Малый и средний бизнес является основой экономики Воронежской области, поскольку представляет собой подавляющее большинство субъектов предпринимательской деятельности.
Достижение социальной и экономической стабильности общества в сложных условиях правовых реформ является важнейшей задачей государства, достижение данной задачи невозможно без формирования эффективно работающего класса собственников-производителей товаров и услуг. Интенсивность развития предпринимательства, как в России, так и в каждом регионе, зависит от того, какие условия созданы для этого в экономической, правовой, социальной и культурных сферах.
Среди проблем, мешающих ведению бизнеса, важнейшей является проблема административных барьеров. Она порождена противоречивостью системы нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, что влечет произвол чиновников, создание ими искусственных препятствий в развитии бизнеса.
Данное социологическое исследование является иллюстрацией анализа проблемы существования административных барьеров в Воронежской области
Источником информации для построения основных выводов исследования послужил социологический опрос, который проводился методом анонимного анкетирования предпринимателей Воронежской области.
Для определения перечня предприятий, участвовавших в опросе, использовался отраслевой критерий выборки, отражающий структуру малого и среднего бизнеса Воронежской области.
Цели исследования
- Выявление наиболее значимых административных барьеров, создаваемых государственными органами для предпринимателей и юридических лиц.
- Определение места проблем во взаимоотношениях предпринимателей и органов власти в структуре общих проблем ведения бизнеса и оценка их влияния на развитие предпринимательства в Воронежской области.
- Получение информации о готовности предпринимателей выступить ответственными участниками диалога "бизнес-власть".
- Подготовки информационных материалов для организации семинаров и “круглых столов” между представителями органов государственной власти и структур развития предпринимательства, направленного на обсуждение административных барьеров, создаваемых государственными организациями для малых и средних предприятий.
- Использование полученных данных для подготовки в будущем предложений по усовершенствованию законодательства.
Характеристика участников опроса
В анонимном анкетировании участвовало 120 человек, руководителей фирм и индивидуальных предпринимателей.
Для полного анализа ситуации немаловажно знать, чем занимаются субъекты предпринимательской деятельности, принимавшие участие в опросе. Среди опрошенных самую большую долю (52,9%) занимают фирмы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей. Далее следуют представители сферы услуг (25,5 %). Сельским хозяйством и переработкой произведенной продукции занимаются 7,8 % опрошенных. Такое же количество респондентов связано с производственной сферой (7,8 %). За ними с большим отрывом следуют респонденты, занятые в строительстве, транспорте и других сферах, на них приходится по 2 %.
В целом, выборка значительно не отличается от данных по структуре малого предпринимательства воронежской области, которые представлены госкомстатом (на первом месте в структуре предприятий стоит сфера торговли, затем услуги, третье место занимают промышленные предприятия, в том числе, производящие сельхозпродукцию).
Что касается территориального критерия выборки, то можно говорить о том, что в их числе респонденов около половины представлены предприятиями и предпринимателями воронежской области (воробъевский, грибановский, павловский, калачеевский, эртильский, богучарский и др. Районы). Другую половину составляют воронежские предприниматели и фирмы.
Информация представлена интернет-порталом "Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса"