А. Сухаренко
Центр изучения новых вызовов и угроз при ПИГМУ
Анализ международных антикоррупционных инструментов позволяет сделать вывод о том, что реальное начало противодействия коррупции возможно только при наличии регионального или местного уполномоченного органа по реализации региональной и местной антикоррупционной политике во исполнение ст.6 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.
Несмотря на отсутствие федерального антикоррупционного законодательства существует федеральная база развития регионального законодательства в области противодействия коррупции. Прежде всего, это Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, которым утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг.
Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: подготовить программы, планы мероприятий по проведению административной реформы с учетом положений Концепции и плана мероприятий одобренных этим распоряжением. Несмотря на подробное регламентирование хода выполнения административной реформы, анализ ситуации в регионах свидетельствуют о том, что реализация антикоррупционной политики на уровне республик, краев и областей сталкивается с проблемой отсутствия консолидированных усилий федерального центра и регионов, направленных на формирование и осуществление антикоррупционной политики, отсутствием федеральной нормативно-правовой базы, которая бы являлась основой для создания целостной системы антикоррупционного законодательства в Российской Федерации.
Несовершенство федерального законодательства служит основанием для отсутствия региональной антикоррупционной политики во многих регионах страны. При этом региональные власти ссылаются на разные обстоятельства. Вместе с тем работа по формированию антикоррупционной политики идет во многих регионах России, проводятся различного рода мероприятия от законодательного закрепления основ антикоррупционной политики до принятия антикоррупционных блоков в региональных антикриминальных программах.
Хотелось бы остановиться на самом важном, на наш взгляд, антикоррупционном инструменте - уполномоченном органе по реализации региональной и местной антикоррупционной политике.
В настоящее время в 35 субъектах РФ были приняты законы о противодействии коррупции, в Кабардино-балкарской Республике принят закон о профилактике коррупции. В двух субъектах - Республики Башкортостан и Волгоградской области законы не действуют. В Башкортостане действия закона приостановлено, в Волгоградской области он утратил силу.
Хронология принятия законов о противодействии коррупции в регионах России:
Республика Башкортостан- закон принят 25.12.96, приостановлен 02.03.06,
Волгоградская область - закон принят 09.07.02 утратил силу 24.03.03
Республика Татарстан - закон принят 04.05.06
Пензенская область - закон принят 14.11.06
Саратовская область - закон принят 29.12.06
Калужская область - закон принят 27.04.07
Республика Мари Эл - закон принят 28.04.07
Кемеровская область - закон принят 08.05.07
Чувашская Республика - закон принят 04.06.07
Тамбовская область - закон принят04.06.07
Ульяновская область - закон принят 05.06.07
Мордовская Республика - закон принят 08.06.07
Кабардино-балкарская Республика - закон о профилактике принят 19.06.07
Брянская область - закон принят 11.07.07
Новгородская область - закон принят 10.07.07
Удмуртская Республика - закон принят 20.09.07
Мурманская область - закон принят 26.10.07
Ленинградская область - закон принят 26.12.07.
В 2008 году законы приняты
- Мурманская область
- Удмуртская республика
- Магаданская область
- Рязанская область
- Нижний Новгород
- Астраханская область
- Санкт Петербург
- Республика Калмыкия
- Республика Карелия
- Республика Тува
- Псковская область
- Сахалинская область
- Забайкальский край
- Республика Коми
- Архангельская область
- Владимирская область
- Курская область
- Липецкая область
- Оренбурская область
- Тульская область
- Ханты Мансийский округ
Проекты готовятся к внесению еще в ряде субъектов Российской Федерации.
Существует две модели специализированного антикоррупционного органа: новая спецслужба и координационный гражданский орган. В регионах России, в связи с ограничениями, налагаемыми Конституцией, такими органами являются координационные гражданские органы.
Из принятых законов в шести субъектах Российской Федерации законодательно закреплен антикоррупционный орган государственной власти.
Республика Татарстан
В августе 2006 года указом N УП-284, в соответствии с республиканским законом о противодействии коррупции в Республики Татарстан создан отдел по реализации антикоррупционной политики при Президенте Республики Татарстан. После вступления в силу республиканского закона о противодействии коррупции на отдел были возложены функции специального государственного органа и, в частности, координация мероприятий по реализации антикоррупционной политики структурами государственной власти и гражданского общества.
В соответствии с положением об отделе по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан в Аппарате Президента Республики Татарстан, определены полномочия отдела.
Основными задачами отдела являются: осуществление функций специального государственного органа по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан, предусмотренного Законом Республики Татарстан "О противодействии коррупции в Республике Татарстан"; обеспечение реализации Президентом Республики Татарстан полномочий в области антикоррупционной политики.
Для осуществления основных задач отдел:
координирует в соответствии с настоящим Положением деятельность в сфере реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан;
по поручению Президента Республики Татарстан участвует в разработке проектов законов Республики Татарстан, указов и распоряжений Президента Республики Татарстан, иных нормативных правовых актов по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан;
выявляет и принимает меры к устранению несовершенства законов и других нормативных правовых актов, повышающих вероятность коррупционных действий, рассматривает в этих целях материалы общественной антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, проводимой по инициативе общественных и других негосударственных объединений, физических лиц;
проводит анализ и обобщение информации о сферах государственной деятельности, имеющих высокую степень коррупционных рисков, вырабатывает предложения и рекомендации по их минимизации для представления Президенту Республики Татарстан;
для информирования Президента Республики Татарстан обобщает сведения о признаках коррупционных проявлений в деятельности лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан, должности государственной гражданской службы Республики Татарстан, выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы, а также кандидатов на эти должности;
заслушивает отчеты министерств и ведомств Республики Татарстан и информацию органов местного самоуправления о реализации ими ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ;
организует проверки соблюдения органами исполнительной власти Республики Татарстан требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг;
проводит анализ работы с обращениями граждан, поступающими в Аппарат Президента Республики Татарстан, содержащими сведения о коррупционной деятельности должностных лиц, участвует в их проверке;
осуществляет в порядке и формах, определенных законодательством Российской Федерации и соглашениями с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, контроль за реализацией ими своих полномочий, а также за соблюдением требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг;
вносит в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения о проведении антикоррупционного мониторинга;
принимает участие в разработке антикоррупционной программы Республики Татарстан;
взаимодействует с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области образования и науки в целях организации антикоррупционного образования;
участвует в подготовке специальным уполномоченным органом Республики Татарстан в сфере массовых коммуникаций предложений о формировании государственного заказа и грантов для координации и стимулирования антикоррупционной пропаганды;
взаимодействует с общественными организациями, вовлеченными в реализацию антикоррупционной политики;
взаимодействует с Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан;
участвует в работе Координационного совещания правоохранительных органов Республики Татарстан;
частвует в подготовке материалов и предложений для ежегодных Посланий Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
готовит на основе отчетов о реализации мер антикоррупционной политики министерств и ведомств Республики Татарстан и других материалов ежегодный сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан для представления его Президенту Республики Татарстан, Государственному Совету Республики Татарстан.
Чувашская Республика
Полномочия уполномоченного органа по реализации антикоррупционной политики закреплены в законе Чувашской Республики, к ним относятся:
1) организация разработки направлений, форм и методов антикоррупционной политики;
2) координация деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации антикоррупционной политики;
3) организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;
4) организация и проведение мониторинга коррупции в Чувашской Республике;
5) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Республика Мари Эл
В соответствии с законом Республики Мари-Эл о противодействии коррупции основными функциями уполномоченного государственного органа по реализации антикоррупционной политики являются:
разработка законов и иных нормативных правовых актов по вопросам предупреждения коррупции, программных мероприятий по реализации антикоррупционной политики Республики Мари Эл;
организация и проведение антикоррупционного мониторинга в Республике Мари Эл;
проверка достоверности сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющемся объектом налогообложения, представленных лицами, замещающими государственные должности республики, должности государственной гражданской службы республики и должности в органах местного самоуправления;
проверка организации кадровой работы по проверке достоверности сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющемся объектом налогообложения, представляемых лицами, замещающими государственные должности республики, должности государственной гражданской службы республики и должности в органах местного самоуправления;
взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами;
организация и проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов;
подготовка ежегодного доклада о состоянии антикоррупционной деятельности в Республике Мари Эл Президенту Республики Мари Эл и Государственному Собранию Республики Мари Эл;
передача материалов, содержащих признаки коррупционных проявлений, в правоохранительные органы;
изучение практики реализации антикоррупционных программ в субъектах Российской Федерации и в зарубежных странах.
Контрольные органы Президента Республики Мари Эл, Министерство финансов Республики Мари Эл, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности уполномоченного государственного органа по реализации антикоррупционной политики, представлять по его запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.
При проведении проверки уполномоченный орган по реализации антикоррупционной политики вправе запрашивать от проверяемых организаций, должностных лиц все необходимые документы и информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.
Ульяновская область
В соответствии с законом Ульяновской области о противодействии коррупции создается постоянный орган по реализации антикоррупционной политики. Основными функциями которого являются:
1) разработка программных мероприятий по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области;
2) организация и проведение антикоррупционного мониторинга в Ульяновской области;
3) организация и проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов и правовых актов Ульяновской области, государственных органов Ульяновской области и их должностных лиц;
4) анализ работы с обращениями граждан, юридических лиц, содержащими сведения о коррупционной деятельности должностных лиц;
5) обеспечение деятельности координационного совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области;
6) взаимодействие с общественными объединениями по реализации антикоррупционных программ;
7) подготовка и выпуск информационно-методических материалов по вопросам антикоррупционной деятельности;
8) изучение практики успешно реализованных антикоррупционных программ в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.
Саратовская область
В Саратовской области в соответствии с принятым законом 06.02.07 создан отдел по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 19 февраля 2007 г. N 47-П "Вопросы отдела по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области" утверждено положение и штатная численность отдела по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области.
В соответствии с положением отдел является органом исполнительной власти Саратовской области и создается постановлением Правительства Саратовской области.
Основными задачами отдела являются: осуществление функций специального уполномоченного органа по реализации антикоррупционной политики в Саратовской области, предусмотренного Законом Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области"; обеспечение реализации полномочий Правительства области в сфере реализации антикоррупционной политики.
Для осуществления основных функций отдел:
обеспечивает согласованную деятельность органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере реализации антикоррупционной политики в Саратовской области;
разрабатывает проекты законов области, постановлений и распоряжений Губернатора области, иных нормативных правовых актов по реализации антикоррупционной политики в Саратовской области;
организует и проводит антикоррупционную экспертизу правовых актов, проектов правовых актов области, в том числе законов области по вопросам законодательства о государственной и муниципальной собственности, лицензионного, бюджетного, налогового законодательства;
анализирует и обобщает информацию о сферах государственной деятельности, имеющих высокую степень коррупционных рисков, вырабатывает предложения и рекомендации по их минимизации для представления Губернатору области и Саратовской областной Думе;
обобщает сведения о признаках коррупционных проявлений в деятельности лиц, замещающих государственные должности области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы области, муниципальных служащих, использующих свои должностные полномочия и связанные с ними возможности для противоправного удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности посредством принятия неправомерных актов, совершения иных незаконных действий (бездействия), а равно физических и юридических лиц, противоправно предоставляющих им материальные блага и преимущества;
рассматривает обращения граждан, должностных и юридических лиц, поступающие в Правительство Саратовской области, содержащие сведения о коррупционной деятельности должностных лиц, участвует в их проверке, проводит соответствующий анализ;
проводит антикоррупционный мониторинг;
разрабатывает проект областной антикоррупционной программы и анализирует ход ее исполнения;
взаимодействует с общественными объединениями при реализации антикоррупционной политики;
изучает практику успешно реализованных антикоррупционных программ в субъектах Российской Федерации и иностранных государствах;
ежегодно готовит сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Саратовской области для представления его Губернатору области и в областную Думу;
осуществляет другие функции в соответствии с законодательством.
Тамбовская область
В соответствии с Законом Тамбовской области о противодействии коррупции предусмотрен уполномоченный орган по противодействию коррупции.
Основными функциями уполномоченного органа по противодействию коррупции являются: координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением; разработка и внедрение программных мероприятий по реализации антикоррупционной политики; обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами по предупреждению коррупционных правонарушений; организация и проведение антикоррупционного мониторинга; работа с обращениями граждан, должностных и юридических лиц, содержащими сведения о коррупционных правонарушениях; подготовка ежегодного анализа о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики; изучение, обобщение и внедрение практики успешно реализованных антикоррупционных программ в субъектах Российской Федерации.
Порядок формирования и организация деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции устанавливается Положением, утверждаемым главой администрации области.
Удмуртская Республика
В соответствии с Законом республики государственный орган по реализации антикоррупционной политики:
1) осуществляет координацию деятельности государственных органов Удмуртской Республики по реализации антикоррупционной политики, в том числе по реализации мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, а также осуществляет контроль за реализацией указанных мер;
2) организует и осуществляет методическое и консультационное обеспечение реализации мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений;
3) организует и осуществляет антикоррупционный мониторинг в Удмуртской Республике;
4) совместно с Государственным Советом Удмуртской Республики осуществляет антикоррупционную экспертизу законов Удмуртской Республики, а также по поручению Президента Удмуртской Республики, предложению иных государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных некоммерческих организаций осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов правовых актов Удмуртской Республики;
5) организует антикоррупционную пропаганду;
6) организует работу с обращениями граждан, должностных и юридических лиц, содержащими сведения о коррупционной деятельности лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики;
7) организует совместно с представителями нанимателя контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими Удмуртской Республики ограничений и запретов, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе;
8) организует совместно с представителями нанимателя контроль за выполнением в государственном органе Удмуртской Республики положений статьи 6 настоящего Закона;
9) взаимодействует с комиссиями государственных органов Удмуртской Республики по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и урегулированию конфликта интересов;
10) осуществляет подготовку ежегодного отчета о состоянии мер по противодействию коррупционным проявлениям и реализации мер антикоррупционной политики в Удмуртской Республике и представление его Государственному Совету Удмуртской Республики и Президенту Удмуртской Республики;
11) взаимодействует с Государственным Советом Удмуртской Республики, иными государственными органами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, средствами массовой информации;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
В целях предупреждения коррупции в других регионах России необходимо учитывать этот положительный опыт по созданию антикоррупционного государственного органа власти, у которого должны быть следующие полномочия организационного обеспечения антикоррупционной политики:
-координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением;
-разработка законов и иных нормативных правовых актов по вопросам предупреждения коррупции, программных мероприятий по реализации антикоррупционной политики Приморского края;
-разработка и внедрение программных мероприятий по реализации антикоррупционной политики; в том числе доработка официального проекта антикоррупционной программы Приморского края ;
-обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами по предупреждению коррупционных правонарушений;
-передача материалов, содержащих признаки коррупционных проявлений, в правоохранительные органы;
- разработка предложений о проведении антикоррупционной экспертизы проектов законов, действующих законов, иных правовых актов и их проектов (альтернативно "организация и проведение антикоррупционной экспертизы");
- организация и проведение антикоррупционного мониторинга;
- проведение мероприятий по антикоррупционному образованию;
- проведение мероприятий по антикоррупционной пропаганде;
- подготовка и выпуск информационно-методических материалов по вопросам антикоррупционной деятельности;
- организация и составление ежегодного отчета о состоянии антикоррупционной деятельности в крае;
-проверка организации кадровой работы по проверке достоверности сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющемся объектом налогообложения, представляемых лицами, замещающими государственные должности республики, должности государственной гражданской службы края и должности в органах местного самоуправления;
-работа с обращениями граждан, должностных и юридических лиц, содержащими сведения о коррупционных правонарушениях;
-изучение, обобщение и внедрение практики успешно реализованных антикоррупционных программ в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.
- при проведении проверки вправе запрашивать от проверяемых организаций, должностных лиц все необходимые документы и информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.
При наличии таких положений в региональном законодательстве, возможна организация противодействия коррупции в регионе. При отсутствии такого органа, это будет только свидетельствовать об имитационной модели противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации.