Обобщенной характеристикой условий экономической деятельности в регионе выступает хозяйственный климат - совокупность находящихся под влиянием региональных властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых хозяйственным регулированием и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие хозяйственных решений об изменении масштабов и характера производства (инвестициях, реконструкции, расширении производства, обучении рабочих, создании новых компаний, разработке новых продуктов, экспорте и т.д.).
Параметры хозяйственного климата формируются и находятся под постоянным воздействием разнообразных факторов, оказывающих влияние на те или иные стороны предпринимательской деятельности. При детальном анализе хозяйственного климата региона из совокупности этих факторов выделяются подгруппы, объединяемые терминами “налоговый климат”, “инвестиционный климат”, “инновационный климат” и “деловой климат”.
Деловой (или предпринимательский) климат является одной из составляющих хозяйственного климата Калининградской области. В расширенном толковании в состав параметров, характеризующих состояние делового климата региона, включаются:
- платежи и тарифы, регулируемые или находящиеся под косвенным воздействием региональных властей, и задающие общий уровень стоимости базовых ресурсов, необходимых для производственной деятельности (энергия, вода, земли и пр.);
- хозяйственное регулирование, определяющее уровень “административных барьеров” для предпринимательской деятельности – разумность ограничений, простота и “прозрачность” регистрационных и разрешительных процедур;
- доступность властей для контактов с бизнесменами и согласованность действий властей всех уровней, отсутствие открытых конфликтов и противоречий между уровнями и ветвями власти в регионе и муниципалитетах;
- система инвестиционного регулирования, действенность которой выражается в наличии благоприятных норм и эффективных механизмов, стимулирующих инвестиционную активность;
- система подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированная на реальные нужды региональной экономики;
- система общих услуг для бизнеса (банки, страхование, консультационное обслуживание и пр.), определяющая доступность и качество финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;
- программы поддержки предпринимательства, цели и результаты которых служат объективными индикаторами эффективности региональной политики в предпринимательской сфере;
- бизнес сообщество, как коллективный представитель интересов предпринимателей региона – степень интегрированности и взаимодействия региональных бизнес-структур, наличие деловой этики и предпринимательской культуры, уровень развития внутрирегиональной производственной и торговой кооперации;
- криминогенная обстановка, коррумпированность властей, подрывающие конкурентоспособность честно работающих предпринимателей и способствующие расширению “теневого” сектора экономики;
- имидж региона, его международный престиж, складывающийся в результате совокупности усилий всех органов власти и предпринимательских структур.
Одним из важнейших факторов, оказывающим определяющее влияние на современное состояние предпринимательского климата в Калининградской области, выступает Закон РФ от 22.01.1996 г. №13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”, в частности, пункты 2,3 и 5 статьи 7 указанного Закона, устанавливающие на территории области режим свободной таможенной зоны. Льготы, предусмотренные этим законом, являются настолько существенными (по российским меркам), что сами по себе, без каких-либо дополнительных усилий со стороны региональных властей образуют мощный стимул для развития предпринимательской деятельности в регионе (по данным ГТК России, только за 2001 год объем льгот по таможенным платежам и налогам, предоставленных организациям в соответствии с Законом об ОЭЗ, составил 5,1 млрд. руб.). Под воздействием этого закона экономика области приобрела отчетливо выраженную импортозамещающую специализацию (по данным администрации Калининградской области, более 80% предприятий, осуществляющих свою деятельность в Калининградской области, используют в работе механизмы Особой экономической зоны).
С другой стороны, отсутствие определенности федеральных властей в отношении предоставленных предпринимателям области преференций и перманентная, непреходящая с момента принятия Закона, угроза их отмены составляет главный фактор нестабильности в развитии предпринимательства в Калининградской области. Примерами этому могут служить: кризис региональной экономики в январе 2001 года, спровоцированный введением в действие распоряжения ГТК России от 27.12.2000 г. №01-99/1405 “О применении части второй Налогового кодекса РФ при помещении товаров под таможенные режимы”, устанавливающего уплату НДС и акцизов на товары, произведенные в ОЭЗ, или события, связанные с рассмотрением проекта Закона РФ “О федеральном бюджете на 2003 год”, предусматривающего отмену льгот при уплате НДС при ввозе на территорию ОЭЗ товаров из других стран.
Взаимное влияние указанных разнонаправленных факторов, связанных с функционированием экономики области в режиме свободной экономической зоны, определяло неустойчивость состояния предпринимательского (а при более широком рассмотрении – и хозяйственного) климата в Калининградской области все последние годы. На фоне этих мощных и практически неподвластных воздействию региональных сил факторов происходит формирование параметров предпринимательского климата Калининградской области, в совокупности определяющих уровень деловой активности предпринимателей региона.
Информационной основой для качественного анализа состояния предпринимательского климата в Калининградской области послужил опрос руководителей 80 калининградских предприятий, проведенный экспертами Агентства регионального развития в конце 2001 года. Изученные предприятия являются типичными представителями экономики региона. Половина из них относятся к отраслям промышленности (в том числе: 26% - предприятия пищевой промышленности, 12% - деревообработки и бумажной и целлюлозной промышленности, а также ряд предприятий стройиндустрии, машиностроения и металлообработки). Остальные приходятся на торговлю, транспорт, строительство, связь и другие отрасли региональной экономики. Общая численность работающих на обследуемых предприятиях составляла 27,5 тыс. чел. Объем производства продукции за первое полугодие 2001 года - 4,8 млрд. рублей.
Кроме того, в ходе оценки использовались данные исследования, проведенного экспертами Консультационной службы Мирового банка и Международной финансовой корпорации (FIAS) в 2001 году в 5 регионах России, а также предварительные (неофициальные) данные аналогичного исследования хозяйственного климата, проведенного летом 2002 года в Калининградской области.
Результаты оценки приведены в таблице 1. Таблица содержит обобщающую качественную характеристику агрегированных составляющих предпринимательского климата в Калининградской области. Выбор и укрупнение оцениваемых параметров произведен из соображений их отнесения к сферам ответственности и предметам компетенции региональных и муниципальных властей. Таким образом, результаты оценки позволяют судить об эффективности экономической политики, проводимой властями Калининградской области, направленной на формирование в регион благоприятного предпринимательского климата. Более точная качественная оценка предпринимательского климата в регионе станет возможной после публикации результатов исследования административных барьеров в Калининградской области, проведенной экспертами Консультационной службы Мирового банка и Международной финансовой корпорации (FIAS).
Таблица 1.
Качественная характеристика основных составляющих предпринимательского климата в Калининградской области
Параметр | Оценка | Комментарии |
1. Региональное и местное законодательство | высокая |
В Калининградской области сформирована достаточная законодательная база по поддержке инвестиций. Ее основополагающим документом выступает принятый 27 июня 2002 года закон “О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области”. Аналогичного характера нормативные акты, дублирующие многие положения этого закона, действуют в большинстве муниципальных образований. На начало 2002 года льготами пользовались не менее 50 предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Калининградской области. В целом региональная и местная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность, носит довольно простой и объективный характер. |
2. Экономическое регулирование | низкая |
Институциональное регулирование экономической деятельности в регионе неэффективно. Отсутствуют или слишком запутаны и усложнены процедуры регистрации и лицензирования, нет регламентированных, гласных механизмов деятельности чиновников. В частности, несмотря на развитое инвестиционное законодательство, нет четких критериев относительно информации, предоставляемой инвесторами в органы госвласти, сложна и запутана процедура получения инвестиционных льгот. Нет продуманного контроля за их использованием. Кроме налоговых льгот, не действуют какие-либо другие реально работающие механизмы поддержки инвестиций. Влияние властей региона ценовую и тарифную политику крайне ограничено. Отмечаются попытки ограничения конкуренции, создания аффилированных структур при государственных службах, предлагающих "консультационные услуги". Отсутствуют стандарты оценки результатов деятельности государственных и муниципальных чиновников. |
3. Инфраструкту- ра бизнеса |
средняя |
В регионе действуют 33 банка, 12 страховых компаний. Однако их реальный вклад в финансирование предпринимательства крайне низок (доля банков в финансировании инвестиций в основной капитал организаций в 2001 году составила менее 5%). Крайне ограничена практика лизинговых операций (имеется 1 действующая лизинговая компания). Рынок консультационных услуг достаточно развит (представлен несколькими универсальными консультационными фирмами и консультантами, работающими при учебных заведениях), но потенциал большинства консалтинговых организаций часто не обеспечивает требуемое качество услуг. Информационное обеспечение бизнеса остается довольно низким. Имеется ограниченное число интернет-ресурсов, данные которых носят низко информативный характер. Сведения, предоставляемые областным комитетом госстатистики, по мнению многих экспертов, имеют низкую достоверность и плохо адаптированы для использования в коммерческих целях. |
4. Общественная среда | средняя, неустойчивая |
Несмотря на наличие в регионе ряда объединений и союзов предпринимателей, практически не прослеживается взаимодействие региональных бизнес-структур (за исключением “катастрофических” ситуаций, связанных с фатальным для всего регионального бизнеса изменением условий хозяйственной деятельности). Слабо развиты кооперационно-производственные связи как на уровне предприятий, так и между отраслями и комплексами регионального хозяйства. Взаимодействие власти и бизнеса на всех уровнях власти носит неустойчивый, формальный характер. Процесс развития этого взаимодействия труднопредсказуем и часто лежит во внеэкономической плоскости. Политическая (в период между выборами) и социальная ситуация стабильна. Однако сохраняется значительная дифференциация доходов и имущественного положения жителей области. Криминогенная обстановка в целом мало отличается от среднероссийской. Однако отмечается более высокий, чем в среднем по России удельный вес преступлений в экономической сфере (44% в 2001 г.). Процесс становления гражданского общества только начинает развиваться. |