Автор: Иоост де ла Рив Бокс, Ханс Версхоор, Яспер Снук, Галина Ермилова
Москва, 2002
Аннотация
Все документы подготовлены в рамках проекта Тасис СМЕРУС9803 "Поддержка развития малого предпринимательства" консультантами Нидерландского Экономического Института (переименованного в "Экорис Нидерланды"), который является главным подрядчиком по проекту, в тесном сотрудничестве с МАП России и российскими экспертами.
Информация, содержащаяся в книге, направлена на повышение уровня знаний политических деятелей, представителей сектора малого бизнеса и других заинтересованных лиц в области различных концепций и достижений в РФ и ЕС, а также в вопросах преимуществ и недостатков определенных стратегий развития.
В книге собраны четыре программных документа по финансовым инструментам для МСП, а также статистический анализ развития микрофинансирования в России в 1998-2000гг. Статистический анализ по микрофинансированию подготовлен РЦ МСП, который является как бенефициаром, так и субподрядчиком проекта СМЕРУС 9803. Все главы содержат конкретные рекомендации по совершенствованию финансовых инструментов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Что такое Тасис
Тасис СМЕРУС 9803 - Поддержка развития малого предпринимательства
Глава 1 Введение
Надежда А. Каллина, Ник ван дер Ляйн
Глава 2 Микрофинансирование в России
Иоост де ла Рив Бокс
2.1 Введение
2.2 Институциональная карта сектора микрофинансирования
2.3 Краткий обзор зарубежного опыта
2.4 Создаем благоприятные условия
2.5 Возможности для конкретных мер
Приложение 1. Список литературы
Приложение 2. Веб-сайты в Интернете по микрофинансированию
Глава 3 Венчурный капитал в России
Ханс Версхоор
Краткое содержание
Рекомендации
3.1 Введение
3.2 Проблема венчурного капитала
3.3 Текущее состояние венчурного капитала в РФ
3.4 Создание источников венчурного капитала в России
3.5 Создание спроса на венчурный капитал в России
3.6 Законодательство, регулирующее операции с венчурным капиталом
Глава 4 Гарантии по кредитам в России
Яспер Снук
Краткое содержание
Рекомендации
4.1 Введение
4.2 Институциональная карта кредитных организаций и поставщиков кредитных гарантий для МСП в РФ
4.3 Существующий опыт кредитных гарантий в РФ
4.4 Обзор актуального мирового опыта
4.5 Уроки, полученные в РФ, и международный опыт
4.6 Правовые вопросы развития кредитных гарантий
4.7 Рекомендации
Приложение 1. Список литературы
Приложение 2. Некоторые контактные адреса в Интернете по вопросам кредитных гарантий
Глава 5. Лизинг в России
Ханс Версхоор
Краткое содержание
Общие рекомендации
5.1 Введение
5.2 Инструмент лизинга как источник финансирования МСП, общий обзор
5.3 Текущее состояние отрасли лизинга в РФ
5.4 Законодательство, регулирование и налогообложение в секторе лизинга
5.5 Общие рекомендации
Глава 6 Анализ развития микрофинансирования в России в 1998-2000 гг.
Галина А. Ермилова
6.1 Аннотация
6.2 Основные цели и задачи аналитического обзора
6.3 Определение объекта исследования
6.4 Подход к формированию информационной базы
6.5 Структура информационной базы
6.6 Отдельные замечания к понятиям и терминам, используемым в аналитическом обзоре
6.7 Распределение МФО по территории России
6.8 Типология выборки. Специализированные и неспециализированные МФО
6.9 Динамика числа МФО, сроки функционирования на российском рынке микрофинансовых услуг
6.10 Характеристика общего объема выдаваемых МФО средств в 1998-2000 гг.
6.11 Динамика числа займов
6.12 Средний размер займа
6.13 Ставка процента за пользование микрофинансовыми ресурсами
6.14 Сроки предоставления микрозаймов
6.15 Динамика клиентской базы МФО
6.16 Уровень возвратности микрозаймов
6.17 Качественная характеристика клиентской базы МФО
6.18 География деятельности МФО
6.19 Оценка дефицита средств на микрофинансовые ресурсы
6.20 Анализ формирования кредитного портфеля МФО
6.21 Заключение
Приложение 1. Распределение МФО, принявших участие в опросе, по субъектам РФ, 2000 г.
Приложение 2. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Надежда А. Каллина, Координатор проекта СМЕРУС 9803, МАП России
Ник ван дер Ляйн, Руководитель проекта СМЕРУС 9803
Значение малого предпринимательства
Малые и средние предприятия (МСП) играют огромную роль в решении текущих социально-экономических задач и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. МСП в состоянии за короткий срок создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции. Сегодня в странах с развитой экономикой МСП являются важным «локомотивом» экономического роста. Следовательно, создание благоприятных условий для развития предпринимательства имеет важнейшее значение, как для малого сектора, так и экономики в целом.
Одним из наиболее серьезных препятствий развития малого бизнеса в РФ является ограниченный доступ к финансированию. Недостаточные возможности и часто неспособность привлечь внешнее финансирование сказываются на всех стадиях развития предприятия: будь то формирование, расширение или стадия замещения капитала. Вопрос ограниченного доступа МСП к финансированию обсуждается уже довольно долгое время, и для решения этих проблем был предложен ряд инициатив зарубежными донорскими организациями, международными финансовыми организациями и, в меньшей степени, Правительством РФ.
В последнее время политическое руководство Российской Федерации стало придавать большое значение развитию сектора малого бизнеса как части социально-экономической политики и долгосрочного развития Российской экономики. Важным шагом в этом направлении стало обсуждение и принятие «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации» на заседании Государственного Совета РФ 19 декабря 2001 г. Одним из восьми приоритетных направлений деятельности в Концепции признано расширение доступа малого бизнеса к источникам финансирования.
Еще одним знаком повышенного внимания к вопросу доступа малого бизнеса к финансированию является то, что именно эта тема была выбрана для обсуждения на Третьей Всероссийской конференции развития малого бизнеса, которая будет проводиться в марте 2002 г.
Цель книги
За созданием этой книги стоит наше стремление внести вклад в развитие и применение релевантных политических мер в расширении доступа МСП к финансированию в России. Также информация, содержащаяся в данной книге, направлена на повышение уровня знаний политических деятелей, представителей сектора малого бизнеса и других заинтересованных лиц в области различных концепций и достижений в РФ и ЕС, а также в вопросах преимуществ и недостатков определенных стратегий развития.
Содержание книги
В данной книге собраны четыре программных документа по финансовым инструментам для МСП, а также статистический анализ развития микрофинансирования в России в 1998–2000 гг. Все документы подготовлены в рамках проекта Тасис СМЕРУС 9803 «Поддержка развития малого предпринимательства» консультантами Нидерландского Экономического Института (с 1 января 2002 г. переименованного в «Экорис – Нидерланды»), который является главным подрядчиком по проекту, в тесном сотрудничестве с МАП России и российскими экспертами. Статистический анализ по микрофинансированию подготовлен РЦ МСП, который является как бенефициаром, так и субподрядчиком проекта СМЕРУС 9803. Все главы содержат конкретные рекомендации по совершенствованию финансовых инструментов.
В Главе 2 представлен программный документ по микрофинансированию. Основное внимание сконцентрировано на поставщиках микрофинансовых услуг вне коммерческого банковского сектора. Цель этого исследования заключалась в том, чтобы составить общую картину состояния микрофинансирования в России, сделать обзор состояния данной отрасли за рубежом, выявить роль государства в развитии микрофинансирования в России и предложить Федеральному Правительству пути и средства решения этих вопросов для создания более благоприятных условий.
Программный документ по венчурному капиталу включен в Главу 3. Общая цель данного программного документа заключается в том, чтобы «обобщить и представить актуальную информацию о текущем состоянии и перспективах развития венчурного капитала как инструмента финансирования МСП в Российской Федерации». Более конкретная цель – подготовить рекомендации на основе результатов «полевых» исследований и изучения документов, а также изучения вклада тех, кто, так или иначе, связан в теоретическом, политическом или практическом плане с этим финансовым инструментом.
Информация о кредитных гарантиях представлена в Главе 4. Цель данного исследования заключается в подготовке обзора прошлого и существующего опыта применения кредитных гарантий в России и изучении соответствующего зарубежного опыта. Также выявлены актуальные вопросы развития системы кредитных гарантий в России и подготовлены рекомендации для федерального правительства о способах решения этих вопросов.
В Главе 5 представлен программный документ по лизингу. Общая цель данного программного документа заключается в том, чтобы собрать необходимую информацию по прошлому, настоящему и будущему лизинга, как инструмента финансирования МСП. Рекомендации содержат нормативные и практические предложения по созданию более благоприятной среды, которая приведет, если политики и законодатели воплотят ее в реальность, а финансовые учреждения и МСП будут охотно работать в ней, к тому, что лизинг станет полноправным инструментом финансирования МСП в Российской Федерации.
Результаты анализа РЦ МСП по поставщикам микрофинансовых услуг в России представлены в Главе 6. Информация была предоставлена 185 организациями из 62 субъектов РФ. Анализ полученных данных позволяет утверждать, что динамика развития микрофинансирования в России имеет ярко выраженную положительную тенденцию (число микрозаймов возросло в 8 раз за 1998 – 2000 гг.), также как и объем выданных микрофинансовых ресурсов (увеличился в 6 раз за 1998 – 2000 гг.) Несмотря на высокие показатели развития, сектор микрофинансовых услуг все еще находится на начальной стадии развития и удовлетворяет только минимальную часть (потенциального) спроса. Данное исследование подтверждает значительный потенциал развития сектора микрофинансирования в России.
Процесс подготовки программных документов в книге
Проекты программных документов по микрофинансированию и лизингу обсуждались на семинаре в МАП России в мае 2001 г. Проект статистического анализа по микрофинансированию также был представлен на этом семинаре. На Круглом столе в ФФПМП в ноябре на обсуждение были представлены проекты программных документов по венчурному капиталу и гарантиям по кредитам. Ценные замечания и комментарии, высказанные на семинаре, были максимально полно отражены в окончательных версиях документов, представленных в этой книге. Проекты программных документов также прошли другие стадии подготовки и в последних версиях документов представлены ценные замечания и комментарии нескольких специалистов.
Важный документ, оказавший значительное влияние на подготовку программных документов – это Указ № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на период 2000-2001 гг.», подписанный 14 февраля 2001 г. Президентом РФ, Владимиром Путиным. В этом Указе говорится о первостепенном значении, которое Правительство придает развитию предпринимательства. Особая роль в этом отношении принадлежит двум элементам Программы: Разделу II о развитии прогрессивных финансовых технологий и Разделу VI о международном сотрудничестве в области малого предпринимательства.
Программные документы, вошедшие в данную книгу, были подготовлены в апреле 2001 г. (Микрофинансирование, Глава 2), июне 2001 г. (Лизинг, Глава 5), июле 2001 г. (Статистический анализ по микрофинансированию, Глава 6), и, наконец, в декабре 2001 г. (Венчурный капитал и Гарантии по кредитам, Главы 3 и 4).
Малое и среднее предпринимательство
В Российском законодательстве определено лишь понятие «малый бизнес». Средний бизнес не составляет отдельную категорию в Российском законодательстве. Соответственно, правительственная поддержка, например, через Федеральную программу господдержки малого предпринимательства (по крайней мере, на настоящий момент), сфокусирована только на малом бизнесе. Авторы программных документов понимают и признают этот факт. Тем не менее, часть анализа и рекомендаций в данной книге также можно отнести к стимулированию развития среднего бизнеса. Более того, политика ЕС и стран, являющихся его членами, обычно направлены на стимулирование развития и малых, и средних предприятий. По этим причинам термин «малый бизнес» используется в книге наряду с сокращением «МСП».