Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О состоянии и развитии малого предпринимательства в Амурской области по итогам 2001 год

  1. Региональная Программа поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2000-2001 годы была принята постановлением Главы Администрации 25 мая 2000 №333 и предусматривала создание благоприятных условий для дальнейшего развития малого предпринимательства в Амурской области и государственной поддержки этой сферы экономики. Выполнить поставленные Программой задачи в полном объеме не удалось, в первую очередь из-за отсутствия предусмотренных объемов финансирования.
  2. По состоянию на 1 января 2002 года в Амурской области зарегистрировано 4,5 тыс. малых предприятий (на 01.01.2000г. – 4,3 тыс.). Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании – 45,5%, в строительстве – 16,5%, в промышленности – 15,3%. В 2001 году ими произведено продукции и оказано услуг на сумму более 2100 млн. рублей (2000г. –1860 млн. руб.), что составляет около 6 процентов выпуска продукции и работ и услуг в целом по области. Кроме того на территории области зарегистрировано 36,2 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, которые в основном трудятся в сфере торговли, общественного питания, оказания платных слуг (в 2000 году – 32,7 тыс. чел.) и 1741 крестьянско-фермерских хозяйств. Всего в сфере малого бизнеса трудится около 90 тысяч человек, что составляет 17,8 общего количества активного населения области.

  3. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
  4. В 2001 году на выполнение мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства в областном бюджете было предусмотрено 2000 тыс. рублей, однако средства из областного бюджета на реализацию программы не выделялись. Вместе с тем, региональным Фондом поддержки малого предпринимательства области в отчетном году профинансировано 14 предпринимательских проектов на сумму 2158 тыс. рублей за счет собственных средств и средств полученных из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Кроме того, по Программе стабилизации и повышения уровня бытового обслуживания населения области за счет средств областного бюджета оказана помощь 43 субъектам малого предпринимательства на развитие бытового обслуживания на сумму 677тыс. рублей. Региональной энергетической комиссией в 2001 году малым предприятиям предоставлен льготный 50-процентный тариф по использованию электроэнергии в объеме 714 тыс. рублей.

    В связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поддержка малого предпринимательства за прошедший период носила в большей степени организационный и информационно-консультационный характер. Проводилась работа по подготовке кадров для сферы малого бизнеса, в том числе управленческих, малым предприятиям предоставлялись в аренду помещения, оказывалось содействие в продвижении продукции на рынки других регионов, осуществлялось привлечение малых предприятий к выполнению государственных и муниципальных заказов.

    При содействии органов службы занятости населения в 2001 году 847 безработных граждан организовали предпринимательскую деятельность, из них жители сельской местности составили 43%, 52 человека создали крестьянско-фермерские хозяйства. Безработными гражданами, организовавшими собственное дело при содействии органов службы занятости населения, создано дополнительно 100 рабочих мест. На организацию предпринимательской деятельности Департаментом службы занятости населения по Амурской области израсходовано 15213 тыс. рублей,

    На территории области создано два сельскохозяйственных потребительских кредитных кооператива, с численностью пайщиков 25 человек. В прошедшем году этими кооперативами оказана финансовая поддержка своим пайщикам на сумму около 2 млн. рублей.

  5. Имущественная поддержка малого предпринимательства.
  6. Постановлением Амурского областного Совета народных депутатов от 21.06.01 № 4/108 для частных предпринимателей и организаций, занимающимся производством товаров народного потребления на арендуемых площадях, установлена минимальная ставка арендной платы (10 рублей за 1 кв.м в месяц).

    Городскими и районными администрациями субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения для организации собственного дела и созданию дополнительных рабочих мест, предоставляются льготы по арендной плате. Кроме того, субъектам малого предпринимательства предоставляются льготы по налогу на имущество.

  7. Подготовка кадров, обеспечение занятости
  8. Большое внимание уделяется подготовке кадров для сферы малого бизнеса. Так, в рамках Президентской Программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства в 2001-2002 учебном году обучается 21 специалист. На эти цели из областного бюджета израсходовано 402 тыс. рублей.

    Областным центром дополнительного образования “Знание” проводилась работа по проведению семинаров для руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности, проведению кратковременных курсов, в том числе по профессиональной подготовке, проведению курсов повышения квалификации, разработке и изданию учебно-методических материалов и сборников документов для образовательных мероприятий.

    Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Амурской области совместно с комитетом по образованию Администрации Амурской области разработана и предложена учебным заведениям программа “Развитие системы профессиональной ориентации молодежи в Амурской области.” Особой поддержкой пользуются безработными, решившие заняться предпринимательской деятельностью. При четырех центрах занятости населения работают бизнес-школы, обучающие безработных основам предпринимательской деятельности.

    Особое внимание уделялось обучению по вопросам охраны труда. В течение 2000-2001 гг. обучено 2326 специалистов малых предприятий и 147 частных предпринимателей.

  9. Налогообложение малых предприятий.
  10. Большинство малых предприятий и частных предпринимателей применяют упрощенную систему налогообложения и уплату единого налога на вмененный доход. В Амурской области приняты следующие областные законы по налогообложению малых предприятий:

    “Об установлении объекта налогообложения, ставок единого налога и стоимости годового патента для субъектов малого предпринимательства в Амурской области” от26.03.96№76-ОЗ (в ред. от 29.08.97 № 25-ОЗ);

    “О едином налоге на вмененный доход для деятельности по розничной продаже товаров на территории Амурской области” от 16.04.99 № 149-ОЗ (в ред. от 22.11.2001);

    “О едином налоге на вмененный доход для определенный видов деятельности на территории Амурской области” от 28.04.99 № 155-ОЗ (в ред. от 21.09.2001);

    “О едином налоге на вмененный доход для деятельности по розничной продаже ГСМ через автозаправочные станции на территории Амурской области” от 26.11.99 № 196-ОЗ (в ред. от 21.09.2001);

    “О едином налоге на вмененный доход для сферы общественного питания на территории Амурской области” от 31.10.2000 № 264-ОЗ (в ред. от 22.11.2001).

    Для совершенствования Законов Амурской области о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности при Администрации области создана рабочая группа, которая работает на постоянной основе и рассматривает предложения субъектов предпринимательства, администраций городов и районов области по совершенствованию законов о едином налоге на вмененный доход. На основе предложений рабочей группы в течение 2001 года внесено ряд изменений в Законы Амурской области о едином налоге на вмененный доход.

  11. Информационное обеспечение малого предпринимательства.
  12. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства в области осуществляют региональные представительства информационных систем “Консультант Плюс”, “Гарант” и “Кодекс”.

    Амурская торгово-промышленная палата постоянно оказывает информационные услуги предпринимателям по различным направлениям деятельности малых предприятий. В 2001 году при Амурской торгово-промышленной палате создан локальный региональный центр межрегиональной информационно-расчетной сети Российской торгово-промышленной палаты. Заключен договор с МКДС “Союзинформ” и начата работа по обмену информацией.

    В течение 2001 года городскими и районными инспекциями по налогам и сборам по Амурской области постоянно проводилась информационно-разъяснительная работа по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства: опубликовано в средствах массовой информации 1066 материалов; подготовлено выступлений на телевидении - 493, выступления на радио - 380, проведено семинаров по обучению налоговому законодательству - 252.

    Постоянно информационную поддержку субъектам малого предпринимательства оказывают администрации городов и районов области.

  13. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
  14. Инфраструктура поддержки предпринимательства в области представлена Фондом поддержки малого предпринимательства Амурской области, Амурской торгово-промышленной палатой, региональным информационно-аналитическим центром при Амурском ЦНТИ, центром содействия внешней торговле “Прогноз”, Фондом поддержки социального и экономического развития города Благовещенска, Фондом поддержки предпринимательства города Свободного, бизнес-школой при Амурском государственном университете. Осуществляют свою деятельность союзы промышленников и предпринимателей в городах и районах области. При содействии Администрации области созданы Амурская гильдия пекарей, Амурская гильдия кулинаров и рестораторов, два сельскохозяйственных потребительских кредитных кооператива. Действуют и ряд других общественных организаций предпринимателей.

  15. Преодоление административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
  16. Постановлением Главы Администрации от 25.08.2000 N 588 при Администрации области создана межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательской деятельности. В рамках комиссии при отраслевых комитетах ведут работу 9 рабочих групп, призванные осуществлять поддержку хозяйствующим субъектам по вопросам необоснованного вмешательства органов государственного контроля (надзора) в деятельность субъектов предпринимательства. Заседания комиссии проводятся один раз в квартал.

  17. Проблемы развития малого предпринимательства и предложения по его государственной поддержки.
  18. В последние годы предпринято ряд шагов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в сторону улучшения условий для развития предпринимательства. Вместе с тем, предпринимательство по-прежнему сталкивается с рядом проблем.

    В первую очередь это нестабильность налогообложения, сложности с доступом предпринимателей к источникам финансирования.

    Мешают административные барьеры. Малые предприятия вынуждены еще до начала своей деятельности нести расходы на оплату услуг по регистрации, получению лицензии, сертификации продукции и ряда других услуг до начала получения финансовых результатов. Неотрегулированность арендных отношений, системы контроля и разрешительной практики, отсутствие надежного правового, в том числе судебного обеспечения, сдерживает развитие предпринимательства. Высокие энергетические и транспортные тарифы ведут к росту себестоимости и делают продукцию дальневосточных товаропроизводителей неконкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией других регионов.

    В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к предпринимательству. Что ждут предприниматели от власти? В первую очередь, стабилизации системы налогообложения. Во-вторых, упрощение разрешительной системы ведения предпринимательской деятельности. В-третьих, доступности к кредитным ресурсам. Неблагоприятное воздействие на развитие малого предпринимательства оказывают административные барьеры со стороны федеральных органов, оказывающие контрольные и надзорные функции. Их деятельность регламентируется огромным количеством ведомственных нормативных документов, разработанных и действовавшим в нерыночных отношениях и сегодня мешающих развитию производства. Кроме того, существующие нормативные акты позволяют толковать заложенные в них нормы двойственно, чаще всего не в пользу производителя. Не лучше обстоят дела с сертификацией товаров и услуг. Завышены требования к хозяйствующим субъектам и сложны процедуры к их выполнению. При этом не важно малое это предприятие или огромный завод – прохождение этапов сертификации продукции и затраты будут одинаковыми. Требования российских ГОСТов, СНИПов, СанПИНов и других нормативных документов выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Усложнена процедура сертификации пищевой продукции. Все это ведет к большим финансовым, временным затратам и не способствует предпринимательской активности и выпуску новых видов продукции. В связи с этим необходимо провести ревизию и пересмотр существующей нормативной и разрешительной документации.

    Вызывает обеспокоенность ситуация, сложившаяся с принятием Федерального Закона “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”, которые обязывают плательщиков единого налога на вмененный доход с 1 января 2002 года также платить и единый социальный налог. Резкое увеличение налоговой нагрузки ведет предпринимателей к самоликвидации, сокращению числа работающих на малых предприятиях, удорожанию товаров, что негативно скажется на благополучии населения. Кроме увеличения налогов растет и количество всевозможных отчетностей.

    В связи с многочисленными обращениями предпринимателей, считаем необходимым, обратиться Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ с просьбой о приостановке действия Федерального Закона от 31.12.2001г. № 198-ФЗ, в части уплаты с 1 января 2002 года единого социального налога плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Закон необходимо доработать с учетом интересов развития малого предпринимательства.

    В связи с принятием Бюджетного кодекса обозначилась проблема финансирования региональных программ поддержки малого предпринимательства из соответствующих бюджетов через региональные Фонды поддержки малого предпринимательства. В первую очередь это касается льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в рамках программ. По мнению финансовых органов, нынешний статус Фондов не позволяет им выступать исполнителями соответствующих государственных программ в части распределения бюджетных средств. Необходимо ускорить принятие новой редакции Федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, в котором определить правовой статус Фондов поддержки малого предпринимательства. Для организации работы необходимо провести и опубликовать юридическую экспертизу соответствия норм Бюджетного кодекса и законодательства о малом предпринимательстве.

Администрация Амурской области

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости