К моменту либерализации экономических отношений бытовое обслуживание в республике представляло собой достаточно отлаженную, целостную, стабильно действующую систему.
Смена ориентиров хозяйственного развития в стране вызвала серьезные изменения в сфере бытовых услуг.Проходившая в течение 1992 - 1993 годов интенсивная структурная перестройка привела к ликвидации управления отраслью и ее инфраструктуры. Были упразднены отраслевые производственные объединения, ответственные за выполнение заказов населения на территории республики.
Специализированные предприятия, в обязанности которых входило и обслуживание сельского населения, были переданы в собственность г. Улан-Удэ без учета того, что около половины заказов выполнялось по договорам внутрисистемной кооперации с районными производственными управлениями бытового обслуживания.
Разделение собственности лишило сельскую службу быта производственной базы для оказания высокотехнологичных видов услуг: химическая чистка, индивидуальная вязь трикотажных изделий, пошив обуви по индивидуальным заказам и некоторые другие. В результате сельское население потеряло возможность пользоваться многими видами бытовых услуг по месту жительства.
На состояние бытового обслуживания в 1993-1998 годах оказали влияние и такие факторы, как снижение платежеспособности населения, резкое повышение цен на сырье, материалы, запасные части, рост стоимости энергоресурсов, коммунальных услуг, недостаток собственных оборотных средств, высокие ставки банковских кредитов. В результате, с 1993 года ежегодное падение объемов бытовых услуг составляло в среднем 30% к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах.
Закрытие и перепрофилирование предприятий привело к снижению уровня обеспеченности населения предприятиями бытового обслуживания, значительно сократилась численность работающих.
Правительство Республики Бурятия приняло ряд мер по улучшению положения в бытовом обслуживании населения:
- Разработана “Концепция развития бытового обслуживания в Республике Бурятия на 2000-2005 годы”, которая утверждена постановлением Правительства РБ от 13.06.2000 г. № 197;
- Разработана Республиканская целевая программа “Развитие потребительского рынка Республики Бурятия”, утвержденная постановлением Правительства Республики РБ от 11.03.2002 г.
Концепцией развития бытового обслуживания определены основные цели:
- насыщение рынка разнообразными видами услуг для всех категорий населения;
- создание дополнительных рабочих мест;
- социальная защита населения путем заключения государственного и муниципального заказов на социально-приоритетные виды услуг.
Также Концепцией определены этапы развития бытового обслуживания республики:
1 этап – выход из кризиса (2000 –2002 г.г.)
2 этап – стабилизация развития бытовых услуг, начиная с 2003 г.
В соответствии с Концепцией органами МСУ должны быть разработаны программы развития бытового обслуживания на подведомственных территориях. Не представлены программы развития бытового обслуживания Баунтовского, Еравнинского, Джидинского, Заиграевского, Закаменского, Иволгинского, Кабанского, Курумканского, Тункинского, районов, где предпосылки для развития отрасли существуют.
Ориентиры, определенные Концепцией на первом этапе выполнены. Начиная с 2000 года наблюдается ежегодный рост объемов бытовых услуг на 5-11 % в сопоставимых ценах. Удельный вес бытовых услуг в начале реформ в общем объеме платных услуг составлял 28,3%, в 2000 году – 3,7 %, а в 2002 году - 7,8 %.
В 2002 году объем бытовых услуг населению республики по всем каналам реализации составил 252,8 млн.рублей, по учтенному кругу – 94,7 млн рублей. Рост по сравнению с 1998 годом составил 1,3 раза в сопоставимых ценах. Объем бытовых услуг на душу населения в республике составил 248 рублей по всем каналам реализации (в РФ – 957 рублей), по учтенному кругу предприятий - 92,9 рубля. По муниципальным образованиям объем бытовых услуг на душу населения колеблется в широком диапазоне от 2,7 рублей в Иволгинском районе до 433,1 рублей в г. Северобайкальске. (табл. 1)
В структуре бытовых услуг населению наибольшая доля приходится на ритуальные услуги – 16,0%, ремонт автомототранспорта –13,9%, услуги фотографий, парикмахерских, ремонт и пошив одежды, ремонт радиоэлектронной аппаратуры – по 4-5%.
В разрезе форм собственности наибольшая доля приходится на услуги частных предпринимателей – 71,9%, государственной – 12,5, муниципальной собственности – 8,5%.
По оперативным данным Госкомстата в республике в 2002 г. в сфере бытовых услуг насчитывалось 53 малых предприятий, 13 муниципальных предприятий, на которых в общей сложности занято 634 человека. При этом, органами статистики не учитываются индивидуальные предприниматели, которых в бытовом обслуживании подавляющее большинство (до 72 % объема бытовых услуг). По оценке, в бытовом обслуживании зарегистрировано 655 индивидуальных предпринимателей, у которых на условиях найма трудятся около 2000 человек. Итого в бытовом обслуживании занято более 2630 человек.
Тарифы на бытовые услуги за период с января 1999 по декабрь 2002 года возросли в 2,3 раза. Наибольший рост цен и тарифов на бытовые услуги произошел в 1999 году и составил 154,5 %. Такой рост произошел за счет повышения тарифов на ритуальные услуги (142,7 %), ремонт и обслуживание транспортных средств (147,8 %), стирка белья (248 %) (Справочно: по общероссийскому классификатору бытовых услуг стирка и глажение белья, услуги бань и душевых относятся к бытовым услугам, но эти виды услуг курируются Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ). За 2002 год рост цен и тарифов составил 112,4 процентов. Основной рост произошел также на услуги по стирке белья, услуги бань и душевых, в среднем на 58 %, на ремонт телевизоров отечественного и импортного производства на 22,5 и 30,0 % соответственно. Т.е. в тех сферах, где прослеживается достаточно жесткая конкуренция, цены на услуги растут незначительными темпами.
Потребление населением бытовых услуг находится в прямой зависимости от общего состояния рынка платных услуг. После 1993 года произошло перераспределение структуры услуг в сторону услуг обязательного характера (Услуги ЖКХ) и услуг первой необходимости (услуги связи, транспорта).
Огромная роль в развитии сферы бытового обслуживания принадлежит органам местного самоуправления. Практика последних лет показывает, что напрямую развитие этой сферы связано с отношением органов местного самоуправления к проблемам развития бытового обслуживания в общем и к проблемам развития малого предпринимательства в этой сфере.
Развитие бытового обслуживания – это не только создание возможности для населения решать бытовые проблемы, комфортных условий, но и возможность создания дополнительных рабочих мест, повышения налоговых поступлений в бюджеты районов, городов, республики, развития частнопредпринимательской инициативы.
Перед органами местного самоуправления стоят следующие задачи:
- создать условия для субъектов малого предпринимательства в сфере бытовых услуг для развития приоритетных, социально-значимых услуг;
- выделять помещения для организации комплексных приемных пунктов в населенных пунктах, где отсутствуют стационарные предприятия бытового обслуживания;
- создать условия для организации выездного обслуживания населения.
В республике есть положительные примеры развития бытового обслуживания органами МСУ. Так, Администрацией Прибайкальского района была оказана помощь в подборе руководителя Дома быта в районном центре, выделены небольшие финансовые ресурсы на проведение ремонта, на пополнение оборотных средств. В районе для бытовых услуг коэффициент К2 принят в размере 0,1. В настоящее время коллектив предприятия состоит из 27 человек, вовремя выплачивается заработная плата. Жители районного центра и района могут воспользоваться комплексом бытовых услуг: по пошиву одежды, вязи трикотажных изделий, ремонту обуви, ремонту телерадиоаппаратуры, парикмахерским и фотоуслугам. Оказывается выездное обслуживание в селах района. Налажены кооперированные связи с ателье по химической чистке в г. Улан-Удэ. Спрос на услуги предприятия постоянно растет. В с. Турунтаево работает также частная парикмахерская, оказываются услуги по реализации ритуальных изделий. В 2001 г. объем бытовых услуг в Прибайкальском районе составил 630,0 тыс.руб., темп роста к 2000 г. - 136,1%. Такие же положительные примеры можно привести по г.Улан-Удэ, Северобайкальск, Тарбагатайскому, Хоринскому районам.
В Концепции развития бытового обслуживания в РБ даны нормативы рабочих мест в сфере бытового обслуживания на 1 тысячу жителей. В настоящее время ни одно районное муниципальное образование не отвечает по обеспеченности этим требованиям. В настоящее время речь идет о о восстановлении социально-значимого набора бытовых услуг: ремонт, обновление обуви; изготовление, обновление и ремонт швейных и трикотажных изделий; ремонт бытовой техники; ремонт телерадиоаппаратуры; ремонт мебели; ритуальные услуги; услуги химчистки; парикмахерские услуги; услуги бань, прачечных.
Состояние сети объектов бытового обслуживания по муниципальным образованиям напрямую связана с уровнем принятых налогов для бытовых услуг(таблица 3).
Одним из факторов, стимулирующих успешное поэтапное развитие бытового обслуживания, является внедрение системы единого налога на вмененный доход, где существует возможность гибкого варьирования коэффициентами для установления оптимального размера налога. Но не все органы МСУ этим пользуются. Как показывает анализ введения коэффициента К2 в районах республики, разброс величины его настолько велик, например, по парикмахерским услугам от 0,1 в Прибайкальском районе до 0,7 в Баунтовском, Кижингинском, Северо-Байкальском районах, что разница в величине налога составляет 7 раз. В некоторых районах (Баунтовский, Заиграевский, Кижингинский) величину К2 приняли на уровне г. Улан-Удэ, хотя условия деятельности в районах несопоставимы с городом (табл. 2).
В настоящее время в бытовом обслуживании появились предпосылки для развития всех видов услуг, в том числе высококачественных услуг, востребованных потребителями со средними и высокими доходами.
Появляются предприятия, сумевшие перестроить производство в соответствии с современными требованиями, повысить уровень сервиса, постепенно обновляется оборудование. Особенно это заметно на примере парикмахерских услуг. Помимо того, что в последние годы произошел существенный рост количества парикмахерских, повышается и качество предоставляемых услуг, оснащение их современным оборудованием, внедряются новые технологии, препараты, проводится постоянное повышение квалификации. Примером могут служить такие предприятия, как парикмахерская “Сибирячка”, “Незабудка”, “Соло”. В 2003 году салон-парикмахерская “Незабудка” стала единственным по Восточной Сибири и Дальнему Востоку дипломантом и обладателем особого Знака во Всероссийской акции “Потребительская оценка качества товаров (услуг)”.
В республике существовала большая проблема с предприятиями по химической чистке одежды. В результате коммерциализации и приватизации бытового обслуживания на всю Бурятию осталось всего 2 предприятия этого профиля, все районные химчистки закрылись, не осталось ничего от приемной сети не только в районах, но и в г.Улан-Удэ. Существующие предприятия химической чистки не отвечают современным требованиям хотя услуги по химической чистке носят социальный и экономический характер. Так, рынок бытовых услуг республики оказался не готовым к потребностям заказчиков в химической чистке дорогих изделий из кожи, замши и других материалов с обработкой по современным технологиям. Такие вещи отвозятся заказчиками в Иркутск. В результате чего снижается предпринимательский доход, финансовые средства вывозятся за пределы республики, цена услуги для заказчика значительно возрастает.
В результате реализации “Концепции развития бытового обслуживания в Республике Бурятия на 2000-2005 годы”, программы “Развитие потребительского рынка Республики Бурятия”, “Программы развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в г.Улан-Удэ на 2000 - годы”, в апреле 2002 года открыто предприятие химчистки в 43 квартале г.Улан-Удэ обществом инвалидов. В апреле-мае
текущего года намечено открыть еще одно предприятие по химической чистке современного уровня типа
“Еврочистка” в районе Бурвода с разветвленной приемной сетью, организованное частным предпринимателем. Надо сказать на этом примере, что предприниматели, накопившие капитал на торговле, начали вкладывать его в другие сферы деятельности, в частности, в службу быта.
В настоящее время востребованы услуги по ремонту телерадиоаппаратуры и сложно-бытовой техники.
Заполнившая в начале 90-х годов российский рынок импортная аппаратура и техника в настоящее время начинает выходить из строя. В этих видах услуг стоит острая проблема нехватки высококвалифицированных кадров. Ремонт телерадиоаппаратуры и сложно-бытовой техники нового поколения требует специалистов с навыками ремонта компьютерной техники. Сегодня в республике ни одно среднее специализированное среднее учебное заведение таких специалистов не выпускает. Если в г. Улан-Удэ проблема с кадрами как-то решается, то в районах эта проблема почти неразрешима. Выход можно найти в
организации кооперации со специализированными предприятиями и фирменными торговыми центрами г.Улан-Удэ.
Начиная с 2000 года повысился спрос населения на услуги швейных ателье. Рост объемов услуг по ремонту и пошиву швейных изделий в 2002 году составил 13,0 млн.рублей или 107,3% к уровню 2001 года.
В швейных ателье существует проблема устаревшего оборудования и высокой текучести кадров. В этом виде услуг большую долю занимает незарегистрированное предпринимательство.
Объем услуг фотографий составил 16,7 млн.рублей. Рост по сравнению с 2001 годом составил 144,2 % в сопоставимых ценах. Развиваются как услуги экспресс-лабораторий, так и документальное фото и художественная съемка.
Заметное место с 1999 года заняла Ремесленная палате Республики Бурятия – общественная организация предприятий бытового обслуживания. В настоящее время она консолидирует субъекты хозяйствования сферы бытовых услуг, оказывает профессиональную помощь, проводит семинары, обучение, представляет интересы своих членов во всех уровнях власти.
Несмотря на позитивные изменения после принятия Концепции развития бытового обслуживания остается ряд крупных проблем, требующих разрешения.
Проблемой на предприятиях бытового обслуживания остается физически и морально устаревшее оборудование, которое эксплуатируется 15-20 и более лет.
Решить эту проблему можно путем внедрения лизингового механизма обеспечения предприятий бытового обслуживания техникой, оборудованием;
Многие предприятия сферы услуг испытывают потребность в финансовых средствах для пополнения оборотных ресурсов. Кредиты же получить крайне сложно, т.к. субъекты предпринимательства сталкиваются с неразрешимыми проблемами: банки не принимают в залог старое оборудование, а другого имущества многие предприятия не имеют. При имущественном обеспечении кредитов процедура их оформления и получения длительна, а сам кредит имеет высокую процентную ставку (28-35 %). Часто предприниматели в сфере услуг используют средства своих знакомых, родственников без долгого оформления, но на определенных условиях возврата займа с процентами. Банки, имея денежную массу, теряют потенциальных заемщиков.
Если к середине 70-х годов шло бурное, плановое строительство объектов социально-культурного назначения, позволившее предприятиям службы быта, в большинстве своем, перебраться из подвальных, полуподвальных и неприспособленных помещений в специально предназначенные здания, то с 1991 года проблема опять злободневна. Немногие предприятия смогли выкупить занимаемые ранее помещения и вынуждены арендовать зачастую неприспособленные площади. Остро стоит проблема, особенно в г.Улан-Удэ, с арендой муниципальных помещений. Льготной арендой для предприятий бытового обслуживания в размере 0,2 от установленной, могут воспользоваться немногие субъекты предпринимательства этой сферы, по крайней мере, в оживленных местах. Муниципалитету выгодно сдавать помещения коммерческим структурам, где нет льгот – отсюда бурный рост магазинов, предприятий общепита и т.п.
Предприниматели неохотно начинают заниматься бизнесом в сфере услуг (т.е., вкладывают инвестиции в этот бизнес) по ряду причин:
- мала прибыль при больших затратах;
- нет профессиональных знаний в этой сфере деятельности (если торговать, как считают многие, могут почти все, то для того, чтобы сшить одежду, починить телерадиоаппаратуру, сложно-бытовую технику, обувь и т.д., нужны специальные знания и навыки);
В конечном итоге, отсутствие нормальной конкуренции в этой сфере не позволяет в достаточной мере сдерживать цены на рынке услуг.
Требует решения и статистика по бытовым услугам. Вне поля внимания органов статистики остаются индивидуальные предприниматели, которые составляют значительную долю в бытовом обслуживании.
Для дальнейшего динамичного развития бытового обслуживания рекомендуем:
Главам муниципальных образований:
- Провести изучение потребности населения в бытовых услугах и объемов оказываемых услуг до 1 июня 2003 г.
- По результатам проведенного мониторинга с целью соблюдения социальных нормативов обеспечить развитие сети бытовых услуг, организацию комплексных приемных пунктов.
По решению проблемы доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам:
- Развивать самофинансирование предпринимательства через создание обществ взаимного кредитования, кредитных союзов;
По решению проблемы нехватки производственных площадей для предприятий сферы услуг:
- Недопущение перепрофилирования муниципальных помещений, занимаемых предприятиями бытового обслуживания.
Для привлечения предпринимателей в сферу бытовых услуг:
- Проанализировать и рассмотреть возможность снижения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства сферы бытовых услуг путем принятия органами МСУ оптимального значения корректирующего коэффициента К2, регулирующего величину налогов по бытовым услугам, предусмотренного Налоговым Кодексом в части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
- Оказывать помощь в решении вопроса подготовки кадров в сфере услуг.
Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Министерства экономического развития и внешних связей РБ:
- Разработать и внедрить порядок микрокредитования и осуществления лизинговых операций через Фонд реализации Федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия субъектов малого предпринимательства, в том числе в сфере бытовых услуг.
Государственному Комитету по статистике РБ:
- Усовершенствовать методику статистического учета объемов бытовых услуг с учетом индивидуальных предпринимателей.
Информация представлена информационным ресурсом "Официальный сервер органов государственной власти Республики Бурятия"