Мигел А.А.,
доцент кафедры экономики и статистики Калужского
филиала МСХА им К.А. Тимирязева
Горбатов А.В.,
доцент кафедры управления сельскохозяйственным производством
Калужского филиала МСХА им К.А. Тимирязева
В условиях развития многоукладной экономики на основе многообразия форм собственности и хозяйствования малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей современной экономики имеет большое значение. Малый бизнес, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Развиваясь, малый бизнес, создает дополнительные рабочие места, обеспечивая снижение уровня безработицы и социальной напряженности. Несмотря на то, что за последние четыре года уровень безработицы, снизился среди экономически активного населения России c 13% до 7,1%, а Калужской области только за 2001 год с 10,6% до 8,0%, прогнозы Министерства труда РФ неоптимистичны.
В ходе структурных реформ состояние и потребности экономики будут серьезно меняться. Это во многом связано с тем, что около 150 тыс. человек потеряют места в связи с реструктуризацией металлургической отрасли. В результате реформы железнодорожного транспорта количество занятых в этом секторе сократиться на 238 тыс. человек. Структурные преобразования РАО “ЕЭС” оставят без работы 61 тыс. человек. Поэтому именно малый бизнес может стать основным источником новых рабочих мест.
Особую роль малое предпринимательство играет в разработке и внедрении нововведений, т.к. более гибкое управление малых предприятий в большей степени оказывается восприимчивым к новым разработкам.
Вклад малого бизнеса в ВВП России (10-11%), по этому параметру наша страна отстает не только от развитых стран (50-60%), но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Доля работающих в малых предприятиях в Российской Федерации в общей численности занятых не более 10%, в странах Европы – более половины, в Японии, Италии – более двух третей.
В соответствии с прогнозами Министерства экономического развития и торговли, в 2003-2005 гг. ожидается ежегодное увеличение ВВП на 3,5-4,5%. По оценкам Бюро экономического анализа, при существенном увеличении доли малого бизнеса в ВВП возможен его дополнительный рост за счет этого фактора на 0,7-1,0%.
Согласно концепции государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в РФ, одобренной Государственным Советом 19 декабря 2001года, к 2005 году должно быть завершено создание целостной системы законодательных, налоговых, кредитных, информационных и других мер с акцентом на региональный и муниципальный уровни.
Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект, поскольку малые предприятия строят свою деятельность исходя, прежде всего, из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес должен стать основным фактором развития региональной экономики.
По данным Калужского областного комитета государственной статистики на 1 января 2002 года в области функционировало 4463 малого предприятия, в сфере малого предпринимательства было занято 111,8 тысяч человек, из которых 54,6 тысяч человек – на малых предприятиях и 57,2 тысячи человек – в индивидуальном предпринимательстве (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели состояния малого предпринимательства в Калужской области (по данным Областного комитета статистики)
Показатели |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
2001г. в % к 2000 г |
Число малых предприятий (МП), ед. |
4631 |
4585 |
4463 |
97,3 |
Число МП в расчете на 1000 жителей, ед. |
4,2 |
4,3 |
4,2 |
97,7 |
Среднесписочная численность работников МП, человек |
53734 |
54467 |
54599 |
100,2 |
Число индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. |
52,1 |
55,0 |
57,2 |
104,0 |
Выпуск товаров и услуг в фактических ценах, млн. руб. |
2810,2 |
5289,8 |
7142,3 |
135,0 |
Поступления налоговых платежей от субъектов малого бизнеса, млн. руб. |
462,1 |
470,0 |
924,5 |
196,7 |
Инвестиции в основной капитал МП в фактических ценах, млн.р. |
112,3 |
105,9 |
335,0 |
316,5 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
795 |
1177 |
1640 |
139,3 |
Наибольшее число малых предприятий осуществляют свою деятельность в торговле и общественном питании – 30,3%, промышленности – 21% и строительстве – 16,4%.
Малые предприятия области составляют 21,6 % от общего числа предприятий и организаций, зарегистрированных в Едином государственном реестре предприятий и организаций на территории области. При этом доля занятых в малом предпринимательстве среди общего числа занятых в экономике области составляет 23,8%. В расчете на 1000 жителей в среднем по области - это 51 человек, но в разрезе муниципальных образований данный показатель варьирует от 15 до 168 человек.
Основной отличительной чертой состояния малого предпринимательства в области является неравномерность распределения малых предприятий между муниципальными образованиями. В городах Калуга и Обнинск сконцентрировано 81,3 % от числа всех действующих малых предприятий.
Несмотря на некоторое сокращение общего числа малых предприятий в области за период с 1999 по 2001 годы (на 3,6%), численность персонала малых предприятий увеличилась на 1,6%. На транспорте и в сельском хозяйстве рост занятых в сфере малого предпринимательства наблюдается в течение последних четырех лет.
Одновременно можно провести аналогию между региональной и общероссийской тенденцией сокращения числа малых предприятий. По данным Министерства экономического развития РФ, к 1 января 2002 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., что на 5,6% меньше по сравнению с январем 2001 г.
В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики, отраслевая структура малых предприятий остаются без существенных изменений. Таким образом, в стране, несмотря на принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию.
Важным показателем, характеризующим развитие малого бизнеса, являются инвестиции в основной капитал.
За последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. В 2000 г. было выделено 100 млн. руб., в 2001г. – 140 млн. руб. и в 2002г. – только 20 млн. руб. В 2003-2005гг. размеры финансирования будут резко увеличены до уровня соответственно 250, 350 и 450 млн. рублей, что позволяет делать оптимистические прогнозы по развитию малого бизнеса.
Недостаточная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в Калужской области по направлениям, предусмотренным Программой развития предпринимательства на 1998-2001гг., стала причиной замораживания мероприятий по созданию страхового фонда при Государственном фонде поддержки малого предпринимательства Калужской области, Регионального центра поддержки предпринимательства. Также не позволила улучшить инвестиционную ситуацию в сфере малого бизнеса во всех отраслях экономики региона.
Резкий рост уровня инвестиций в основной капитал в 2001г. (в 3,3 раза) по сравнению с 2000г. обусловлен в первую очередь возросшими вложениями в промышленность и строительство. Из общего объема инвестиционных ресурсов в 2001г. (335 тыс. руб.) наибольшие вложения осуществлены на предприятиях строительства (147,1 тыс. руб.-43,9%) и промышленности (140,5 тыс. руб.-41,9%). Поэтому закономерно, что почти половина объемов продукции, произведенной малыми предприятиями (в 2001г. - 43,8%) - это промышленная продукция.
Увеличение объемов выпуска товаров и услуг отмечено почти во всех отраслях экономики (за исключением сельского хозяйства). В сопоставимых ценах рост объемов выпущенных товаров и оказанных услуг за 2001г. к уровню 2000г. составил 112,5%, за 2000г. к уровню 1999г. - 155,8%. Вывод: за последние годы темп роста выпускаемой продукции малыми предприятиями снизился, что говорит о наличие серьезных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
Недостаточное внимание муниципальных властей к сектору малого бизнеса, неразвитость соответствующей инфраструктуры, системы лизинга, нехватка собственных финансовых средств, невозможность получения долгосрочных банковских кредитов далеко не весь перечень существующих проблем.
Низкий уровень самоорганизации малых предпринимателей для защиты собственных интересов не дает возможности лоббировать принятие правовых актов или решений правительства, как на региональном, так и федеральном уровнях. Наличие различных административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и пр.) также мешают развитию малого бизнеса.
В целях снижения отрицательного воздействия выше перечисленных факторов на состояние малого предпринимательства в регионе был разработан ряд мероприятий, объединенных в целевой программе “Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2001-2003 годы”.
Основными направлениями, которые позволят создать благоприятные условия развития предпринимательства в области, признаны:
- создание информационного климата, формирующего общественное
- мнение о малом предпринимательстве как о полноценном секторе экономики;
- предоставление равных стартовых условий каждому предпринимателю;
- упорядочение и упрощение процедур регистрации новых предприятий;
- проведение обучения служащих муниципальных органов власти,
- обслуживающих сектор малого предпринимательства;
- сокращение числа необоснованных проверок;
- предоставление льгот в выделении материальных и кредитных ресурсов.
В части законодательной инициативы только в 2000г. в Калужской области было принято 33 нормативных акта, из которых 12 законов и постановлений регулируют взаимоотношения сторон в малом предпринимательстве.
В рамках реализации областной целевой программы “Государственная поддержка малого предпринимательства Калужской области на 2001-2003 годы” Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области продолжает выдавать кредиты субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным на территории г. Калуги и Калужской области.
Условия кредитования: микрокредиты до 150 тыс. рублей под 2-4% в месяц сроком на 6 месяцев; кредиты до 800 тыс. рублей под 19-21% годовых сроком до одного года. Микрокредиты и кредиты выдаются под следующие виды обеспечения: залог, поручительство или банковская гарантия.
Малые предприятия, как правило, не имеют надежного залогового обеспечения и это увеличивает риски невозврата кредитов. Одним из направлений решения данной проблемы могут стать создаваемые малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями кредитные кооперативы.
Создание системы гарантий позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования малых предприятий.
Вопросам налогообложения малого предпринимательства в последнее время придается большое значение. Так введение упрощенной системы налогообложения позволяет не только резко снизить налоговую нагрузку примерно в 2-2,5 раза, но и значительно упростить процедуру ведения учета доходов и расходов, а также сократить объем представляемой налоговой отчетности. На упрощенную систему малые предприятия смогут переходить добровольно, при этом единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет выплачиваться либо с валового дохода (6%), либо с разницы между доходами и расходами предприятия в размере 15%.
С 1 апреля 2003 наряду с единым налогом на вмененный доход в области восстановлен местный сбор за право торговли, отмененный еще в ноябре 2000 года. Согласно налоговому кодексу: единый налог заменяет все налоги, кроме местных сборов, поэтому никакого противоречия с принципами единого налога не существует. Новый торговый сбор позволяет получить в бюджет дополнительно 20 млн. рублей, но при этом усиливается налоговая нагрузка на малых предпринимателей.
Помимо достоинств отдельных налоговых нововведений следует особо выделить и недостатки. В условиях, когда предпринимательская деятельность осуществляется не только по месту постановки на налоговый учет, но и на территории других субъектов РФ, отсутствие у налогоплательщиков документов, подтверждающих применение ими выбранного режима, может привести к двойному налогообложению. Сегодня отсутствует положение, предусматривающее выдачу налоговыми органами субъектам малого предпринимательства документов специального образца, подтверждающих применение определенного налогового режима.
Другими мерами по упрощению системы налогообложения для малых предприятий могут стать: отмена требования обосновывать необходимые расходы, что приводит к увеличению штата бухгалтеров; разрешение включать единый социальный налог и платежи в Пенсионный фонд в сумму уплачиваемого ими единого налога с оборота или прибыли. Кроме того, налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты, тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей, и, следовательно, в развитии малого бизнеса.
Проблемы малого бизнеса, связанные с налоговой сферой, сопоставимы с другой проблемой - сосредоточения земли в руках крупных частных собственников.
Законодательное закрепление частной собственности на землю и купли-продажи последней в городах и населенных пунктах, т.е. в местах преимущественной концентрации малых предприятий также негативно скажется на их развитии. Малые предприниматели неизбежно окажутся перед выбором: брать участки в аренду у их новых владельцев, либо самим становиться частными земельными собственниками. И в том, и в другом случае условия хозяйствования существенно ухудшатся. В первом случае – из-за неизбежно высокой арендной платы за землю. Во втором – по причине экономически меньшей обременительности для предпринимателя организации дела на земле, арендованной у государства, чем на земле приобретенной в собственность. Ведь в последнем варианте неизбежны не только крупные единовременные капитальные затраты на покупку земельного участка (отвлекающие эти средства от собственно производственной деятельности), но и последующие регулярные выплаты за землю из прибыли (вместо отнесения арендной платы на счет издержек производства, как это делается при пользовании землей на началах аренды).
Не менее важной проблемой является развитие взаимовыгодного сотрудничества малого и крупного бизнеса. С января 2003 года в области обсуждаются механизмы интеграции малого и крупного бизнеса на основе технологии субконтрактации, прежде всего в инновационной сфере. Исполнительная городская власть рассматривает возможность создания системы преференций для трех видов предприятий: инновационного характера; производящие импортозамещающие комплектующие; предприятий, чья продукция поступает на экспорт.
Существует федеральный закон, по которому крупное предприятие, получившее государственный заказ, обязано 15% его отдать в субаренду малому бизнесу. Закон – не работает. Согласно западной практике до 40% объемов работ в крупных корпорациях выполняет малый и средний бизнес.
В процесс становления дееспособного и значимого сектора малого бизнеса должны включиться и муниципальные, и региональные, и федеральные органы власти. Только приоритетная поддержка этой важнейшей сферы экономики приведет к созданию благоприятной среды для функционирования малого бизнеса и повышения его деловой активности.
Информация представлена "Объединения предпринимателей Калужской области"