Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О состоянии и развитии малого предпринимательства Воронежской области в 2002 году

Администрация Воронежской области

В 2002 году число субъектов малого предпринимательства в целом по области составило 77,5 тысяч, в том числе малых предприятий 14 тыс. единиц и 63,5 тыс. человек индивидуальных предпринимателей. С учетом оценки числа занятого населения в индивидуальном предпринимательстве всего в малом бизнесе трудилось около 310 тыс. человек или 25,6% экономически активного населения области. Вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт (ВРП) составил 10,0 млрд. рублей или 12% от оценочного уровня ВРП за 2002 год. При этом здесь не учтены товары и услуги индивидуальных предпринимателей, составляющих 82% от общего количества субъектов малого предпринимательства, по характеру и масштабам своей деятельности практически не отличающихся от малых предприятий - юридических лиц. В расчете на тысячу жителей число малых предприятий увеличилось с 4,5 до 5,8 единиц. Одновременно произошло укрупнение предприятий по числу работающих с 9,7 до 12,5 человек.

Развитию предпринимательства в определенной степени способствовали инвестиции в основной капитал малых предприятий. В 2002 году их объем составил 629,4 млн. рублей при росте к уровню 2001 года - 115%.

Субъектами малого предпринимательства за 2002 год уплачено налогов на совокупный доход (включая уплату по системе единого налога на вмененный доход) в бюджеты всех уровней в сумме 552,4 млн. рублей, в том числе территориальный бюджет получил от малого бизнеса 463,9 млн. рублей или 5,3% общей суммы налоговых поступлений. К уровню 2001 года налоговые отчисления субъектов малого бизнеса в территориальный бюджет возросли на 11,7% или 48,6 млн. рублей.

В связи с активизацией предпринимательской деятельности в 2002 году Воронежская область значительно опережает по темпам роста основных показателей развития малого бизнеса большинство регионов Российской Федерации (по данным доклада Госкомстата РФ “Социально-экономическое положение России за 2002 год” показатели по малому бизнесу приведены в докладе по результатам деятельности малых предприятий за 9 месяцев 2002г.).

Проценты роста основных показателей развития малого предпринимательства за 9 месяцев 2002 года к соответствующему периоду прошлого года

Показатели Воронежская область ЦФО ЦЧР РФ
% роста % роста % роста % роста
1 Число малых предприятий (тыс.ед) 127.3 106.8 120.2 104.5
2 Среднесписочная численность работников (тыс.чел.) 165,6 117.3 144.9 111.1
3 Объем произведенной продукции (млн.руб.) в 2,2 раза 135.4 157.2 137.0

Опережающие темпы развития малого бизнеса в Воронежской области сказались на повышении удельного веса региона по всем основным показателям развития малого бизнеса в ЦФО, ЦЧР и РФ в целом:

Удельный вес Воронежской области в основных показателях развития малого предпринимательства ЦФО, ЦЧР, РФ.

(%)

№П/п Показатели ЦФО ЦЧР РФ
2001 9 мес. 2002 2001 9 мес. 2002 2001 9 мес. 2002
1 Число малых предприятий 3.6 4.3 41.8 44.3 1.3 1.6
2 Среднесписочная численность работников малых предприятий 4.5 6.4 47.8 54.4 1.6 2.5
3 Объем произведенной продукции малыми предприятиями 1.9 3.3 31.4 40.3 0.7 1.0
4 Инвестиции в основной капитал малых предприятий 2.1 4.7 43.0 47.9 0.8 1.5

Достигнутые результаты развития малого предпринимательства в области в определенной степени связаны с реализацией “Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2002 год”. При ее разработке учтены основные направления “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации”: совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей малый бизнес, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, повышение ресурсной поддержки, научно-методическое, информационное, организационное и кадровое обеспечение предпринимательства, развитие межрегионального и международного сотрудничества. Администрацией области также проводилась работа, направленная на выполнение Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию “России надо быть сильной и конкурентно-способной”. В соответствии с Посланием основные решаемые вопросы - законодательное обеспечение налогообложения малого бизнеса и создание эффективной системы контроля и надзора в области.

В целях совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей малый бизнес, в отчетном году направлялись предложения в Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство транспорта РФ по:

  • внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, в частности, в Налоговый Кодекс РФ (по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, упрощенной системе налогообложения, единому социальному налогу), Законы РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, “О милиции”;
  • принятию дополнительных законов “О кредитной кооперации”, “Об основах технического регулирования в Российской Федерации” и разработке нормативных правовых актов во исполнение Законов РФ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”, “О государственной регистрации юридических лиц” и др.

Поддержаны законодательные инициативы других субъектов РФ и субъектов законодательной инициативы (Саратовской областной Думы, Московской областной Думы и др.)

На региональном уровне в отчетном году подготовлены и приняты Думой два Закона Воронежской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области”, а также рассмотрен законопроект по единому налогу (в соответствии с главой 26.3 Налогового Кодекса РФ). Проводилась работа с муниципальными образованиями по установлению экономически обоснованных корректирующих коэффициентов.

Кредитование субъектов малого бизнеса проводилось по трем основным формам:

  • микрокредитование - для пополнения оборотного капитала малых предприятий, не имеющих доступа к банковским кредитам. За отчетный период выдано 830 займов на общую сумму 19,1 млн. рублей (в 3,1 раза больше, чем за 2001 год), что позволило создать около 1,5 тысяч рабочих мест на 454 микропредприятиях (из них 61% действуют в сельских районах).
  • конкурсное финансирование социально-значимых инвестиционных проектов за счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. В 2002 году профинансировано 7 инвестиционных проектов на общую сумму 1,5 млн. рублей.
  • кредитование инвестиционных проектов, осуществляемое за счет основного заемного капитала Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ с покрытием части процентов по кредиту Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Воронежской области. Профинансировано 4 инвестиционных проекта на общую сумму 6,2 млн. рублей со стороны Сбербанка и 128 тыс. рублей со стороны ГФПМПВО.

Для привлечения капитала коммерческих банков в сектор малого бизнеса в 2002 году разработан новый порядок финансирования инвестиционных проектов через механизм оптимизации процентных платежей фирм-заемщиков по кредитам Сбербанка с использованием льготных компенсационных займов ГФПМПВО для уплаты процентов по заемным средствам (постановление администрации области № 247 от 11.03.2002).

Основная работа по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в 2002 году проводилась в направлении совершенствования деятельности Центров и фондов поддержки предпринимательства и укрепления их материальной базы. За прошедший год имущественная база районных ЦПП увеличилась в среднем на 32 %, их клиентская база возросла на 70 %. Одновременно, в дополнение к 10 существующим центрам и 3 фондам поддержки малого предпринимательства в 2002 году в г. Воронеже были созданы Центр поддержки предпринимательства - АНО "ЦФУ" (Центр финансовых услуг) и фонд поддержки предпринимательства; проведены подготовительные работы по созданию фонда поддержки предпринимательства в Рамонском районе. Профинансированы проекты двух бизнес-инкубаторов (Калачеевского и “Воронеж-Орбита-Сервис”) в целях укрепления их материальной базы и создания новых рабочих мест.

В целях поддержки инновационной деятельности и в соответствии с постановлением администрации Воронежской области № 844 от 27.09.2002 г. “О развитии инновационной деятельности в промышленности области” в отчетном году проведены подготовительные работы по созданию регионального инновационного центра - автономного некоммерческого предприятия (АНО) РИЦ. Учредителями центра явились промышленные предприятия, субъекты малого предпринимательства и высшие учебные заведения области.

Особое внимание в 2002 году уделялось информационной поддержке субъектов малого предпринимательства. В отчетном периоде выпущено два бюллетеня “Инвестиции и малый бизнес”, подготовлен справочник инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Воронежской области, изданный в справочно-информационном сборнике “Энциклопедия предпринимателя Воронежской области” серии “Молодежь Воронежа 21 века”. Выполнены работы по актуализации Интернет-ресурса “Система государственной поддержки малого предпринимательства Воронежской области” и созданию базы данных инвестиционных проектов малых предприятий Воронежской области. В сети Интернет действует и постоянно обновляется и дополняется Интернет-ресурс www infobus.ru “поддержка малого и среднего бизнеса”, размещающий сведения о потенциальных инвесторах (зарубежных и российских партнерах) и предлагаемых видах финансовых отношений. Создан интернет-ресурс региональной системы поддержки предпринимательства www.voronezh.gov.ru.

Решение вопросов кадрового обеспечения малого предпринимательства было ориентировано на подготовку государственных и муниципальных служащих, занимающихся поддержкой малого бизнеса, руководителей и сотрудников инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также на реализацию “Президентской программы подготовки управленческих кадров”. В 2001-2002 учебном году в рамках “Президентские программы” подготовлено 74 человека из числа руководителей и специалистов малых и средних предприятий области, на 2002-2003 учебный год федеральной комиссией зачислены и проходят обучение 105 руководителей высшего и среднего звена предприятий.

Подготовка руководителей и специалистов непосредственно для субъектов малого предпринимательства осуществляется учебными заведениями среднего, высшего и дополнительного профессионального образования системы профессионального образования Воронежской области. Выпуск учащихся по характерным для малого бизнеса специальностям (маркетинг, менеджмент, коммерция, экономика, бухгалтерский учет и контроль, экономика и управление на предприятиях (в том числе по отраслям), юрист предпринимательской деятельности) обеспечивают 17 образовательных учреждений области (Воронежский государственный университет, Воронежский экономико-правовой институт, Институт менеджмента, маркетинга и финансов, Воронежский институт экономики и социального управления и др.). За 2001-2002 учебный год общий выпуск учащихся по указанным специальностям составил 1440 человек (12,0% от общего выпуска специалистов в области).

Одновременно по программам дополнительного профессионального образования рядом учебных заведений проводится подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для возможной работы на предприятиях. Такое обучение осуществляют: Воронежский учебный центр “Кадры” по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке высвобожденных работников и незанятого населения, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации ВГУ, Институт повышения квалификации ВГУ, факультет переподготовки и повышения квалификации специалистов Воронежского государственного технического университета, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (Центрально-Черноземный филиал) и другие учебные заведения.

Исходя из компетенции и задач антимонопольных органов на территории Воронежской области, проводилась работа по развитию конкурентных отношений на товарных рынках, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. В связи с изложенным практически всем главам администраций районов области регулярно направлялись письма с анализом ситуации и необходимыми разъяснениями и требованиями по безусловному соблюдению норм закона о конкуренции. Важным для решения задач совершенствования государственной поддержки предпринимательства явилось установление приоритетных для области товарных рынков и организация комплексной работы по их обустройству, которая включала, в том числе, меры по антимонопольному контролю и регулированию.

Воронежским территориальным управлением совместно с администрацией Воронежской области, ЦСМ и Госторгинспекцией проводилось обучение предпринимателей на выездных семинарах, в частности, в 2002 году - в Новоусманском, Россошанском, Кантемировском, Семилукском районах и в городе Воронеже. При возникновении острых ситуаций с контролирующими органами или с потребителями предприниматели имели возможность обратиться в органы контроля по “горячей линии” за разъяснениями.

В информационно-аналитической газете “Запрос” ведется постоянная рубрика “Антимонопольное управление информирует”, материалы по вопросам антимонопольного контроля и регулирования постоянно освещаются в СМИ.

В отчетном периоде в большинстве ведущих вузов города продолжалась реализация разработанных сотрудниками Управления учебных программ и курсов, в том числе - “Регулирование рекламной деятельности” на факультете журналистики Воронежского государственного университета, “Антимонопольное регулирование”, “Конкурентная и потребительская политика коммерческой организации” на экономическом факультете Воронежского государственного университета и факультете переподготовки кадров Воронежского технического университета и в других вузах, что способствует профилактике нарушений законодательства и развитию государственной поддержки предпринимательства. В 2002 году фондом "Международный центр по развитию конкуренции и товарных рынков" изданы практические рекомендации "Организация бизнеса и антимонопольное регулирование, ликвидация административных барьеров в развитии предпринимательства", подготовленные сотрудниками Воронежского территориального управления МАП России.

Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства в отчетном году было направлено на уменьшение государственного вмешательства в сферу малого бизнеса. Так, в целях упорядочения полномочий надзорных органов за деятельностью субъектов предпринимательства состоялось совместное заседание Координационного совета по малому предпринимательству при главе администрации области и Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров. Участниками заседания, в том числе руководителями территориальных управлений правоохранительных органов и контролирующих федеральных структур, принято решение о заключении соглашений администрации области с органами государственного контроля (надзора) об организации совместной работы по проведению комплексных проверок, созданию единой информационной системы по координации контроля. Для повышения эффективности работ по ликвидации административных барьеров создан отдел по координации контроля за деятельностью предпринимательских структур на территории Воронежской области (постановление администрации Воронежской области № 862 от 08.10.2002 года). Деятельность отдела осуществляется в соответствии с соглашением администрации области с территориальными подразделениями Федеральных органов контроля (надзора). Основные задачи, которые призван решить отдел, следующие:

  • создание единого банка данных по проверкам субъектов предпринимательской деятельности и проведение их статистической обработки в автоматизированной информационной системе;
  • проведение анализа нормативных правовых документов, регулирующих контрольно-разрешительную деятельность на территории Воронежской области, и разработка проектов законодательных и иных правовых актов по оптимизации контрольно-разрешительной деятельности и др.

Снижению уровня административных барьеров способствовало введение в состав Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при главе администрации области в 2002 году представителей наиболее крупных предпринимательских объединений области: Воронежского регионального союза предпринимателей “ОПОРА”, Воронежской областной общественной организации “Объединение предпринимателей”, Топливной ассоциации.

Всего на реализацию мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства Воронежской области на 2002 год при плане 13081 тыс. руб. фактически было направлено 26663 тыс. руб., в том числе из средств:

  • областного бюджета - 2305 тыс. руб. при плане - 5333 тыс. рублей;
  • Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 5600 тыс. руб. при плане - 5000 тыс. рублей;
  • Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области (собственные средства) - 1371 тыс. руб. при плане -748 тыс. рублей.

В результате принятых администрацией области мер по привлечению внебюджетных средств на реализацию мероприятий Программы дополнительными источниками финансирования Программы 2002 года явились средства международных организаций (“СВИССКОНТАКТ”, “ЕВРАЗИЯ”, “ФОРА”) на общую сумму 11213 тыс. руб., а также средства ЦЧБ СБ РФ (компенсационные займы в рамках реализации совместной Программы кредитования субъектов малого предпринимательства на 2002 год) в сумме 6150 тыс. руб.

Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки малого предпринимательства, на его развитие влияют следующие основные проблемы:

    1. Несовершенство законодательной и нормативной правовой базы, в том числе:
      • федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” - в части количественных и качественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, правового регулирования государственной поддержки малого бизнеса;
      • гражданского законодательства - в части отсутствия надежных механизмов защиты личности и прав предпринимателей, их имущественных интересов;
      • трудового законодательства - в части отсутствия четкой регламентации положений по организации труда и выплате заработной платы, трудовых отношений предпринимателей с наемными работниками (не учитываются специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства);
      • налогового законодательства - в части отсутствия оптимальных систем налогообложения предпринимательской деятельности;
      • иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и деятельности субъектов предпринимательства.

    2. Наличие административных барьеров во взаимоотношениях малого бизнеса и власти на всех уровнях. Множество нормативных актов, включая ведомственные и местные, затрудняют порядок регистрации субъектов малого предпринимательства и дальнейшее ведение ими хозяйственной деятельности (связаны с разрешительными действиями государства по административным процедурам, а также непродуманной системой контроля).
    3. Слабое ресурсное обеспечение малого бизнеса, его финансовая и имущественная поддержка (связано с дефицитом бюджета, недостаточностью кредитных ресурсов и стимулов для вложения капитала в малое предпринимательство, неэффективным использованием государственного и муниципального имущества и имущества неплатежеспособных предприятий и незагруженных производственных мощностей крупных и средних предприятий).

В целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне необходимо:

  • создать качественную законодательную основу (включая налоговую), направленную на легализацию деятельности и правовую защиту субъектов малого бизнеса, повышение их экономической устойчивости, престижности труда в малом бизнесе;
  • обеспечить в системе государственного образования расширенное обучение студентов основам малого предпринимательства;
  • усовершенствовать систему государственного статистического учета и отчетности о деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечить ресурсную поддержку приоритетных направлений в развитии малого бизнеса (инновационное предпринимательство, подготовку кадров для сферы малого бизнеса и др.).

Основными направлениями деятельности администрации области по развитию и государственной поддержки малого предпринимательства станут:

  • расширение доступа предпринимателей к ресурсной поддержке путем совершенствования механизмов ее предоставления, развития объектов инфраструктуры финансовых и имущественных услуг, привлечения инвестиций в региональный малый бизнес;
  • создание недостающих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства в функциональном и территориальном разрезе, обеспечивающих системное распространение услуг на всей территории области;
  • совершенствование регионального законодательства, регламентирующего малый бизнес, направленное на обеспечение государственной поддержки предпринимателей, улучшение внешней среды деятельности малого бизнеса, развитие предпринимательской активности.

Решение указанных направлений по развитию малого бизнеса будет осуществляться в рамках областной политики поддержки предпринимательской деятельности через реализацию региональных целевых Программ развития малого предпринимательства.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости