. 02 № 47”.

3) - издание информационной, справочной и методической литературы.

При участии и финансовой поддержке Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства Агентство развития предпринимательства, ЦПП "Макон", бизнес-инкубатор “Развитие”, СПП РБ, ТПП РБ и Центр инноваций и поддержки предпринимательства “ИКАР” проводили семинары, "круглые столы", дни открытых дверей, консультации по актуальным вопросам деятельности малого предпринимательства.

В 2002 г. подготовлены и изданы массовыми тиражами справочные и методические пособия:

- "Книга для начинающего предпринимателя", выпуск 2;

- "Почти все о проверках";

- Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность малого предпринимательства в РБ;

- "Журнал учета мероприятий по контролю субъектов предпринимательства" тиражом 2000 экз.

- “Все о правилах торговли”;

В 2002 г., помимо поддержки малого предпринимательства в рамках мероприятий Программы, оказывалась поддержка субъектов малого предпринимательства на общих основаниях и по другим направлениям:

- участие в конкурсах на выполнение государственных и муниципальных закупок. Так, например, через государственное учреждение “Агентство по госзакупкам Республики Бурятия” в 2002 г. из проведенных 59 конкурсов, состоявших из 138 лотов, участвовал 131 субъект малого предпринимательства, из которых конкурсы выиграли 54 субъекта малого предпринимательства на сумму 54,3 млн.руб. В конкурсах, в основном, принимали участие предприятия торговли.

- участие в конкурсах на финансирование из республиканского бюджета высокоэффективных инвестиционных проектов. В 2002 году из республиканского бюджета на инвестиционные проекты и компенсационные выплаты части учетной ставки коммерческих банков профинансировано по субъектам малого предпринимательства соответственно 9,34 млн.рублей и 2,44 млн.рублей.

Итого, прямая и косвенная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в 2002 году составила 66,64 млн.рублей.

Активная работа по поддержке малого предпринимательства началась в г. Улан-Удэ. Утверждена Программа поддержки и развития малого предпринимательства, на реализацию которой в 2003 г. предусмотрено 1,2 млн.рублей. Создан городской Фонд поддержки предпринимательства, Совет предпринимателей при Администрации города, создается инфраструктура поддержки предпринимательства, в частности, при поддержке городской Администрации создан бизнес-инкубатор “Развитие”. Программы поддержки и развития малого предпринимательства разработаны и утверждены в Мухоршибирском, Кяхтинском, Тарбагатайском районах. Во всех районах мероприятия по поддержке предпринимательства вошли соответствующими разделами в Программу СЭР на 2002-2004 г.г.

В республике действуют Фонды поддержки предпринимательства в Селенгинском, Прибайкальском, Хоринском районах, Центр инноваций и поддержки предпринимательства “ИКАР” Кабанского района.

Вместе с тем, не все созданные объекты инфраструктуры работают сегодня одинаково эффективно. В отдельных случаях они ограничиваются лишь консультативной помощью. На результативность этих подразделений влияет и неравномерность их распределения по территории республики. Сегодня все они в большинстве своем сосредоточены в г.Улан-Удэ, и наша задача – создать филиалы и подразделения в районах республики. Немаловажное значение имеет и отношение местных властей к проблемам предпринимательства вообще. В том районе, где администрация идет навстречу предпринимателям, поддерживает их начинания и помогает в решении их проблем, - малое предпринимательство успешно развивается и приносит свои положительные результаты. Примером могут служить Северо-Байкальский, Муйский, Селенгинский районы, г. Улан-Удэ.

Для дальнейшего динамичного развития малого предпринимательства в республике представляется необходимым решить следующие проблемы:

1. Несовершенство и непостоянство законодательства, касающегося деятельности малого предпринимательства;

2. Излишние административные барьеры при регистрации и деятельности субъектов малого предпринимательства;

3. Недоступность из-за объективных причин субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным и имущественным ресурсам;

4. Недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

Для решения указанных проблем разработана и принята очередная Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2003 – 2004 г.г. (Постановление Правительства РБ от 13 марта 2003 г. № 88).

Для определения путей развития и разработки проектов и программ, направленных на поддержку малого бизнеса, необходимо проведение глубокого анализа, опирающегося на достоверные статистические данные. Однако в настоящее время отсутствует объективная статистическая информация о деятельности субъектов малого предпринимательства.

Официальная методология, основанная на методах случайной выборки, по которой ведется учет малых предприятий, не позволяет получить полную и достоверную информацию по данной категории субъектов малого предпринимательства по республике. Кроме того, вне статистического наблюдения остается основная часть субъектов малого предпринимательства – индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. На 2004 год Госкомстатом России планируется проведение сплошного статистического обследования деятельности субъектов малого предпринимательства. Надеемся, что эта акция наконец-то внесет ясность, каков же реальный вклад малого предпринимательства в экономику России и Бурятии.

Сегодня как никогда актуален вопрос инновационной деятельности, в том числе в малом предпринимательстве. До настоящего времени развитию инновационной деятельности не уделялось достаточного внимания, как в России, так и Бурятии, что связано с дефицитом бюджетного финансирования науки с одной стороны и отсутствием целевых заказов со стороны предприятий с другой.

Инновационная деятельность в Республике Бурятия переживает трудные времена. В последние годы упала инновационная активность в промышленности в целом и в сфере инновационного предпринимательства в частности.

В настоящее время инновационно активными являются не более 5% промышленных предприятий. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного выпуска составляет 2-3%.

Наиболее распространенный вид инновационной деятельности практически во всех отраслях промышленности - приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, приобретение новых технологий (38% инновационных предприятий), приобретение программных средств, обучение и подготовка персонала, связанных с инновациями (25%). Доля инновационных предприятий, занятых выполнением исследований и разработок, сократилась с 57% в 1999 году до 38% в 2000г. Приоритет этому виду инновационной деятельности отдается предприятиям электроэнергетики, машиностроения, пищевой промышленности.

В республике действуют 4 малых предприятия в области инновационного предпринимательства с персоналом в 114 человек.

К числу наиболее важных проблем, имеющих системный характер и сдерживающих развитие инновационных процессов в экономике, необходимо отнести следующие:

  • несовершенство нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, отсутствие федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации";
  • отсутствие четкой и стабильной государственной политики в области инновационной деятельности, что существенно осложняет привлечение негосударственных инвестиций в реализацию инновационных проектов, особенно с длительным циклом освоения;
  • слабость экономических мотиваций у участников инновационного бизнеса (разработчиков, производителей, инвесторов), а также несовершенство механизмов государственной поддержки субъектов инновационной деятельности и концентрации их потенциала на стратегически важных для общества направлениях;
  • неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка интеллектуальной собственности.

В целях создания благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства, стимулирующих технологическое обновление производства, развитие и эффективное использование научно-производственного потенциала, внедрение передовых отечественных и зарубежных научно-технических достижений, разработку наукоемких технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, разработана “Концепция развития инновационной деятельности в Республике Бурятия на 2003-2007 годы”, которая в настоящее проходит согласование.

Одним из важных вопросов, которые требуется решить в ближайшее время, является вопрос о финансово-кредитной поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия. Уже разработан проект постановления Правительства Республики Бурятия по этому вопросу.

Совершенствование финансово-кредитного механизма поддержки малого предпринимательства возможно за счет:

1) дальнейшего развития уже существующих форм поддержки с выделением в объеме государственной поддержки (бюджетных кредитов и государственных гарантий) субъектам малого предпринимательства до 30 % в пределах выделенных бюджетных средств с проведением отдельного конкурса для субъектов малого предпринимательства;

2) создания новых структур, поддерживающих субъекты малого предпринимательства за счет собственных, привлеченных и заемных источников, необходимо проработать вопрос создания или привлечения лизинговых структур, в том числе применить практику заключения договоров с предприятиями республики в целях передачи производимой ими продукции в лизинг малым предприятиям.

Совершенствование уже существующих форм поддержки может означать выработку единой методики предоставления льготных кредитов или займов (на конкурсной основе), внедрение практики микрокредитования через Фонд поддержки малого предпринимательства, фонды содействия развитию малых форм предпринимательства, фонды занятости, создание сети уполномоченных банков и т.д.

Второй путь совершенствования финансово-кредитной политики связан с созданием обществ взаимного кредитования (кредитных союзов) малых предприятий, которые могут сами устанавливать порядок и условия кредитования членов обществ. Такие организации могут получить льготы по налогообложению, если не менее 70 % кредитных ресурсов направляется в производящий малый бизнес в пределах сумм, направляемых в республиканский и местные бюджеты. Одним из проявлений финансового воздействия на малое предпринимательство является, при дефиците бюджетных средств, переход от прямой финансовой поддержки малого предпринимательства к косвенной – предоставление различных льгот, дальнейшее расширение инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Одной из наших задач является привлечение дополнительных кредитных ресурсов - средств банков, инвестиционных компаний, Федерального Фонда поддержки предпринимательства, иностранных инвесторов.

В 2003 году помимо мероприятий Программы запланировано профинансировать высокоэффективные инвестиционные проекты на сумму 12,54 млн.руб. и компенсационные выплаты части процентной ставки по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства на сумму 1,1 млн.рублей. На выполнение Программы поддержки развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2003-2004 годы в 2003 г. предусмотрено 11,5 млн.рублей. Программой предусмотрена квота 15 % на выполнение государственных и муниципальных закупок среди субъектов малого предпринимательства. Кроме этой квоты субъекты малого предпринимательства могут участвовать в конкурсах на общих основаниях.

Таким образом, финансовая поддержка малого предпринимательства малого предпринимательства осуществляется сегодня, помимо самих предпринимателей, в основном за счет средств бюджета республики, что свидетельствует о серьезности намерения органов государственной власти развивать и поддерживать малый бизнес, возможно, это будет стимулом для сторонних инвесторов на вложение средств в данную сферу.

Необходимо усилить внимание и поддержку развитию инновационного предпринимательства, взаимодействию крупного и мелкого бизнеса.

В целом реализация Программы поддержки предпринимательства и финансирование проектов приведут к следующим результатам:

- увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 1720 единиц и составит 33650 единиц,

- занятость в субъектах малого предпринимательства увеличится по сравнению с 2002 годом на 3780 человек и составит 66140 человек - около 17 % занятых в экономике республики.

- Выпуск товаров (работ и услуг) составит 3260 млн. рублей или 105 % к уровню 2002 года в сопоставимых ценах.

- Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от деятельности субъектов малого предпринимательства увеличатся на 157 млн. рублей по сравнению с 2002 годом и составят 625 млн. рублей (темп роста к 2002 году 104%).

Но мы должны достигнуть большего в своей работе, изыскивать новые формы и методы поддержки МП, улучшая систему регулирования их деятельности.
Таким образом, государственная поддержка малого предпринимательства должна стать важным стратегическим направлением экономической политики нашей республики.


Информация представлена Исполнительным Комитетом ассоциации "Сибирское соглашение"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости