В Хабаровском крае в течение 2001 года осуществлялась реализация мероприятий очередной краевой целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001-2003 годы”, утвержденной краевым Законом № 280 от 27 декабря 2000 года.
Основная цель данной программы направлена на формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей создание и устойчивую деятельность субъектов малого предпринимательства Хабаровского края, на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений политики Правительства Хабаровского края, направленной на рост экономики. О малом предпринимательстве сегодня можно говорить как о сформировавшемся секторе экономики, которое требует к себе серьезного внимания, поскольку играет ключевую роль в формировании среднего класса и в решении многих социальных вопросов.
В 2001 году в крае продолжался рост числа субъектов малого предпринимательства и на начало 2002 года зарегистрировано 19,3 тыс. малых предприятий, из них действующих около 50 процентов (9,7 тыс.), с ростом к 2000 году на 103,2 процента, а также зарегистрировано 51,3 тысячи индивидуальных предпринимателей, с ростом к 2000 году на 106,2 процента.
Около 6,3 тысяч малых предприятий, т.е. почти треть от числа зарегистрированных, длительное время находится в состоянии ликвидации по решению суда. В основном, это “брошенные” предприятия, организационно-правовая форма которых не приведена, в установленные сроки, в соответствие с действующим законодательством. Остальные либо еще не приступили к осуществлению деятельности, либо приостановили ее по разным причинам.
В 2001 году действующими малыми предприятиями края произведено продукции, товаров и оказано услуг (по оценке) на сумму порядка 11,3 млрд. рублей (с ростом к 2000 г. – на 103,9 %), что составляет 8,2 процента от общего объема валового выпуска продукции всех отраслей экономики края.
На долю малых предприятий приходится около 13 процентов (90 тыс. чел.) численности работающих в экономике края, а с учетом индивидуальных предпринимателей доля численности малого бизнеса составляет 20,2 процента.
Отраслевая структура малых предприятий за прошедший год не претерпела изменений. По-прежнему наиболее развита их деятельность в сфере торговли и общественного питания (43 %), что характерно в целом для России. На выпуске промышленной продукции занято 17 процентов, в строительстве осуществляют свою деятельность около 18 процентов малых предприятий, транспортные услуги оказывает 3 процента от общего числа малых предприятий.
В промышленности значительная доля малых предприятий занята в машиностроении (27 %), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли - 30 процентов, в пищевой промышленности – 18 процентов, легкой промышленности – 5 процентов.
Среди важнейших видов производимой продукции значителен вклад малых предприятий в производство изделий из пластмасс (около 85 % всего производства в крае), мебели – 23 процента, почти третья часть (от объемов по краю) по вывозке древесины и производству деловой древесины приходится на малые предприятия. Только малые предприятия заняты на сборке большинства видов электробытовой техники (телевизоров, компьютеров, стиральных машин, бытовых кондиционеров, утюгов).
Малыми предприятиями производится свыше 35 процентов (от объемов по краю) мясных полуфабрикатов, около 16 процентов – колбасных изделий, около 9 процентов – хлеба и хлебобулочных изделий, более 40 процентов – безалкогольных напитков.
Как показало сплошное обследование малых предприятий по итогам работы за 2000 год, право применения малыми предприятиями методов ускоренной амортизации позволяло более активно обновлять основные производственные фонды. Соответственно степень их износа на малых предприятиях значительно ниже, чем по крупным и средним предприятиям. В структуре инвестиций малых предприятий в основной капитал свыше 90 процентов направлялось на приобретение основных производственных фондов.
Краевой программой развития предусматривается осуществление поддержки малого бизнеса по следующим основным направлениям:
- совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;
- финансово-кредитная и инвестиционная поддержка;
- развитие инфраструктуры поддержки и информационное обеспечение;
- производственная и организационная поддержка;
- научно-методическое и кадровое обеспечение;
- развитие социально-трудовых отношений и охрана труда в малом предпринимательстве.
Реализация мероприятий программы развития и поддержки малого предпринимательства предусматривается как за счет выделения финансовых средств из краевого бюджета, так и привлечения федеральных и внебюджетных ресурсов.
Меры государственной поддержки органов власти края направлены, прежде всего, на решение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, среди которых наиболее острыми являются недостаток собственных финансовых средств и отсутствие реальной финансовой поддержки из федерального бюджета, нестабильность налогового законодательства и административные барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса.
На устранение административных барьеров направлена деятельность созданного “Межведомственного совета администрации края по устранению барьеров при развитии малого предпринимательства”, одно из заседаний которого, в частности, (в декабре 2001 г.) было посвящено рассмотрению вопроса “О состоянии лицензирования отдельных видов деятельности на территории Хабаровского края”.
Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется через государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края на основании утвержденных Положений о финансово-кредитной поддержке и о микрокредитовании субъектов малого предпринимательства Хабаровского края.
Расходование бюджетных средств производится в соответствии с разработанным в 2001 году базовым Положением “О порядке финансирования мероприятий краевой целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае” за счет средств краевого бюджета”.
Объем финансирования краевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 3 года предусмотрен за счет средств краевого бюджета в сумме - 25,5 млн. рублей и за счет федеральных источников – 7,3 млн. рублей.
В 2001 году из краевого бюджета выделено 5,8 млн. рублей (предусмотренных отдельной строкой в бюджете), основная часть которых (5,01 млн. руб.) была направлена на осуществление финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства края, в том числе на выдачу кредитов и реализацию программы микрокредитования. Фактически финансовая поддержка началась с сентября 2001 года и до конца года поступило 270 заявок от субъектов малого предпринимательства, из которых по 23 проектам была оказана финансовая поддержка. Реализация этих проектов позволила создать порядка 100 новых рабочих мест и сохранить 92 рабочих места.
Для оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства Правительством края проводится работа по привлечению внебюджетных ресурсов за счет реализации в крае зарубежных инвестиционных программ кредитования и целевых грантов, в результате в 2001 году на поддержку 611 проектов малого бизнеса края привлечено кредитных средств около 1,8 млн. долларов США.
Значительно увеличилось кредитование малого бизнеса коммерческими банками (в 2,1 раза), которыми в прошедшем году прокредитовано 2,3 тыс. проектов малых предприятий на сумму 5,8 млрд. рублей и 33,5 тыс.долларов США.
Федеральные органы власти декларируют о государственной поддержке малого бизнеса, о необходимости выделения финансовых средств из бюджетов на создание и поддержание приоритетных видов деятельности и создания специального налогового режима для малого бизнеса.
Впервые за время осуществления рыночных реформ вопрос о проблемах малого предпринимательства был вынесен на столь высокий уровень – заседание Государственного Совета Российской Федерации, на котором Президент В.В. Путин призвал представителей всех уровней власти активно включаться в поддержку малого бизнеса. Снижение налогов и упрощение системы их взимания, установление “предела налогового изъятия” Президент назвал в числе основных проблем.
К сожалению, бесконечные и подчас непродуманные “эксперименты” с изменениями налогового законодательства на самом деле “работают на ухудшение” положения предпринимателей и подрывают доверие к власти.
С большими трудностями в Хабаровском крае отрабатывался на практике единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД). Результатом реализации данного закона явилось существенное повышение эффективности налогообложения, и, в первую очередь в “труднодоступных для налогообложения” сферах деятельности, в которых преобладают наличные денежные расчеты (розничная торговля, бытовое обслуживание населения, общественное питание, перевозка пассажиров и т.п.)
Единый налог на вмененный доход позволил несколько расширить налогооблагаемую базу за счет увеличения плательщиков, ранее не уплачивающих налоги или уплачивающих их в минимальном объеме. Особенно эффективно сказалось на росте налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей, перешедших на его уплату, сумма которых в расчете на одного предпринимателя в 2001 году в среднем составила – 20,8 тыс. рублей (в 2000 году – 14,1 тыс. рублей).
К сожалению, за 2001 год УМНС по Хабаровскому краю не смогло предоставить данные по малому бизнесу как в целом, так и в отраслевом разрезе, ссылаясь на отсутствие ведения учета и программного обеспечения. Это не позволяет оценить эффективность малого предпринимательства, его вклад, разрабатывать меры по расширению налогооблагаемой базы и максимальному снижению “теневого” бизнеса.
Многочисленные изменения с отработкой краевого закона о ЕНВД, с учетом предложений предпринимателей, едва сделали его, можно сказать, приемлемым и для власти, и для плательщиков, как вступило в силу новое изменение федерального законодательства.
Введение единого социального налога для плательщиков ЕНВД вызвало протест среди предпринимателей, так как это касается значительного количества занятых в предпринимательстве и действительно ведет к увеличению налоговой нагрузки.
Общая численность работающих в малом бизнесе края, деятельность которых подпадает под уплату ЕНВД, составляет 73 тыс. человек, т.е. 51,7 процента от общего числа занятых в малом бизнесе края или 10,4 процента от численности занятых в экономике края.
Особенно ухудшается ситуация у индивидуальных предпринимателей -плательщиков ЕНВД (в крае их около 16 тысяч). Помимо уплаты единого социального налога за наемных работников из фонда их зарплаты по одинаковым с юридическими лицами ставкам, предприниматели должны платить единый социальный налог за себя фактически со всей части дохода, оставшегося после выплат зарплаты работникам и произведенных затрат. Как правило, у предпринимателя только часть прибыли (оставшегося дохода) идет на зарплату самому себе, остальная прибыль инвестируется в бизнес, т.е. используется в качестве оборотных средств.
В части совершенствования нормативной правовой базы, влияющей на деятельность малого предпринимательства, в течение года готовились и направлялись предложения по внесению изменений в федеральные законы, в том числе “О лицензировании отдельных видов деятельности”, “О государственной регистрации юридических лиц”, “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.
Разрабатывались предложения в законодательные и нормативные акты краевого уровня, в том числе в закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае”, а также подготовлен ряд постановлений Губернатора края, среди которых “О вопросах лицензирования отдельных видов деятельности в Хабаровском крае”, “Об организации работ по обеспечению учета индивидуальных предпринимателей в Хабаровском крае” и другие.
В рамках краевой программы поддержки малого предпринимательства продолжается развитие действующей инфраструктуры поддержки предпринимательства и создание новых объектов.
В частности, в 2001 году на базе патентного Фонда Хабаровского ЦНТИ создано Агентство интеллектуальной собственности для оказания помощи малому предпринимательству по вопросам защиты интеллектуальной собственности и разрешению научно-технических проблем.
Кроме того, на базе ЦНТИ организован Кабинет по вопросам условий и охраны труда (Региональный Центр охраны труда), деятельность которого направлена на оказание методической помощи предпринимательским структурам.
В целях оказания информационных, консультационных услуг и развития женского предпринимательства программой предусматривается создание Ресурсного центра содействия предпринимательству и занятости женщин, при некоммерческом партнерстве “Союз деловых женщин”. Проект находится в стадии реализации, подготовлена заявка на получение гранта из фонда “Евразия”.
В прошедшем году при поддержке Правительства края в Хабаровском техническом университете создан “Центр содействия развитию лизинговых операций” по оказанию консультационно-методических услуг предпринимателям в сфере лизинговой деятельности. Центром, созданным на средства гранта Фонда “Евразия”, кроме постоянных консультаций, проведено 4 восьмидневных семинара по теме “Эффективное управление лизинговыми операциями”, на которых прошли обучение 110 человек.
Продолжается развитие Консультационного агентства “Территория права”, главной функцией которого является оказание на льготных условиях информационной поддержки вновь начинающим и действующим субъектам малого предпринимательства.
К сожалению, слабо развита инфраструктура поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях края. В основном, все объекты расположены в Хабаровске, где действует более 60 процентов малых предприятий от общего их числа по краю и более 70 процентов– индивидуальных предпринимателей.
В целях расширения возможностей информационной поддержки субъектов малого предпринимательства с помощью ресурсов сети “Интернет”, министерством экономического развития и внешних связей края осуществляется наполнение информацией созданного Web–сайта “Малый бизнес Хабаровского края”.
В помощь предпринимателям издаются методические пособия и информационные сборники, в том числе пособие для начинающих предпринимателей “Как зарегистрировать свой бизнес в Хабаровском крае” – 2-ое издание, “Книга инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства Хабаровского края”.
Формированию позитивного образа предпринимателя и освещение роли предпринимательского сектора экономики в социально-экономическом развитии края способствовало содействие и организация Правительством края проведения целевых радиопрограмм, заседаний “круглых столов”, семинаров по актуальным вопросам предпринимательской деятельности, публикация статей в газете “Экономика и жизнь”, журнале “Экономический лабиринт”.
Производственная и организационная поддержка малого предпринимательства осуществляется в крае по следующим направлениям.
С целью поднятия престижа предпринимательской деятельности и повышения социального статуса предпринимателей, при содействии Правительства края, пятый год подряд проводился краевой конкурс “Предприниматель года”, итоги которого подводились в различных номинациях среди предприятий среднего и малого бизнеса в отраслевом разрезе. В феврале т.г. дан старт ставшему традиционным, шестому конкурсу по итогам 2001 года. Кроме того, ежегодно проводится краевой конкурс в области качества выпускаемой продукции.
В Хабаровском крае, в одном из первых регионов России, в поддержку инициативы предпринимателей, постановлением Губернатора края утвержден краевой праздник “День предпринимателя”, который с 1999 года проводится во второе воскресенье сентября.
В рамках Дня предпринимателя организуются заседания “круглых столов” и конференции, работа контактных телефонов “горячей линии” в краевых органах власти и контролирующих организациях по вопросам административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, выставки-ярмарки продукции и услуг, в т.ч. “Малый и средний бизнес”, в которых участвуют и другие регионы Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, организуются конкурсы профессионального мастерства предпринимателей, проводятся спортивные мероприятия, оказывается благотворительная помощь объектам социальной сферы и слабо защищенным слоям населения, в т.ч. благотворительная акция “Помоги собраться в школу”. В 2001 году предпринимателями было собрано около 1,5 млн. рублей в виде денежных средств, вещей и школьных принадлежностей.
В целях содействия развитию межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого предпринимательства, продвижению производимой ими продукции, товаров и услуг, разработано Положение “О поддержке выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства Хабаровского края”. На развитие выставочно-ярмарочной деятельности предпринимательских структур направлена деятельность открытого акционерного общества “Хабаровская международная ярмарка”, Дальневосточной торгово-промышленной палаты, Хабаровского ЦНТИ.
При содействии органов власти края продолжается подготовка кадров для предпринимательских структур и повышение квалификации руководителей и специалистов субъектов малого и среднего бизнеса, способных цивилизованно действовать в условиях повышенных рисков и нести ответственность за свою деятельность.
В прошедшем году при содействии Правительства края в Хабаровске проведена Международная конференция “Бизнес – образование на Дальнем Востоке и странах АТР: опыт, проблемы и перспективы”.
Помимо государственных учебных заведений, обучение проводится в Российско-Американском Учебно-Научном Центре бизнеса, Японском Центре, Учебно-деловом Центре (УДЦ) Морозовского проекта по Хабаровскому краю.
В рамках краевой программы поддержки малого предпринимательства на базе УДЦ Морозовского проекта и Хабаровского государственного технического университета организован Центр по дополнительному профессиональному образованию муниципальных служащих. Центром подготовлены программы семинаров объемом 32 часа по темам: “Развитие предпринимательства на муниципальном уровне”, “Оценка и страхование недвижимости”, “Управление как способ извлечения максимальных доходов от недвижимости”.
Таким образом, в 2001 году, в рамках подготовки кадров и повышения квалификации специалистов в крае проведено 80 семинаров, на которых прошли обучение около 3 тысяч предпринимателей и около 100 предпринимателей приняли участие в зарубежных стажировках.
В крае осуществляется подготовка квалифицированных рабочих кадров через систему профессионально-технического образования, и в 2001 году в профессиональных училищах было подготовлено на дневном обучении 720 квалифицированных рабочих и специалистов для малых предприятий по 25 профессиям.
Кроме того, в 2001 году на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, т.е. на организацию собственного дела и на обучение их по 15 профессиям, обеспечивающим самозанятость, Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю было направлено 3,06 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В рамках реализации мероприятий программы, направленных на повышение уровня социальной защищенности работающих в малом бизнесе и обеспечение охраны труда и техники безопасности, продолжается обучение руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
В 2001 году прошли обучение и аттестацию в созданной сети учебных центров около 2 тысяч специалистов. Одновременно проводится обучение специалистов по вопросам социально-трудовых отношений.
При содействии администрации края, департаментом труда, совместно с Региональным Центром охраны труда и Советом по предпринимательству при Губернаторе края, разработаны и изданы в помощь предпринимательским структурам, типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов деятельности в сфере малого предпринимательства. Разработано и издано справочное пособие для субъектов малого предпринимательства по наиболее актуальным вопросам трудовых отношений и охраны труда.
В целях представления интересов малого бизнеса в государственных структурах и повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса работает Совет по предпринимательству при Губернаторе края, и аналогичные Советы созданы при главах администраций 15 городов и районов края. Активно действует Хабаровское краевое объединение промышленников и предпринимателей и другие общественные организации. На объединение действий и защиту интересов предпринимателей направлена деятельность созданных в крае 7 профессиональных отраслевых ассоциаций предпринимателей.
Тем не менее, остаются нерешенными проблемы, препятствующие деятельности и эффективному развитию малого предпринимательства.
В 2002 году будет продолжена реализация мероприятий краевой программы поддержки малого предпринимательства, среди которых предусматривается развитие системы финансовой поддержки на основе предоставления гарантий, поддержки инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса, в том числе через механизм лизинга оборудования, совершенствование и развитие микрокредитования, особенно для начинающих свой бизнес.
В целях поддержки малого бизнеса предстоит проработать вопрос по привлечению средств из федеральных источников, включая Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства, в объеме 4 млн. рублей в виде льготного кредита.
Будет продолжен поиск нетрадиционных источников финансирования с привлечением внебюджетных ресурсов и отработка оптимальных схем использования средств действующих зарубежных инвестиционных программ кредитования и грантов для малого бизнеса, создание системы кредитных потребительских союзов.
В целях углубления интеграции и развития кооперированных связей, продвижения продукции предпринимателей в другие регионы Дальнего Востока, предстоит продолжить организацию и проведение выставок инвестиционных проектов и продукции малых предприятий, конкурсов среди лучших предпринимателей, различных мероприятий в рамках “Дня предпринимателя”, обучающих семинаров и ряда других мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса.
На реализацию мероприятий программы в краевом бюджете на 2002 год предусматривается выделение финансовых средств в объеме 8,5 млн. рублей, использование которых будет корректироваться с учетом повышения эффективности мер государственной поддержки со стороны органов власти края.
В числе мер именно государственной поддержки малого предпринимательства необходимо решение ряда проблем на федеральном уровне:
- разработать механизм финансовой поддержки малого бизнеса за счет средств федерального бюджета, в том числе предоставлением предпринимателям права на получение компенсации части банковской процентной ставки за счет бюджетных средств, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства или других инвестиционных институтов для поддержки социально-значимых проектов малых предприятий;
- разработать механизм льготного доступа малых предприятий к неэффективно используемым основным производственным фондам крупных и средних предприятий, и процедуру, стимулирующую участие субъектов малого предпринимательства в приватизации федерального имущества;
- ускорить принятие в новой редакции. Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, с сохранением существующих критериев определения субъектов малого предпринимательства и определением понятия “микрофирма” (например, с численностью работающих до 20 человек и объемом годового дохода до 10 млн. рублей);
- законодательно установить критерии отнесения предприятий к среднему бизнесу в Российской Федерации. В последнее время все чаще на всех уровнях употребляется термин “малый и средний бизнес”, его роль в развитии экономики и его вклад, но если органами статистики хотя бы в выборочном режиме ведется обследование деятельности малых предприятий с досчетом на их генеральную совокупность, то остальной сектор экономики определен в статистике в общих показателях – как “крупные и средние предприятия”;
- ускорить утверждение Федеральной программы поддержки малого предпринимательства и выделение средств из федерального бюджета на ее реализацию, с адресным указанием выделяемых средств на реализацию региональных программ Дальневосточных территорий;
- ускорить принятие Федерального закона о едином специальном налоговом режиме для субъектов малого предпринимательства всех видов деятельности (вместо существующих трех систем налогообложения);
- обязать Министерство по налогам и сборам РФ ввести в субъектах Федерации отдельный учет поступающих налогов и сборов от малого предпринимательства, как от малых предприятий, так и от индивидуальных предпринимателей в отраслевом разрезе и в разрезе муниципальных образований субъекта Федерации. Отсутствие этой информации не позволяет разрабатывать меры по расширению налогооблагаемой базы малого предпринимательства и добиваться максимального снижения “теневого” бизнеса;
- Управлениями МНС субъектов Федерации ежеквартально предоставлять органам исполнительной власти региона и органам муниципальных образований субъектов Федерации информацию о поступлениях налоговых платежей от малого предпринимательства в разрезе отраслей и муниципальных образований;
- восстановить инвестиционную льготу малым предприятиям (отменена с 1 января 2002 года), т.е. льготу по налогу на прибыль, которая позволяла малым предприятиям направлять часть прибыли на техническое перевооружение, и существующий ранее порядок ускоренной амортизации основных средств;
- решить проблему ведения статистической отчетности как малых предприятий в форме не выборочного обследования, а сплошной отчетности, так и индивидуальных предпринимателей, что позволит определять более точную оценку деятельности субъектов малого предпринимательства.
Решение проблем, стоящих перед малым бизнесом, прежде всего, на федеральном уровне, оперативное выполнение поручений Президента РФ В.В. Путина, данных Правительству на заседании Госсовета, может значительно повлиять на создание благоприятного климата для развития и эффективной деятельности малого предпринимательства.