Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Роль муниципальных фондов в реализации областной и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в Пермской области

Авторы: Попов А.М.,
директор Муниципального фонда поддержки
малого предпринимательства г. Краснокамска

Муниципальные фонды поддержки предпринимательства являются на современном этапе одной из эффективных структур, с помощью которых на местах осуществляются мероприятия, предусмотренные региональными и муниципальными программами поддержки предпринимательства. В настоящее время в Пермской области организовано 10 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в таких территориях как Пермь, Краснокамск, Нытва, Кизел, Губаха, Чернушка, Чердынь, Барда. Деятельность фондов развивается в различных направлениях.

Краснокамский фонд поддержки малого предпринимательства был создан в декабре 1999г. как некоммерческая организация. Учредителями фонда выступили администрация города и ряд предприятий и предпринимателей. Основной целью фонда является реализация программы государственной поддержки малого предпринимательства в г.Краснокамске, территориальных программ поддержки малого предпринимательства, а также проектов мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Фонд осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • содействие органам государственной власти в проведении государственной поддержки малого предпринимательства на территории г. Краснокамска Пермской области;
  • финансовое обеспечение программ развития и поддержки малого предпринимательства;
  • финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в форме инвестиций, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов;
  • информационная, консультационная, техническая помощь субъектам малого предпринимательства
  • экспертиза действующих и разрабатываемых законодательных, нормативных актов, а также разработка инициативных предложений по совершенствованию законодательства и нормативных документов, регулирующих статус и деятельность малых предприятий.

С целью получения средств, необходимых для достижения уставных целей, фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей его целям и задачам.

Представляется, что вышеперечисленные функции являются приоритетными в деятельности любого муниципального фонда поддержки предпринимательства. Более того, анализ деятельности муниципальных фондов как в Пермской области, так и в других регионах (Новоуральск, Камышин, Дмитровград), показал, что все фонды, так или иначе, специализируются на двух основных направлениях деятельности – финансирование проектов субъектов малого бизнеса и оказание им информационных, офисных, юридических и других услуг. Фонд поддержки предпринимательства – это сервисная организация, призванная оказывать реальные услуги малому бизнесу, и в первую очередь начинающим предпринимателям. И представляется недопустимым вменять в обязанности фондов объединение предпринимателей по профессиональному признаку. В этой связи представляется интересным опыт Новоуральского фонда поддержки малого предпринимательства. Им, совместно с администрацией города, была создана Ассоциация среднего и малого бизнеса, объединившая в своих рядах предпринимателей с целью решения общественных задач и представительства интересов предпринимателей. У самих же фондов для решения этих задач нет ни финансовых, ни материальных ресурсов. Для примера, на содержание Краснокамского фонда из городского бюджета выделено в 2003 г. лишь 160 тыс. руб., что обеспечивает лишь расходы по заработной плате и организационные расходы. На проведение мероприятий средств из бюджета практически не выделяется. Как правило, штаты муниципальных фондов невелики и к работе привлекаются лишь необходимые специалисты. Более того, многие руководители фондов работают на общественных началах, не получая даже заработной платы. А ведь причиной всех этих проблем является отсутствие единого критерия оценки эффективности деятельности муниципальных фондов. В этой связи представляется возможным принятие на уровне области нормативного акта, регламентирующего функции и деятельность муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

Роль муниципальных фондов в реализации областной и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства довольно велика. С их помощью происходит доведение финансовых ресурсов, выделенных из областного бюджета, до территорий. В частности, Краснокамский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства в рамках областной программы поддержки малого предпринимательства провел мониторинг развития предпринимательства в г. Краснокамске, данные которого позволили скорректировать и улучшить деятельность фонда, организовал совместно с Краснокамским Центром занятости и некоммерческим партнерством “Перспектива” проведение первого в области Дня предпринимателя на уровне муниципального образования. В течение всего времени своего существования фонд осуществляет микрокредитование субъектов малого бизнеса. В 2001 г. фондом было выдано 7 займов на сумму 116 т.р., в 2002 г. – 19 займов на сумму 407 т.р. За 10 месяцев 2003 г. Краснокамский фонд профинансировал 30 проектов на общую сумму 803.7 т.р. К концу года количество выданных фондом займов достигнет пятидесяти. Главную роль в увеличении количества и суммы займов сыграл кредит Уральского фонда поддержки малого предпринимательства, привлеченный нашим фондом. Но решение правления Уральского фонда поддержки малого предпринимательства выдавать кредиты муниципальным фондам под 8% процентов годовых вызвало непонимание как администрации г. Краснокамска, так и нашего фонда. Ведь средства на микрофинансирование выделяются из областного бюджета Уральскому фонду безвозмездно.

Однако, несмотря на существенное увеличение количества выданных займов, спрос на финансовые ресурсы все еще превышает предложение. Недостаточная величина кредитного портфеля фонда не позволяет удовлетворить все заявки предпринимателей. А ведь кредиты фонда оказывают серьезное воздействие на развитие предпринимательства. Получив кредит, предприниматель имеет возможность расширить свой бизнес, создать новые рабочие места, увеличить поступление налогов в бюджет. К примеру, в Краснокамске за счет займов, выданных муниципальным фондом, предпринимателями в 2002 г. было создано 53 рабочих места.

Острым вопросом в деятельности муниципальных фондов остается их содержание. Краснокамский фонд до сих пор не имеет своего помещения, мебели, собственной оргтехники. Финансирование фонда практически целиком осуществляется из городского бюджета и существенное увеличение финансирования является для города непосильной задачей. В то же время, недостаточная величина кредитного портфеля не позволяет фонду выйти на уровень самофинансирования. Расширение же количества платных услуг пойдет во вред целям и задачам фонда. В этой ситуации представляется возможным установить в областном бюджете норматив от бюджетов муниципальных образований на финансирование организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса, что позволит решить проблему финансирования муниципальных фондов. С этим предложением Краснокамский фонд обращался в областную администрацию и к депутатам Законодательного собрания, но решения вопроса до сих пор нет. Существующая система выделения бюджетных средств на целевые программы вызывает столкновение интересов различных организаций социальной сферы. Ведь средства выделяются на все программы в целом, а затем распределяются между конкретными программами. А как определить, что важнее: борьба с безработицей или здравоохранение, проблемы безнадзорных детей или проблемы инвалидов, поддержка физкультуры и спорта или развитие предпринимательства?

Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Краснокамска развивает сотрудничество с международными организациями. Фонд совместно с некоммерческим партнерством “Перспектива” в рамках европейского проекта TASIS “Федеральный и региональный рынки труда” осуществляет микрофинансирование проектов предпринимателей, ориентированных на создание рабочих мест. В рамках проекта выделена сумма 25 тыс. евро. В процессе реализации проекта предпринимателями только в 2003 г. создано более 60 рабочих мест, причем приоритетным является трудоустройство безработных и инвалидов. В рамках коалиции бизнес-ассоциаций Пермской области фондом получен грант американской организации CIPE на реализацию проекта по обобщению опыта микрокредитования в Пермской области и разработке методических рекомендаций. Как видим, международные организации заинтересованы в развитии предпринимательства в России. Мы надеемся, что областные и муниципальные органы власти также приложат необходимые усилия для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Информация представлена информационным ресурсом "Малый бизнес Пермской области"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости