С целью выявления основных тенденций развития предпринимательства в городе, основных его проблем, тенденций формирования рынка товаров и услуг, управлением по предпринимательству в августе – октябре 2003г. был проведен опрос предпринимателей и представителей малого бизнеса г. Костромы.
В опросе участвовало 27 % юридических лиц и 73 % индивидуальных предпринимателей.
Как показал опрос, основным видом деятельности (52,4 %) малого бизнеса по-прежнему остается торговля. Однако, в последнее время большая часть предпринимателей стремится к диверсификации своего бизнеса, занимаясь одновременно и торговлей, и общественным питанием, и транспортными услугами, и т.д. Растет число предпринимателей, основным видом деятельности которых становится производство товаров народного потребления (27 % опрошенных). Главным образом это швейное производство (10 %), производство мебели, тары (13 %), производство продуктов питания (4 %), производство строительных материалов. Большинство производителей видит улучшение своих результатов за счет увеличения объема производства, расширения сбыта продукции за счет улучшения качества, снижения затрат на производство (57 %).
К выпуску новой продукции предприниматели подходят осторожно. И, тем не менее, ассортимент товаров костромских производителей на рынках города растет с каждым годом.
Главным фактором, влияющим по мнению большинства опрошенных (62 %) на развитие бизнеса по-прежнему остается состояние экономики России в целом. И лишь далее по степени значимости идут платежеспособность клиентов (59 %), изменение налогообложения (52 %), штрафы и санкции со стороны органов власти (47 %), вмешательство криминальных структур. Высокий балл риска стихийных бедствий, в частности пожаров (67 %), говорит о несовершенной системе страхования бизнеса. Виду того, что бизнес в современных условиях становится все сложнее в управлении, немаловажное значение, как показал опрос, имеет сегодня подбор кадров: 41 % опрошенных считают уровень квалификации кадров одним из главных факторов успешного развития предприятия.
Хотя основная масса опрошенных считают, что их бизнес постепенно набирает темпы, многие производители (80 %) обеспокоены повышением себестоимости выпускаемой продукции по независящим от них внешним причинам. Также у многих вызывает обеспокоенность юридическая беззащитность предприятия.
31 % Участников опроса для успешной работы не достает информации о работе других предприятий в данной отрасли. 20 % Опрошенных одной из главных задач на перспективу видят улучшение организации службы маркетинга.
Основная часть опрошенных предпринимателей для развития бизнеса используют, как правило, свои собственные средства (61 %). Лишь 12 % смогли воспользоваться банковскими кредитами и 4 % – льготными займами. Это еще раз подтверждает тот факт, что взятие кредита остается сложным или практически невыгодным для большинства предпринимателей делом.
Как выяснил опрос, большинство его участников (73,5 %) в целом устраивает существующая система налогообложения. Упрощенную систему используют 37,5 % опрошенных, вмененный налог – 42,5 %, общую систему налогообложения – 20 %.
Кроме того, каждые 2 из 3-х предпринимателей получают от налоговых органов помощь и консультации. И всего лишь 3 % полагаются на собственный опыт.
91 % участников опроса заинтересованы в получении информации и консультаций от местных органов власти. Что хотят предприниматели получить от такого сотрудничества? Прежде всего – это помощь в исследовании рынков (42 %), помощь в нахождении партнеров, инвесторов (33 %), помощь в подготовке проектов – 11,6 %, помощь в подборе кадров – 14 %.
Т.о, главными направлениями работы местных органов власти должны стать: учебно-консультационная деятельность (семинары, консультации специалистов, “круглые столы” и т.д.); исследование рынков товаропроизводителей, услуг, исследование общественного мнения и создание банков данных потенциальных клиентов по бизнесу в различных сферах деятельности; разработка перспективного плана развития городских инфраструктур с учетом интересов предпринимателей и населения одновременно; создание благоприятных условий для кредитования бизнеса (фонды, кредитные кооперативы и т.д.).