Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ деятельности малых предприятий в Калининградской области

Существуют два параметра, выполнение которых позволяет отнести предприятие к малым – учредители (число учредителей, не являющихся малыми предприятиями, не должно превышать 25%) и численность работающих (различная в разных отраслях - от 50 в торговле и общественном питании до 100 в промышленности).

Структура малых предприятий показывает очевидное несоблюдение пропорций развития – доля малых предприятий, приходящаяся на торговлю и общественное питание в 2000 году составляет 51% от общего их числа, в промышленности же занято только 19% малых предприятий. Данный факт подтверждается также и сравнением структуры МСП в Калининграде с аналогичными среднеевропейскими показателями. В Европе также преобладают предприятия торговли, однако из доля не превышает 27%, что только на 10% больше доля производственных предприятий. С другой стороны, региональная структура производства малых предприятий позволяет сделать вывод о том, что производительность труда в промышленности в 2,2 раза выше, чем в предприятиях торговли и общественного питания. Данный факт обуславливается простотой начала коммерческой деятельности для торговой компании – и финансовые и административные входные барьеры значительно ниже существующих для промышленных предприятий. Сравнивая структуру МСП в Калининграде с соответствующими показателями Европейских стран, можем сделать вывод о том

Для характеристики структуры и потенциала малого предпринимательства были использованы следующие данные на 2001 год:

- 68550 действующих субъектов малого предпринимательства зарегистрировано на территории Калининградской области.

82080 человек работают на 13680 малых предприятиях.

50116 индивидуальных предпринимателей работают без образования юридического лица.

4754 фермерских и крестьянских хозяйств заняты в сельскохозяйственном производстве.

- 13,9 малых предприятий приходится на тысячу калининградцев. Для сравнения: в странах ЕС он составляет 25-30 предприятий. В среднем по России на тысячу населения приходится всего 6 МП.

- 132196 человек в общей сложности заняты в малом бизнесе. Это более 20% экономически активного населения области.

- 59% составил рост объемов производства на малых предприятиях по сравнению с прошлым годом. В том числе:

148% - в промышленности;

60% - в связи;

61% - в строительстве;

220% - в материально-техническом снабжении и сбыте;

325% - в операциях с недвижимостью;

530% - в общей коммерческой деятельности.

В 2002 году была проведена экспертная оценка структуры и потенциала малого предпринимательства. Некоторые обобщенные результаты данной оценки приводятся в следующей таблице:

Таблица 1.

Оценка структуры и потенциала малого предпринимательства в регионе на начало 2002 г.

Параграфы структуры и потенциала малого предпринимательства Фактические значения параметров Желаемые значения параметров* Оценка значений параметров
Число зарегистрированных малых предприятий (тыс. ед.) 13,7 60 Удовлетворяет
Число реально действующих малых предприятий (тыс. ед.) 7,6 42 Не удовлетворяет
Число зарегистрированных малых предприятий на 1 тыс. жителей 13,9 25 Не удовлетворяет
Отношение реально действующих бизнесов к официально зарегистрированным (экспертная оценка) + 80-100% +15% не удовлетворяет
Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (тыс. чел.) 66 70 удовлетворяет
Объем капитальных вложений (млн.. рублей) всего 192,8 1165,7 сильно не удовлетворяет

* Соответствует уровню стран Прибалтики

По ряду параметров развитие предпринимательства в регионе превосходит среднероссийские показатели. Однако более глубокий анализ позволяет выделить следующие негативные моменты:

  • Темпы роста числа предприятий не соответствуют потенциалу и потребностям региона с точки зрения создания рабочих мест.
  • Уровень инвестиций в основные фонды не соответствует масштабам износа основных фондов. Кроме того, значительная доля инвестиций приходится на оборудование, по западным меркам морально устаревшее.
  • Распределение МСП по территории (80% в областном центре) не соответствует потребностям уменьшения территориальных диспропорций.
  • Отраслевые пропорции МСП не соответствуют потребностям эффективного развития региона. Наблюдается явный дисбаланс между торговлей и сельским хозяйством, тогда как в Европе МСП по отраслям распределены достаточно равномерно.

В приведенной ниже таблице отражено обобщенное и усредненное экспертное заключение об условиях малого и среднего предпринимательства в области. По пятибалльной шкале (1- очень не удовлетворяет, 2 - в основном не удовлетворяет, 3 - не удовлетворяет в средней степени, 4 - в основном удовлетворяет, 5 - вполне удовлетворяет) оценены основные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на его функционирование, рост и развитие.

Таблица 2.

Экспертная оценка условий малого и среднего предпринимательства в области

Оцениваемые параметры среды МСП Степень удовлетворительности значений параметров
1 2 3 4 5
Совершенство нормативно-правовой базы МСП:          
- в целом          
- в части, определяемой региональной (муниципальной) властью          
Совершенство организационного механизма регистрации предприятий          
Совершенство налоговой системы:          
- в целом          
- в части, определяемой региональной (муниципальной) властью          
Объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги, в удовлетворении которого могут участвовать МСП          
Объем регионального (муниципального) рынка субподрядных работ, в выполнении которых могут участвовать МСП          
Совершенство организационного механизма распределения субподрядных работ          
Совершенство организационного механизма распределения госзаказа          
Возможности получения прямой финансовой поддержки проектов МСП из регионального (муниципального) фондов          
Условия получения банковских кредитов          
Механизм получения малыми предприятиями гарантий со стороны региональных (муниципальных) органов по обязательствам перед финансово-кредитными организациями          
Уровень платежной дисциплины:          
- внутри региона (территории)          
- вне региона (территории)          
Возможности формирования малым предприятием необходимой технической базы          
Доступность земли.          
Доступность помещений.          
Наличие трудовых ресурсов          
Доступность современных технологий и “ноу-хау”          
Доступность услуг:          
- коммунальных          
- транспортных          
- связи          
Доступность консалтинговых услуг по вопросам:          
- экономической деятельности          
- менеджмента          
- маркетинга          
- юридических          
Совершенство системы информационного обеспечения деятельности МСП.          
Внимание региональных органов управления к малому предпринимательству          
Внимание органов местного самоуправления к малому предпринимательству          
Отношение населения к предпринимательству          
Готовность населения включиться в предпринимательскую деятельность          
Возможность влияния общественных объединений предпринимателей на принятие управленческих решений, касающихся их деятельности          

Таким образом, экспертный опрос выявил отношение МСП и экспертного сообщества к среде для предприятий и предпринимательства в регионе, как к неблагоприятной, а по ряду параметров - агрессивной.

Оценка существующих условий деятельности предприятий

Среда деятельности предприятий Калининградской области определяется множеством разнообразных и разновесных факторов. Под условиями деятельности в первую очередь понимают уровень развития инфраструктур – рыночной, транспортной, социальной и т.п.

Вместе с тем, хозяйственная и финансовая деятельность предприятий обуславливается также и другими характеристиками внешней среды, например, финансово-кредитной системой, правовым регулированием, налоговой политикой, инвестиционной политикой и инвестиционной привлекательностью как отрасли, так и региона. Априорно предполагается, что свойства и параметры макросреды во многом определяют микросреду жизнедеятельности самостоятельных хозяйствующих субъектов.

На основе группировки и классификации факторов оцениваются качественные и количественные характеристики предпринимательского, инновационного, инвестиционного, налогового климата в регионе. Однако даже самый тщательный и скрупулезный анализ внешних факторов не позволяет дать объективную оценку качественным условиям деятельности предприятий. Первая трудность заключается в соразмерности веса факторов, принимая во внимание недостоверность и неадекватность критериев для их “взвешивания”. Вторая проблема состоит в восприятии хозяйствующими субъектами внешних условий, которое зависит от отраслевой специфики, размеров предприятия и системы управления.

При данных обстоятельствах одним из наиболее надежных источников оценки становится реакция предприятий на изменения внешней среды, что находит свое выражение в изменениях учетной политики, спроса на услуги для бизнеса, развития внутрирегиональных, межрегиональных и международных хозяйственных связей, направленности и характера интеграционных процессов.

Предприятия негосударственного сектора довольно чутко реагируют на изменения внешней среды. Чаще всего, их высокая адаптивность вызвана частыми переменами в налоговом законодательстве и правовом регулировании предпринимательской деятельности в целом. Хотя в отдельных компаниях, например, в группе компаний МДМ (?) анализ внешней среды приобрел комплексный и системный характер, стал неразрывной частью стратегического планирования и имеет целевое финансирование.

Самой распространенной формой роста предприятий области остается прямая и обратная вертикальная интеграция. В некоторых случаях вертикальная интеграция следует по пути восстановления некогда разрушенных хозяйственных связей, налаженных в советский период. Иногда она осуществляется путем создания совершенно новых бизнес-единиц, либо учреждения дочерних или зависимых предприятий. Имеются отдельные примеры конгломеративного роста бизнеса, примером которого может послужить группа компаний “Морская звезда”.

Анализ процессов вертикальной интеграции выявляет недоразвитость рыночной инфраструктуры, поскольку зачастую соответствующие стратегические управленческие решения мотивируется высокими издержками и рисками в области поставок и сбыта. Так, некоторые предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания приобретают торговые площади и создают сети оптовой и розничной торговли. Крупные торговые компании, напротив, создают свои бизнес-единицы по производству продуктов питания (хлебопекарни и т.п.)

Показательными являются процессы вертикальной интеграции в производстве мебели в регионе. Стремительный рост этого сектора за последние четыре года тесно связан с интеграционными процессами. Предприятия, специализировавшиеся на импорте мебели из Польши и других европейских государств, постепенно освоили сборку и производство мебели в регионе. Причем в настоящее время ряд компаний производит мебель на основе оригинального дизайна и с использованием отечественного сырья, замкнув тем самым весь цикл производства и сбыта от сырья до конечного потребителя.

На недоразвитость рыночной инфраструктуры указывает также структура спроса на консультационные услуги: более половины из них приходится на аудит, причем аудиторские услуги преимущественно востребованы в связи с необходимостью приведения в порядок налоговой отчетности и лишь меньшинство клиентов руководствуются потребностями действий на инвестиционном и финансовых рынках.

Даже поверхностный анализ операционной, финансовой и инвестиционной деятельности большинства предприятий свидетельствует в пользу того, что управленческий и бухгалтерский учет на них подчинен целям и интересам налогового учета, а не целям стратегических планов их развития на рынке. При подобной учетной политике трудно получить достоверную картину финансовой и хозяйственной деятельности какого-либо предприятия. Соответственно, кредитная политика финансовых институтов в области ориентирована на оценку залоговой стоимости и ликвидности активов кредитополучателя, а не на оценку рентабельности собственного и заемного капитала предприятия и перспективы его развития. Отсутствует нормальный финансовый рынок и рынок ценных бумаг в регионе, что пагубным образом сказывается на развитии финансово-кредитной системы. Все вышеперечисленные факторы отрицательно влияют на доступ к финансовым и кредитным ресурсам перспективных и динамично развивающихся предприятий.

Описанная ситуация отрицательно сказывается и на инвестиционной активности в регионе. В других разделах данного экономического обзора подробно анализируются причины низкого уровня инвестиций. Здесь следует выделить только одну из немаловажных причин инвестиционной непривлекательности региональной экономики – ненадежная и недостоверная информация о деятельности предприятий и неопределенность условий, или “правил игры”, их деятельности. Это порождает недостоверность и ненадежность инвестиционных проектов с участием отечественного капитала и отпугивает потенциальных инвесторов. В этом также кроется одна из причин низкого удельного веса инвестиций в основной капитал. Западный инвестор не готов идти на риски, которые кажутся ему чрезмерно высокими. Понятие “кажутся” наиболее уместно, поскольку при ненадежных исходных данных даже самая изощренная методология расчетов не сможет дать достоверную оценку рискам.

В этой связи следует отметить, что острие критики Федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на 2002-2012 гг. при признании ее позитивного значения для инвестиционного климата в регионе преимущественно направлено на доброкачественность обоснования инвестиционных проектов, включенных в ФЦП и предполагающих привлечение внебюджетных средств.

Вместе с тем, в последние два года наблюдается рост спроса на особые виды услуг, свидетельствующие о зрелости рыночных отношений и наличии экспортного потенциала у региональных предприятий. В частности, ряд компаний выразили желание внедрить международную систему управления качеством ISO 9000:2000 и пройти соответствующую процедуру сертификации качества, что указывает не только на стремление укрепить престиж своей фирмы, но и оптимизировать все системы управления предприятием и в перспективе – экспортировать свою продукцию на европейские рынки. Появляется спрос на консультационные услуги в сфере постановки управленческого учета, маркетинговые исследования, постановку финансового управления и т.д. На некоторых предприятиях меняется учетная политика в направлении повышения инвестиционной привлекательности компании.

Наметившиеся положительные сдвиги свидетельствуют о наличии значительного потенциала у предприятий Калининградской области к устойчивому росту и развитию нормальных рыночных отношений в конкурентной среде. Однако темпы перемен и усиления экономических позиций предприятий катастрофически отстают от европейских и, самое главное, сталкиваются с серьезным ограничением в виде неразвитой инфраструктуры. При данных обстоятельствах критическим фактором становится приток прямых инвестиций в экономику региона.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости