Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Комплексные проблемы развития малого бизнеса в г. Новокузнецке

Файлы

Ответственный исполнитель: Урбан О.А.
Кандидат философских наук, доцент, Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин СФ МИЭП

Оглавление

Введение

1. Социальная среда функционирования малого бизнеса

2. Трудовые ресурсы малого бизнеса

2.1. Ориентация населения на занятость в малом бизнесе
2.2. Ориентация выпускников вузов на предпринимательскую деятельность
3. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в г. Новокузнецке
3.1. Информированность предпринимателей об инфраструктуре поддержки малого бизнеса
3.2. Эффективность взаимодействия организаций инфраструктуры с предпринимателями
4. Характеристика малого бизнеса г. Новокузнецка 4.1. Социальный портрет предпринимателя
4.2. Социально-экономическое положение малого бизнеса
4.3. Основные проблемы развития малого бизнеса
4.4. Использование экономических инструментов повышения доходности в малом бизнесе
4.5. Использование социальных механизмов повышения доходности в малом бизнесе
4.6. Оптимизация кадровых ресурсов
5. Основные направления поддержки и развития малого бизнеса в г. Новокузнецке
5.1. Создание бизнес-инкубатора
5.2. Организация системы консалтинга
5.3. Организация образовательной системы
5.4. Система мониторинга малого бизнеса
5.5. Маркетинговые и социологические исследования как инструмент повышения доходности


Введение

Развитие малого предпринимательства в Новокузнецке является одним из важных инструментов решения социально-экономических проблем города:

  • создание новых рабочих мест;
  • пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений;
  • заполнение рынка разнообразными товарами и услугами по доступным для населения ценам;
  • повышение доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности;
  • снижение уровня социальной напряженности и др.

Поддержка развития малого предпринимательства сегодня – это политика, которая имеет общегосударственное значение. Реализация этой политики на уровне города предполагает, что структуры, отвечающие за разработку и реализацию программ поддержки и развития малого предпринимательства, должны иметь достоверную информацию о состоянии малого бизнеса в городе, с какими проблемами сталкиваются предприниматели, как оценивают собственные ресурсы и перспективы развития, что ожидают от административных органов и пр. Подобная информация поможет разработать эффективные программы финансовой поддержки малого предпринимательства, организации системы консультирования субъектов малого предпринимательства, системы обучения.

Следует отметить, что существующая система статистического учета, данные государственной налоговой инспекции не позволяют получить достаточно полную информацию о состоянии развития малого предпринимательства. Поэтому важнейшим источником информации является сам субъект деятельности – предприниматель.

Известно, что любое предприятие, в том числе малое – это социальная система открытого типа и поэтому социально - экономическое состояние малого бизнеса зависит от факторов как внешней, так и внутренней среды.

К числу основных внешних факторов развития малого бизнеса в г. Новокузнецке относятся факторы косвенного и прямого воздействия:

  • Политическая, социально-экономическая ситуация в стране, регионе, городе.
  • Законодательная база развития малого предпринимательства, как на федеральном, так и на местном уровнях.
  • Состояние инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в городе.
  • Инвестиционный потенциал для малого бизнеса в городе
  • Уровень конкуренции в городе среди предприятий малого бизнеса.
  • Качество трудовых ресурсов в регионе, как основа для адекватного обеспечения малых предприятий рабочей силой.
  • Деятельность предприятий - поставщиков для малых предприятий города.
  • Уровень платежеспособности населения города и структура потребностей в разного рода товарах.
  • Состояние общественного мнения в городе по отношению к малому бизнесу.

Перечисленные выше внешние факторы могут оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние на состояние и развитие малого бизнеса в городе. Любой руководитель малого предприятия в своей деятельности, безусловно, должен учитывать и реагировать на эти факторы, но изменить их самостоятельно в свою пользу он не может.

Другое дело внутренняя структура предприятия, которая создается для производства определенного товара, получения прибыли и контролируется самим руководителем. Именно в ней заложены большие потенциальные возможности для эффективной работы предприятия даже при наличии неблагоприятных условий внешней среды.

Развитие малого предпринимательства в Новокузнецке является одним из важных инструментов решения ряда социально-экономических проблем города (создание новых рабочих мест; пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений; повышение доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности; снижение уровня социальной напряженности и др.).
Специализированные структуры, отвечающие за разработку и реализацию программ поддержки и развития малого предпринимательства в городе, должны иметь достоверную информацию:

  • Во-первых, о состоянии малого бизнеса в Новокузнецке, которое отражено в разного рода статистических источниках и мнении самих предпринимателей.
  • Во-вторых, о состоянии общественного мнения горожан относительно малого бизнеса и самих предпринимателей.

Известно, одним из важных факторов развития предпринимательства является благоприятный социальный климат, то есть общественное мнение, выступающее в формах позитивных суждений о малом бизнесе. Благоприятный социальный климат выполняет следующие функции по отношению к развитию малого бизнеса:

  • экспрессивную (благоприятное общественное мнение, занимая определенную позицию по отношению к малому бизнесу, придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность данных институтов);
  • рекрутирующую (благоприятное общественное мнение оказывая влияние на формирование индивидуальных мнений привлекает в сферу предпринимательства новые силы).

Общественное мнение как отношение социальных групп к проблемам, представляющим для них непосредственный интерес, проявляется сначала в суждениях, затем в действиях. Поэтому общественное мнение отражает не только определенный уровень знаний людей по конкретному вопросу (малый бизнес в целом, его возможности для развития города и пр.), но и фиксирует отношение (активное, пассивное) к объекту мнения, образуя своеобразное единство рационального, эмоционального и волевого компонентов.

Таким образом, изучение общественного мнения дает возможность определить социальный потенциал среды функционирования и развития малого бизнеса в Новокузнецке. Следует так же отметить, что общественное мнение по отношению к конкретному социальному явлению или объекту чувствительно к разного рода факторам (социально-экономическим и политическим), поэтому оно изменчиво во времени. Мониторинг общественного мнения создает возможность для управленческих органов отслеживать динамику ситуации в малом бизнесе, отраженную в сознании горожан, дает информацию для выработки управленческих решений при разработки стратегии и тактики развития малого бизнеса в городе.

С развитием малого бизнеса на уровне государственной политики связывается возможность экономического роста в регионах и снижение уровня социальной напряженности. Вместе с тем, малые предприятия более уязвимы по сравнению с крупными. Основные проблемы в следующем:

  • Недостаток финансов, особенно в период становления малого предпринимательства.
  • Повышенная чувствительность к макроизменениям (инфляция, рыночная конъюнктура и пр.).
  • Невысокий уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления.

Таким образом, для эффективного развития предпринимательства необходима поддержка, в первую очередь со стороны государства. Государственная поддержка реализуется через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, налоговые льготы, помощь в получении льготного кредита и т.п. Как показал мировой опыт наиболее полную поддержку малое предпринимательство получает в так называемых бизнес-инкубаторах (БИ).

Социальная миссия инкубатора - формировать и поддерживать малый бизнес. В деятельности бизнес - инкубаторов можно выделить два важнейших направления: создание новых рабочих мест и формирование наукоемкого сектора экономики часто там, где его до этого не было.

Для российской экономики наиболее актуальным является создание большого количества нетехнологических бизнес-инкубаторов, основное назначение которых – стать основой региональной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса. Это направление, связанное с формированием инкубаторов нетехнологических фирм, особенно важно в тех регионах и городах, благополучие которых преимущественно строилось на процветании крупнейших градообразующих предприятий, в настоящий момент находящихся в состоянии кризиса. На базе этих предприятий происходит образование различных дочерних фирм, которое сопровождается массовым сокращением работающих. Кроме того, на местном уровне существуют проблемы и с трудоустройством других категорий работников (шахтеров, молодых дипломированных специалистов и пр.). В этом отношении, одним из важнейших направлений региональной, городской социально-экономической политики по созданию новых рабочих мест является развитие и поддержка малого бизнеса, а, следовательно, и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, элементом которой является бизнес – инкубатор.

У инициаторов организации инкубаторов бизнеса в затронутых кризисом регионах и городах, а этими инициаторами обычно выступают местные органы власти, как правило, нет четко определенной концепции инкубатора. Формирование концепции инкубатора включает в себя:

  • Подбор его учредителей.
  • Определение организационно-правовой формы БИ.
  • Выбор типа инкубатора (общего типа, специализированный).
  • Определение перечня услуг, присущих этой форме поддержки малого предпринимательства.
  • Определение критериев подбора клиентуры.
  • Определение сроков пребывания и критериев для выпуска фирм из бизнес инкубатора.
  • Выработка принципов регулирования взаимоотношений между клиентскими фирмами и дирекцией инкубатора (уровень арендной платы и сроки аренды, условия договора, условия предоставления услуг и пр.), основанных на взаимном балансе интересов.
  • Разработка принципов организационной культуры сотрудников и клиентов БИ.
  • Выбор месторасположения инкубатора и его планировка.
  • Определение направлений и форм деловых связей с конкретными органами власти и управления, банками, консалтинговыми фирмами, высшими учебными заведениями, крупными корпорациями и т.д. для привлечения их в качестве внешних консультантов в дальнейшем. В профессиональном плане сотрудники бизнес-инкубатора не могут охватить всего многообразия проблем, особенно узкоспециальных вопросов, интересующих фирмы инкубатора. Более того, подобная сеть взаимоотношений с внешними организациями способствует росту престижа инкубатора.

Суммируя, можно сказать, что именно на этапе формирования концепции инкубатора, которая построена на принципах системного подхода, закладывается жизненно важная для инкубатора сеть взаимоотношений с внешним миром, формируется его внутренняя микроэкономическая среда формирования и роста новых малых фирм.

Разработка концепции создания бизнес инкубатора должна осуществляться как с учетом имеющего опыта создания бизнес инкубаторов в разных городах страны, так и с учетом опыта вхождения в рынок работающих малых фирм города. Руководители малых предприятий имеют не только опыт организации собственного дела, но и достаточно устойчивые представления о том, как могут помочь начинающему предпринимателю для относительно быстрой и успешной его адаптации на рынке организации поддержки малого бизнеса, в первую очередь бизнес - инкубаторы. Подобная информация может быть получена только в ходе специального исследования.

Активно развивающимся элементом инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Новокузнецке должен стать консалтинг по вопросам управления малыми предприятиями. Важность развития консалтинга в сфере малого бизнеса очевидна. Известно, что малым предприятием, как правило, выступает такое предприятие, в котором административное и оперативное руководство сосредоточено в руках одного, максимум двух-трех людей, принимающих самые ответственные решения. Руководитель фирмы, выполняя максимально широкий круг текущих обязанностей, фактически не имеет свободного времени на участие в курсах по бизнес-обучению, на постоянное повышение собственной квалификации в области предпринимательской деятельности. Более того, у большой части руководителей малых предприятий не сформировалась в полной мере потребность в обучении ведения бизнеса, как важнейшего условия успешной работы на рынке. (См.: Отчет социологического исследования «Состояние малого бизнеса в г.Новокузнецке». Новокузнецк, 2001. с.15). Поэтому уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления собственного бизнеса не всегда высокий. Подтверждением этому факту являются результаты исследования по проблеме использования предпринимателями внутренних ресурсов собственного бизнеса как путей увеличения доходности (См.: Отчет социологического исследования «Исследование потенциальной возможности предпринимателя по использованию внутренних ресурсов собственного бизнеса как путей увеличения доходности». – Новокузнецк, 2001).

Отсюда следует необходимость в консалтинговой помощи малым предприятиям со стороны специализированных структур.

Определяя, какие услуги стоит предложить потенциальным клиентам, необходимо руководствоваться двумя взаимосвязанными основными критериями:

  • Какого рода услуги может предоставить консультант или его группа
  • Какая услуга является самой полезной и востребованной для клиента

Первый критерий очевиден, его применение связано, прежде всего, с уровнем компетентности консультанта. Реализация второго критерия основана на знании потребностей потенциальных клиентов. В этом отношении консультирующая организация должна четко определить круг основных задач, стоящих перед руководителями малых предприятий для повышения доходности их бизнеса. При всей специфике проблем функционирования и развития конкретного предприятия большинство предприятий малого бизнеса, занятых в сходных областях предпринимательства, работающих в единых социально-экономических условиях, по сути сталкиваются с типичными проблемами и нуждаются в сходном наборе консалтинговых услуг.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости