Реализацию государственной и региональной политики в сфере развития предпринимательства и туризма, потребительского рынка и сферы бытовых услуг, производства и оборота спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области осуществляет главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации области. Основные направления деятельности:
- обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства и туризма, торговли и общественного питания, сферы бытовых услуг, формирования цивилизованного рынка алкоголя на территории области;
- поддержка предприятий различных организационно-правовых форм путем совершенствования налоговой, финансово-кредитной политики и инфраструктуры их поддержки;
- создание стимулов для повышения эффективности производства и качества сферы услуг посредством обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к информационным, финансовым, материальным и другим ресурсам на территории муниципальных образований области.
Развитие и поддержка предпринимательства
Целями и задачами областной политики сегодня являются:
- создание политических, правовых и экономических условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса;
- увеличение численности занятых в секторе малого предпринимательства;
- повышение средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий;
- расширение сфер деятельности субъектов малого предпринимательства.
Число субъектов малого предпринимательства в целом по области по итогам 2002 года составило 77,5 тысяч (14 тыс. малых предприятий и 63,5 тыс. индивидуальных предпринимателей). Всего в малом бизнесе занято около 310 тыс. человек или 25,6% экономически активного населения области. Вклад малого предпринимательства в валовой региональный продукт (ВРП) составил 10,0 млрд. рублей или 12% от оценочного уровня ВРП за 2002 год (без учета товаров и услуг индивидуальных предпринимателей, которые составляют 82% от общего количества субъектов малого предпринимательства). Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2002 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 115% и составил 629,4 млн. рублей.
Субъектами малого предпринимательства за 2002 год уплачено налогов на совокупный доход (включая уплату по системе единого налога на вмененный доход) в бюджеты всех уровней в сумме 552,4 млн. рублей, в том числе территориальный бюджет получил от малого бизнеса 463,9 млн. рублей или 5,3% общей суммы налоговых поступлений.
Воронежская область за последние два года значительно опережает по темпам роста основных показателей развития малого бизнеса большинство регионов России (по данным Госкомстата РФ). Так, прирост числа малых предприятий в Воронежской области в 2002 году составил 27,3%, по ЦФО - 6,8%, по РФ - 4,5%; численности занятого населения 65,6%, по ЦФО - 17,3%, по РФ - 11,1%; объемов производства продукции в 2,2 раза, по ЦФО - 35,4%, по РФ - 37%.
Развитие и поддержка малого предпринимательства в области определяются Программами, которые ежегодно разрабатывает администрация области и утверждает постановлением Воронежская областная Дума. Основными программными задачами являются: совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей малый бизнес, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, научно-методическое и информационное обеспечение, организационное и кадровое обеспечение, развитие межрегионального и международного сотрудничества.
На основе областных органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают свои муниципальные программы. Концепция развития системы поддержки бизнеса состоит в поэтапном охвате районов области консультационными центрами и создании на их базе муниципальных фондов. Центры поддержки предпринимательства созданы в 10 районах области, муниципальные фонды в Лискинском и Россошанском районах. Параллельно действуют 4 бизнес-инкубатора.
На реализацию мероприятий Программы 2002 года при плане 13081 тыс.руб. фактически было направлено 26666 тыс.руб., в том числе
- из средств областного бюджета - 2305 тыс.руб. (43,2% от запланированного объема);
- Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 5600 тыс.руб. (112%);
- Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области (собственные средства) - 1374 тыс.руб. (183,7%).
Основными дополнительными источниками финансирования мероприятий Программы 2002 года явились средства международных организаций ("Свиссконтакт", "Евразия", "Фора") на общую сумму 11213 тыс.руб., а также средства Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ (компенсационные займы в рамках реализации совместной Программы кредитования субъектов малого предпринимательства на 2002 год) в сумме 6150 тыс.руб. В рамках реализации мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2003 год администрацией области подписано Соглашение о совместном финансировании проектов субъектов малого предпринимательства с ЦЧБ Сбербанка РФ. Банк предоставляет кредиты, а администрация области через областной Госфонд поддержки малого предпринимательства, который осуществляет финансовое обеспечение областных программ, производит компенсацию части процентных платежей по полученным в банке кредитам за счет средств областного бюджета.
Одной из основных проблем в становлении и развитии бизнеса остаются административные барьеры. Постоянный анализ нормативной правовой базы, реализация мероприятий по регулированию и оптимизации контрольно-разрешительной деятельности, повышение информированности хозяйствующих субъектов в части применения запретительных мер и штрафных санкций, а также легитимности предъявляемых к ним требований со стороны органов государственного контроля (надзора) являются основными задачами администрации области, Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров.
В настоящее время достигнуто соглашение с территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, государственного контроля (надзора), правоохранительными службами о создании единой информационной системы координации контроля за деятельностью предпринимательских структур на территории области, муниципальных образований. Совместно с ГУВД по Воронежской области разработан план мероприятий по декриминализации потребительского рынка и обеспечения государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2002-2005 годы. Ведется работа по созданию на территории муниципальных образований Единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одно окно". Определяется перечень государственных учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней и оказывающих услуги предпринимателям. Особое внимание уделяется экономической безопасности предпринимательской деятельности на территории области.
Администрация области активно взаимодействует со всеми заинтересованными структурами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями. В январе 2002 года возобновлена деятельность Координационного Совета по малому предпринимательству при главе администрации области, в состав которого входят представители федеральных структур и депутатского корпуса, предпринимательских и благотворительных фондов, объединений. Заседания Координационного совета проводятся, в том числе с выездом в сельские районы области, где проблемы предпринимательства наиболее остры. Для решения текущих задач в рабочем порядке и подготовки тематики заседаний Координационного совета в его составе образован Малый совет. Воронежская область участвует в работе Координационного Совета ЦФО по малому и среднему бизнесу, выездное заседание которого состоялось в Воронеже в октябре 2002 года.
Совместно с Департаментом Федеральной службы занятости населения по Воронежской области, региональным отделением Конфедерации деловых женщин России, администрацией города Воронежа проводится ежегодный областной конкурс "Деловая женщина-предприниматель года". Среди победительниц конкурса по итогам 2001 и 2002 года - главы крестьянско-фермерских хозяйств, руководители производственных предприятий города Воронежа и области, предпринимательницы без образования юридического лица.
Большую работу проводят предпринимательские объединения области. При активном участии Воронежского регионального союза предпринимателей "ОПОРА", всех заинтересованных организаций в 2001 и 2002 годах проведены съезды предпринимателей области, в их работе ежегодно принимают участие более 600 делегатов и гостей.
Туризм
В настоящее время на территории области действует около 100 туристских организации и фирм со средним числом работников 4,6 человек.
По данным областного Госкомстата, численность воронежцев, путешествующих за пределами своей территории, в 2002 году составила примерно 48,3 тыс. человек, то есть на 10% меньше, чем в 2001 году. Численность населения, участвовавшая во всех формах туризма в 2002 году, составила 115 тыс. человек или 4,6% населения области (для сравнения, до 1995г. число участников туристической деятельности населения области составляло боле 350 тыс. человек или 15% населения).
В последнее время выездной туризм продолжает доминировать над въездным.
По данным ГУВД Воронежской области, общее количество зарегистрированных в 2002 году иностранных граждан сократилось на 9% в сравнении с 2001 годом. Первое место (75%) из прибывших в Воронежскую область за период 1999-2003гг. иностранных граждан (без учета студентов) занимают частные лица. На втором месте - деловые визиты.
До 1990 г. объединение санаторно-курортных предприятий "Воронежкурорт" принимало до 50 тыс. человек, отдыхавших и лечившихся ежегодно, а средние годовые коэффициенты загрузки были около 100%. В целом по области численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных учреждениях, домах и базах отдыха (без одно-двухдневных посещений) в 2002 году составила 68,7 тыс. человек. Следует учитывать, что Воронежская область имеет слабый санаторно-курортный фонд - в 22 раза меньше, чем в Краснодарском крае, в 15 раз меньше, чем в Ставропольском крае, в 12 раз меньше, чем в Ростовской области и в 6 раз меньше, чем в Дагестане.
В настоящее время на территории Воронежской области, по данным Госкомстата области, имеются 14 малых и средних по размеру гостиниц на 1898 мест, из которых 11 располагаются в Воронеже (из них 7 гостиниц - ведомственные). В области отсутствуют крупные гостиницы и гостиницы туристского класса.
В 2002 году по данным ОАО ГК "Воронеж" общее количество проживавших в гостиницах составило 74 тыс. человек, что на 6,6% больше, чем в 2001 году. Средняя продолжительность проживания иностранцев в гостиницах - 4 дня, российских граждан и граждан стран СНГ - 1,5 дня. Несмотря на низкий уровень гостиничного обслуживания, средние коэффициенты их загрузки динамично возрастают, для сравнения: 2000г. - 33,5%, 2001г. - 39,7%, 2002г. - 47,4%. За приведенный период средний годовой рост коэффициентов загрузки гостиниц возрос на 12,6%.
Значимость создания в Воронежской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса бесспорна. Область имеет широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристском обслуживании, внесения вклада в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей от сферы туризма. Первостепенной задачей является сохранение культурно-исторических ценностей, разнообразных природных и археологических памятников, богатого литературного наследия, ландшафтно-рекреационные ресурсов на территории Воронежской области.
Область также имеет уникальные условия для развития курортного дела - это наиболее спокойный регион в сравнении с югом России, приоритетным является дальнейшее развитие строительства санаторно-курортных комплексов в области.
В формировании и продвижении регионального туристского продукта целесообразно участие органов местного самоуправления, в том числе в проведении следующих мероприятий:
- разработка и реализация рекламно-информационных программ, издание каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;
- проведение маркетинговых исследований;
- организация и проведение международных туристических выставок;
- организация информационных центров;
- проведение ознакомительных поездок и презентаций туристических возможностей области, формирование базового пакета инвестиционных проектов в сфере развития туристской инфраструктуры на территории области.
Торговля и общественное питание
На сегодняшний день торговая сеть Воронежской области насчитывает около 16 тыс. предприятий. Это 6,6 тысячи единиц магазинов, 1,2 тысячи павильонов, 3,2 тысяч киосков, около 200 рынков, мини-рынков и торговых рядов, свыше 2 тысяч оптовых предприятий, 2,5 тысяч предприятий общественного питания. Большое место занимает нестационарная торговая сеть, насчитывающая свыше 22 тысяч мест.
Торговля является одной из ведущих бюджетообразующих отраслей области. В бюджеты всех уровней от субъектов потребительского рынка области за 2002 год поступило 1088 млн.рублей, налоговые поступления возросли на 35% по сравнению с 2001 годом, (при этом прирост розничного товарооборота в действующих ценах составил 14,7% за аналогичный период).
Доля торговли и общественного питания в общих налоговых поступлениях в 2002 году составила 7,1 процентов (в 2001г. - 6,8%).
Ситуация, сложившаяся за последние два года на потребительском рынке области, характеризуется стабильностью и устойчивым ростом оборота розничной торговли, по темпам роста которого в 2001 году область вышла на первое место в Центральном федеральном округе. В 2002 году сохранились положительные тенденции в динамике товарооборота.
На протяжении 2002 года отмечался устойчивый ежеквартальный прирост оборота оптовой и розничной торговли. Прирост оборота розничной торговли за 2002 год в сопоставимых ценах составил 3,5%. В целом в области объем товарооборота розничной торговли и общественного пиатния составил 44,5 млрд.руб. Ежедневно жители области приобретают товаров на 122 млн.руб., из них продовольствия на 57 млн.руб, непродовольственных товаров на 62 млн.руб., услуги питания в день составляют 2,5 млн.руб.
В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров составила 48%, а непродовольственных - 52%. Объем товарных запасов в розничной торговле за это время практически не изменился и составляет 30-32 дня торговли. Все это - отражение положительных процессов, которые в настоящее время наблюдаются в экономике области в целом.
Существующие формы торговли и ассортимент предлагаемых товаров в полной мере удовлетворяют платежеспособный спрос населения с различным уровнем доходов. Продолжается совершенствование структуры отрасли, все больший объем товарооборота приходится на организованные формы торговли - магазины, супер-маркеты, торговые и торгово-развлекательные комплексы. Объем продаж в организованной сети составил 83% от общего объема розничного товарооборота в 2002 году. На рынках формируется 17% товарооборота.
Продовольственный рынок сегодня выглядит гораздо благополучнее, чем несколько лет назад, Область практически полностью обеспечивает себя продуктами питания. Формирование ресурсов продовольствия осуществляется на 80-90% за счет местных источников.
Важнейшей экономической задачей торговли является поддержка местного товаропроизводителя в вопросах продвижения товаров, производимых в области, до покупателей, которая решается за счет активизации выставочно-ярмарочной деятельности. В течение последних двух лет проведено более 40 областных и межрегиональных выставок-ярмарок. Содействие в продвижении на российский рынок конкурентноспособной продукции воронежских товаропроизводителей осуществляется также в рамках Программы "100 лучших товаров России". В 2002г. 48 предприятий Воронежской области представили на конкурс 105 видов продукции, 12-ти предприятиям области присвоено звание лауреатов. (Для сравнения: в 2000г. 26 предприятий представили 64 наименования продукции).
Для осуществления социальной защиты малообеспеченных слоев населения и приобретения им сельхозпродукции, продовольственных и непродовольственных товаров по более низким ценам стало традицией проведение в г.Воронеже торговых сельхозярмарок, а также с 2002 года в период с апреля по август ярмарок выходного дня, которые проводились ежемесячно. В 2002 году проведено 16 торговых сельскохозяйственных и ярмарок выходного дня, горожанам продано около 1300 тн продукции на сумму более 30,3 млн.руб. по ценам, которые, как правило, ниже рыночных на 10-20%.
Практически во всех районах области сохранена и продолжает функционировать торговая сеть магазинов и отделов типа "Ветеран" и "Забота" в количестве 100 единиц, в том числе в г.Воронеже 14 единиц. Кроме того, в 310 сельских магазинах смешанного типа действуют уголки по обслуживанию участников ВОВ и других льготных категорий населения товарами первой необходимости, где торговая наценка устанавливается в пределах от 5 до 10%, при средней торговой надбавке по области 20-25%.
С 2000 года во время празднования Дня Победы ежегодно проводятся благотворительные акции для ветеранов войны и труда и оказание гуманитарной помощи воспитанникам интернатных учреждений г. Воронежа.
Одним из наиболее острых вопросов остается проблема качества и безопасности товаров. На 1 января 2003 года в Воронежской области просертифицировано 1030 предприятий торговли и 780 предприятий общественного питания.
Большое внимание уделяется обеспечению школьников области полноценным питанием. В течение последних двух лет стабильно сохраняется высокий уровень охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных школ - 65%, в том числе младших школьников - 98%.
Одной из задач текущего года является возрождение сети общедоступных столовых, услугами которых могли бы пользоваться жители области с невысоким уровнем доходов.
Бытовое обслуживание
В 2002 году областной Думой принят разработанный администрацией области Закон "О бытовом обслуживании населения Воронежской области". В развитие областного Закона администрацией области выпущены постановление от 17.06.2002г. ©568 "О категорировании исполнителей бытовых услуг населению области", распоряжение от 30.01.2003г. ©144 "О мерах по улучшению бытового обслуживания населения, проживающего в сельской местности".
Цель принятия нормативных документов - дальнейшее развитие стационарной сети предприятий службы быта, увеличение объемов реализации бытовых услуг, открытие новых рабочих мест, расширение выездного обслуживания сельского населения, повышение культуры и качества обслуживания, в том числе за счет использования местных трудовых ресурсов и расширения видов деятельности.
Объем реализации бытовых услуг населению в 2002 году составил 1,945 млрд. руб. (темп роста к уровню 2001 года в сопоставимых ценах - 104,4%).
Структура основных видов услуг в общем объеме реализации представлена следующим образом: 31,6% - строительство и ремонт жилья ; 19,6% - ремонт и техобслуживание автотранспортных средств; 10,2% - ритуальные услуги, 9,5% - транспортно-экспедиторские услуги ; 5% - ремонт и индивидуальный пошив одежды и вязание трикотажных изделий; 4,4% - ремонт бытовых машин и приборов; 3,5% - фотоуслуги; 16,2% - прочие бытовые услуги
Объем реализации бытовых услуг на 1 жителя по сравнению с 2001г. вырос на 176,2 руб. и составил за отчетный период 804,5 руб.
Наибольшими темпами роста развивались такие виды бытовых услуг, как услуги фотографий -129%, парикмахерские услуги - 113,0 , ремонт и строительство жилья - 108,7%, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры ,бытовых машин и приборов - 106,3%, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта - 105,4% , химчистка и крашение - 105,3%, услуги прачечных - 105,2%, ремонт и пошив обуви - 105,1% и другие.
Одним из основных направлений остается расширение зоны выездного обслуживания населения, проживающего в сельской местности и не имеющего стационарной сети службы быта. В 2002 году было сделано 3758 выездов в 433 села и оказано услуг на сумму 4568 тыс. руб.
Предприятиями всех форм собственности отрасли бытового обслуживания освоены капитальные вложения на общую сумму 50 млн.руб. собственных средств, что на 30 млн. руб. больше, чем в 2001 году. Вложенные средства направлены на организацию новых рабочих мест, реконструкцию действующих помещений, приобретение нового оборудования. За счет проведенных мероприятий вновь открыто 141 предприятие бытового обслуживания и 164 приемных пункта, мастерских, участков в городах и районах области. Большое внимание также уделяется открытию новых рабочих мест. В прошедшем году было открыто 1004 новых рабочих места, что на 624 единицы больше, чем в 2001 году.
По состоянию на 01.01.2003г. зарегистрировано 5029 индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг населению, что на 444 человека больше, чем в 2001году. Наибольшее увеличение количества предпринимателей произошло в Лискинском районе на 73 человека, Новоусманском -78, Россошанском - 103, г.Воронеже -230 человек. Однако, в некоторых сельских районах наблюдается отток предпринимателей из сферы быта из-за перепрофилирования деятельности. Так, в Бутурлиновском районе их количество снизилось со 170 до 53, Грибановском с 52 до 30, Подгоренском - со 118 до 103 человек.
Совместно с администрациями городов и районов, руководителями предприятий бытового обслуживания населения и индивидуальными предпринимателями организовано 12 областных и зональных семинаров-совещаний по вопросам развития бытовых услуг на непрофильных предприятиях; введения категорирования предприятий сферы быта; наполнения бюджета.
В целях создания профессиональной заинтересованности населения, привлечения в сферу услуг индивидуальных предпринимателей и молодежи проведены межрегиональный конкурс парикмахеров и косметологов, фестиваль "Серебряный манекен" с программой "Осенний дефиле -2002г", конкурс "Мастер золотые руки" с участием фотографов, работников швейных и трикотажных ателье, фитодизайнеров.
Большое значение уделяется кадровым вопросам. Профтехучилищами г.Воронежа и области, а также департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области ежегодно готовится более 600 специалистов для сферы бытового обслуживания, в том числе 50% для сельской местности. На постоянной основе проводится подготовка и переподготовка специалистов, оказывающих парикмахерские и швейные услуги населению.
Производство и оборот спиртосодержащей продукции
На территории Воронежской области в 2001-2002гг. осуществляли деятельность по производству спирта - 4 предприятия, по производству ликеро-водочной продукции - 4 предприятия и по производству винодельческой продукции - 4 предприятия. Суммарные годовые мощности предприятий составили (в тыс. дал):
- по спирту этиловому из пищевого сырья - 2742.0
- по ликеро-водочной продукции - 2538.0
- по винодельческой продукции - 2060.0
Кроме того, на ряде предприятий осуществляется производство хлебопекарных дрожжей, сухих кормовых дрожжей, пищевой углекислоты, пива. Суммарная стоимость основных производственных фондов предприятий составляет 303 млн.рублей, общая численность занятых на предприятиях - 2188 человек.
В 2002 году общий объем поставок алкогольной продукции в розницу предприятиями-изготовителями алкогольной продукции и оптовыми организациями составил 2561 тыс. дал (103 % к уровню прошлого года). В розницу поставлено алкогольной продукции организациями - производителями 423 тыс. дал или 22 % от общего объема поставок, аккредитованными базами - 2138 тыс. дал (78 %).
Структура поставок на областной алкогольный рынок: 55 % продукция местных производителей, 38 % - отечественная ввезенная из других регионов и 7 % - импортная.
За истекшие два года наметилась положительная динамика, как по производству основных видов продукции, так и по увеличению налоговых поступлений (акцизов) в бюджеты всех уровней. Предприятиями отрасли (а в 2001-2002 гг. и акцизными складами, учрежденными в оптовом звене) перечислено акцизов (в тыс. рублей):
в территориальный бюджет |
в том числе областной бюджет |
|
2000г. | 183146.0 | 43303.0 |
2001г. | 295390.0 | 80775.0 |
2002г. | 315403.0 | 111594.0 |
Постановлением администрации области от 12.07.2001 г © 707 утвержден План действий администрации Воронежской области по регулированию алкогольного рынка. Система мероприятий на период до 2005 года охватывает основные направления по усилению государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Выполнение плана позволит увеличить объемы производства и реализации продукции местных производителей, максимизировать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Несмотря на некоторое увеличение объемов производства и поставок алкогольной продукции ситуация на алкогольном рынке области остается сложной. Продолжается незначительный, но устойчивый рост объемов розничных продаж ввезенной алкогольной продукции (2000 г.-32 %; 2001 г.-34 %; 2002 г.-38 %).
Засилье теневого оборота алкогольной продукции, беспредел с самогоноварением, подвально-гаражное производство фальсифицированных напитков ставят на первый план задачу активизации борьбы с нарушениями алкогольного законодательства. Среднедушевое потребление в сельских районах области в 2002 году составило 2,24 л алкогольной продукции, в т.ч. 0,75 л водки.
Администрацией области были доведены до муниципальных образований расчетные объемы розничных продаж алкогольной продукции на 2-е полугодие 2002 года за счет вытеснения "нелегала", указано на необходимость принятия мер по "расчистке" потребительских рынков для легальных продаж продукции и, в первую очередь, продукции местных производителей.
Сложной остается ситуация и на алкогольном рынке г. Воронежа. Выдача согласий для получения лицензий на розничную торговлю перепоручена администрациям городских районов. В городе отсутствует действенный контроль за выполнением требований алкогольного законодательства в части торговли алкоголем в местах массового скопления граждан, киосках, павильонах. Не определены прилегающие территории от торговых точек, реализующих алкоголь, к детским, учебным, культовым и лечебно-профилактическим учреждениям.
27 января 2003 года утвержден Порядок организации и проведения специальных защитных мер, в том числе контроля качества и безопасности, в отношении алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории Воронежской области.
Постановлением администрации области от 11.04.2003 года ©273 утверждены и введены в действие:
- Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Воронежской области;
- Порядок изготовления и выдачи региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории Воронежской области и их цена;
- Расчет цены региональной специальной марки Воронежской области.
Подготовлены проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 07.01.1999 г © 18-ФЗ), предложения в части внесения изменений в Налоговый и Уголовный кодексы РФ, а также в Федеральный закон "Об административной ответственности юридических лиц (организаций), индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 08.07.1999 г ©143-ФЗ).
В настоящее время готовятся изменения и дополнения в Закон Воронежской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области" (в редакции Закона Воронежской области от 08.07.1999 г © 96-II-ОЗ).
Подготовка специалистов и управленческих кадров
Решение вопросов кадрового обеспечения предприятий области различных форма собственности ориентировано на:
- подготовку государственных и муниципальных служащих, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса, руководителей и сотрудников инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- подготовку и переподготовку квалифицированных кадров для торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- реализацию "Президентской программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства".
Подготовка руководителей и специалистов непосредственно для хозяйствующих субъектов осуществляется учебными заведениями среднего, высшего и дополнительного профессионального образования системы профессионального образования Воронежской области. Выпуск учащихся по характерным для бизнеса специальностям (маркетинг, менеджмент, коммерция, экономика, бухгалтерский учет и контроль, экономика и управление на предприятиях (в том числе по отраслям), юрист предпринимательской деятельности) обеспечивают 17 образовательных учреждений области (ВГУ, ВГТУ, ФЭПИ, ИММиФ, ВИЕСУ, ВФ ВЗФЭИ, ВГИ МОСУ, ВФ РГОГУПС, ВГАУ и др.).
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для предприятий по программам дополнительного профессионального образования осуществляют Воронежский учебный центр "Кадры" по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке высвобожденных работников и незанятого населения; межотраслевой региональный центр повышения квалификации ВГУ; институт повышения квалификации ВГУ; факультет переподготовки и повышения квалификации специалистов ВГТУ; Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (Центрально-Черноземный филиал) и другие учебные заведения.
Проводится целенаправленная работа по подготовке и переподготовке кадров для торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В тесном контакте с учебными заведениями, службами Госсанэпиднадзора, ЦСМС, Госторгинспекции проводятся совещания, семинары-практикумы по вопросам соблюдения требований действующих нормативных актов по отраслям.
На территории области успешно реализуется Федеральная Президентская Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. За два прошедших года в рамках Программы подготовлено 192 руководителя высшего и среднего звена предприятий и организаций области, 80% из которых - это представители малого и среднего бизнеса. 42 специалиста из числа выпускников прошли зарубежную стажировку на ведущих предприятиях Западной Европы, соответствующих профилю наших специалистов.
С 2003 года в рамках Президентской программы наряду с руководителями малых предприятий ведется подготовка государственных и муниципальных служащих, занятых в сфере экономики и бизнеса, а также специалистов районных центров поддержки предпринимательства и субъектов инфраструктуры. Срок действия Программы продлен до 2007 года.
Главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка
Информация представлена информационным ресурсом "Система государственной поддержки предпринимательства Воронежской области"