Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О состоянии и развитии малого предпринимательства в Белгородской области в 2002 году и перспективах его развития

Департамент экономической безопасности и промышленности Администрации Белгородской области

В целях комплексной поддержки малого бизнеса по всем основным направлениям, предусмотренным “Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации”, в области проведен ряд мероприятий, способствующих устранению административных барьеров в сфере предпринимательства, совершенствованию финансово-кредитных и инвестиционных механизмов в этой сфере. Реализована Программа поддержки малого предпринимательства в Белгородской области на 2000-2002 годы. Отдельные решения, направленные на устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, принимались администрацией области самостоятельно, не дожидаясь принятия решений на федеральном уровне.

С 2000 года в области работают структуры, обслуживающие граждан и юридических лиц по принципу “Одно окно”, важнейшими функциями которых являются подготовка пакета правоустанавливающих документов для предпринимателей “под ключ” (разработка устава, положения о предприятии, изготовление печати, открытие расчетного счета в банке), регистрация предпринимателей без образования юридического лица, лицензирование отдельных видов деятельности предпринимателей, формирование единого реестра предпринимателей без образования юридического лица и единого областного реестра лицензий. В структуре аппарата главы администрации области в 2002 году создано управление по координации работы единых Центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу “Одно окно” и лицензирования. Действует Совет по поддержке и развитию малого предпринимательства при главе администрации области, основной целью деятельности которого является поиск путей государственной поддержки предпринимательства, координация деятельности союзов и ассоциаций субъектов малого бизнеса.

Основным элементом рыночной инфраструктуры для развития малого бизнеса, на базе которого создана и успешно функционирует инфраструктура поддержки малого предпринимательства, является областное государственное учреждение “Белгородский областной центр развития предпринимательства”. На территории Центра организована работа бизнес-инкубатора, информационная и консультационная поддержка предпринимателям оказывается Межрегиональным маркетинговый центром, юридической консультацией, имеется телефон доверия для предпринимателей.

Осуществляют работу такие общественные организации предпринимателей, как некоммерческие партнерства “Гильдия купцов и промышленников”, “Содействие развитию малого предпринимательства”, приоритетным направлением деятельности которого является инновационная поддержка малого бизнеса, деятельность малых предприятий в научно-технической сфере, предпринимательская деятельность женщин, военнослужащих, инвалидов и неработающих граждан. Создана Ремесленная палата Белгородской области, развивается сеть потребительских кредитных кооперативов (“Экономическое содружество”, сельскохозяйственный потребительский кооператив “Фермер Белогорья”). Функционирует газета “Предприниматель Белгорода”, во всех муниципальных образованиях области действуют структуры для оперативного рассмотрения обращений, заявлений субъектов малого бизнеса по принципу “горячая линия”. Активное участие в работе с субъектами малого предпринимательства, разработке и экспертизе законодательных и нормативных актов по вопросам малого бизнеса принимает Белгородская торгово-промышленная палата, при которой действуют 9 общественных комиссий, состоящих из представителей всех сфер бизнеса.

Все перечисленные структуры поддержки малого бизнеса активно взаимодействуют с органами власти по решению вопросов поддержки малого и среднего бизнеса.

В феврале текущего года в помещении Центра развития предпринимательства открыта общественная консультационная приемная для предпринимателей Белгородской области полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, которая осуществляет анализ обращений предпринимателей, принимает меры по устранению негативных факторов в сфере малого бизнеса с участием представителей федеральных контролирующих, надзорных, правоохранительных органов.

Для облегчения осуществления малыми и средними предприятиями организации внешнеэкономической деятельности в рамках подписанных соглашений между Белгородской и Харьковской областями формируется координационный совет альянса Харьков-Белгород, одной из задач которого будет координация усилий административных органов по поддержке и развитию малого бизнеса в регионах.

В рамках Программы поддержки предпринимательства в Белгородской области реализуется ряд постановлений главы администрации области, предусматривающих меры по финансированию малого бизнеса. В истекшем году объем инвестиций за счет всех источников финансирования по предприятиям малого и среднего бизнеса составил 75 млн. рублей. Областной инвестиционной комиссией по кредитованию малого и среднего предпринимательства оценены положительно 154 социально и экономически значимых для области инвестиционных проектов, внедрение которых позволит создать 2,3 тыс. новых рабочих мест.

Ведется активная работа по привлечению банковских кредитов в сферу малого бизнеса. В соответствии с заключенным Соглашением между администрацией области и Сберегательным банком Российской Федерации о реализации программы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, будет осуществляться пилотный проект по микрокредитованию субъектов малого предпринимательства по приоритетным видам деятельности. Администрация области при этом обязуется предоставить залоговое обеспечение кредита из фонда, сформированного за счет государственного имущества, принадлежащего области.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в области также путем субсидирования за счет средств областного бюджета ½ части процентной ставки по банковским кредитам, заключения договоров финансового лизинга. В 2002-2003 годах в областном бюджете предусматривалось ежегодно 20 млн. рублей на субсидирование части процентных ставок предпринимателям, реализующим социально значимые инвестиционные проекты с созданием новых рабочих мест. Субъекты малого предпринимательства имеют возможность реализовать высокоэффективные проекты на условиях финансового лизинга за счет средств областной программы “Совершеннолетие”.

В ходе реализации постановления главы администрации области от 22 апреля 2002 года №203 “О проведении займа денежных средств у физических и юридических лиц” на территории области зарегистрирован 121 кредитный потребительский кооператив граждан с численностью участников более 4 тыс. человек. Часть средств кооперативов, согласно договорам займа, привлекается на инвестирование социально значимых проектов субъектов малого предпринимательства.

Положительным фактором для развития малого бизнеса явилось введение на территории области с 1 января 1999 года единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Налоговая нагрузка по данному налогу снизилась в среднем в 2,2 раза против действующей системы налогообложения, а по отдельным социально значимым сферам снижение достигло до 5 раз. Если в 1999 году поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджет области составили 3,4 процента, то в 2002 году - 5,8 процентов к общему поступлению налогов, рост был обеспечен за счет легализации “теневого” бизнеса и наращивания предпринимательской деятельности.

В рамках действующего Совета по поддержке и развитию малого предпринимательства при главе администрации области создается фонд молодых ученых, одной из задач которого является стимулирование деловой активности молодых ученых по проблемам практического внедрения наукоемких технологий в сферу малого бизнеса.

Белгородским отделом территориального управления по Орловской и Белгородской областям Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства постоянно принимаются меры по пресечению фактов недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям. Например, приведены в соответствие с антимонопольным законодательством нормативно-правовые акты органов местного самоуправления г. Губкин и Губкинского района в сфере регулирования размещения средств наружной рекламы.

По состоянию на конец 2002 года на территории области функционировало 9,1 тыс. малых предприятий, что на 3% больше, чем в 2001 году. Свыше 95% малых предприятий сконцентрированы в трех отраслях экономики области - торговле и общественном питании, строительстве и промышленности. В малом бизнесе занято 53,7 тыс. человек. Объем выпуска товаров и услуг в этой сфере за 2002 год оценивается в пределах 20,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6% больше уровня 2001 года.

В текущем году предполагается увеличение к уровню 2002 года количества малых предприятий в области на 2%, рост выручки от реализации продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах - на 3,8 процента.

Успешно развивается ряд малых предприятий, осуществляющих в качестве основной своей деятельности переработку сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания, изготовление мебели, строительных, упаковочных и перевязочных материалов, лакокрасочной продукции, швейных изделий. Отдельные субъекты малого бизнеса (например, ООО “Завод “Краски “Квил” по производству лакокрасочной продукции), получавшие на первоначальном этапе своей деятельности финансовую поддержку из областного бюджета, в настоящее время уже “переросли” критерии, характеризующие принадлежность предприятий к субъектам малого предпринимательства. Предприятия используют новые технологии, расширяют производство и объемы реализации продукции, занимают прочное положение на рынке.

Определенное положительное влияние на развитие предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса оказало принятие в 2001 году нормативно-правовых документов федеральных органов власти по вопросам регистрации, лицензирования и контроля за их деятельностью, направленных на снижение административного вмешательства в эту сферу.

Однако, несмотря на принимаемые меры поддержки малого предпринимательства как на региональном, так и на федеральном уровне, малый бизнес пока не занял достойного места в экономике области. На сегодняшний день основная часть малых предприятий сосредоточена в областном центре, нескольких наиболее крупных городах области, медленно развивается малый бизнес в сельских районах области. Темпы развития значительной части малых предприятий области невелики, треть из них имели в 2002 году убытки от финансово-хозяйственной деятельности. Доля предприятий, внедряющих передовые технологии или выпускающих принципиально новые виды продукции, чрезвычайно мала.

Анализ отраслевой принадлежности субъектов малого предпринимательства говорит о преобладании в этой сфере торговли и общекоммерческой деятельности, в то время как рост числа малых промышленных предприятий недостаточен. По данным областного комитета государственной статистики 60% выручки от реализации продукции, работ, услуг в сфере малого бизнеса получено в истекшем году на предприятиях торговли, основная доля инвестиций (46%) также направлялась на развитие данной отрасли. Это говорит о необходимости разработки на федеральном уровне целенаправленной промышленной политики, принятия мер, стимулирующих развитие малых промышленных предприятий. Необходимо создание законодательных актов, которые будут способствовать развитию отечественного производства в малом и среднем бизнесе, а также сельского бизнеса.

Отсутствует законодательное определение принадлежности коммерческих предприятий к субъектам “среднего предпринимательства”. Это приводит к тому, что целый ряд предприятий, переросших критерии малого бизнеса и сталкивающихся с проблемами развития на новом уровне, практически выпадает из поля действия программ по развитию бизнеса.

В целях дальнейшего расширения методов поддержки малого бизнеса администрация области совместно с органами местного самоуправления, другими заинтересованными структурами намерена:

- образовать на территории области некоммерческую организацию “Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства”, основными функциями которой будут реализация пилотного проекта администрации области и Сберегательного банка России по микрокредитованию субъектов малого предпринимательства, взаимодействие с федеральными органами власти по вопросам развития малого бизнеса, организация качественной системы информационной поддержки и оказания консультационных, консалтинговых услуг субъектам малого бизнеса;

- расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;

- совершенствовать финансово-кредитную поддержку через создание кредитных кооперативов (аналогичных создаваемым сейчас в области кредитным потребительским кооперативам граждан), создание обществ взаимного кредитования, которые смогут брать кредиты в банках и предоставлять займы малым предприятиям на возвратной основе под инвестиционные проекты;

- расширять систему финансового лизинга для приобретения оборудования, в том числе находящегося в областной и муниципальной собственности;

- осуществлять разработку действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями на основе создания гарантийного залогового фонда, в основном из имущества предпринимателей;

- активизировать привлечение малых предприятий для выполнения областного и муниципальных заказов в различных отраслях экономики;

- образовать в рамках муниципальных образований некоммерческие партнерства по видовому и территориальному признаку;

- совершенствовать систему образовательной поддержки и кадрового обеспечения малого предпринимательства.

В целях создания условий для устойчивого развития малого бизнеса необходимо решить ряд проблемных вопросов и на федеральном уровне:

- разработать и принять Федеральный закон “О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, предусмотрев в нем меры, стимулирующие развитие промышленных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса, создание импортозамещающих производств, развитие сельского бизнеса;

- ускорить принятие федеральной целевой Программы поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы;

- при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства;

- принять нормативно-правовые документы, предусматривающие упрощение схемы предоставления кредитными организациями кредитных ресурсов субъектам малого предпринимательства;

- реализовать комплекс мер, стимулирующих создание кредитных бюро, ведение единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства, и обеспечить возможность ее свободного пользования банками и небанковскими кредитными институтами;

- учитывая, что с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц” фактически не произошло упрощения процедуры регистрации юридических лиц, рассмотреть возможность создания на федеральном уровне отдельного государственного органа, объединяющего в себе функции государственной регистрации юридических лиц, занятых в малом бизнесе, и другие функции, обеспечивающие взаимодействие с субъектами малого бизнеса по принципу “Одно окно” (подготовка учредительных документов, лицензирование, постановка на налоговый учет, регистрация в государственных социальных внебюджетных фондах, органах госстатистики и другие);

- внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, предусматривающие: установление исчерпывающего перечня организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора); механизмы практической реализации основных принципов, содержащихся в законе; ответственность органов местного самоуправления в случае неправомерных действий по отношению к субъектам малого предпринимательства.

В целях обеспечения равных и оптимальных условий налогообложения в сфере малого предпринимательства считаем целесообразным:

- создать единую систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства в виде единого налога на вмененный доход, так как действующая упрощенная система налогообложения несовершенна, предполагает уплату других налогов и, кроме того, при наличии у субъекта малого предпринимательства видов деятельности, подпадающих под единый налог на вмененный доход, еще и уплату этого налога;

- предоставить на федеральном законодательном уровне право органам местного самоуправления вносить в рамках определенного интервала изменения в значения корректирующего коэффициента К2, утверждаемого субъектами Российской Федерации, чтобы учесть отдельные местные особенности ведения предпринимательской деятельности;

- передать в полном объеме федеральную долю налогов от субъектов малого предпринимательства в бюджеты муниципальных образований, что обеспечит наибольшую заинтересованность регионов и будет служить стабильным источником доходов сельских территорий.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости