В соответствии с Законом Владимирской области от 6 марта 2002 года № 23 - ОЗ “О государственной программе развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002 - 2003 годы и перспективу на 2004 год” деятельность центра поддержки предпринимательства в 2002 году строилась в таких направлениях как:
- формирование законодательной базы государственной поддержки предпринимательства;
- формирование организационной структуры поддержки предпринимательства на уровне области;
- подготовка кадров для предпринимательства;
- финансовое обеспечение предпринимательских программ и проектов;
- взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация крупных предприятий, консалтинг;
- реализация специализированных программ и проектов в сфере предпринимательства;
- сотрудничество в сфере предпринимательства на межрегиональном уровне.
Более подробно по направлениям.
1. Формирование законодательной базы государственной поддержки предпринимательства.
Основной целью данного направления является совершенствование действующего законодательства регламентирующего предпринимательскую деятельность. Базовым мероприятиям в этом направлении стали разработка, согласование и принятие государственной программы развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу до 2004 года (Закон Владимирской области от 06.03.2002г. № 23 - ОЗ), включающей в себя наиболее актуальные проблемы предпринимательства.
Пути и методы реализации направления:
• с участием представителей общественных объединений предпринимательства формируются предложения по сути затрагиваемой проблемы и выявляются приоритеты в её решении;
• проекты решений прошедшие обсуждение на общественном Совете по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, Попечительском Совете областного фонда поддержки малого предпринимательства оформляются, в дальнейшем, в виде проектов законов, постановлений, распоряжений.
Основные проблемы при реализации данного направления:
• декларативный характер федерального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;
• отсутствие на федеральном уровне мероприятий по внесению изменений в действующее законодательство РФ для укрепления условий по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса.
Так в соответствии с рекомендациями Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и по решению Губернатора области внесение изменений и дополнений в Закон Владимирской области "О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области" временно приостановлено до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство в сфере государственной поддержки малого предпринимательства.
2. Формирование организационной структуры поддержки МП на уровне области.
В целях дальнейшего развития комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Центром ПП проведена работа по содействию в становлении новых и развитии действующих объектов инфрастуктуры, повышению их эффективности, мобильности и устойчивости.
В 2002 году Центром ПП реализованы мероприятия по обеспечению:
• создания Ассоциации специалистов по управлению и экономике (НП “ВО СРОСУЭ”) - обеспечение предпринимательства услугами в области консалтинга, мониторинга экономического состояния и уровня развития бизнеса организаций области, находящихся в кризисной ситуации, с целью оказания помощи по финансовому оздоровлению, реформирования и реструктуризации предприятий, проведение маркетинговых исследований рынка и качества консалтинговых и аудиторских услуг для анализа и обобщения их опыта,
• создания Координационного Совета депутатов по развитию малого и среднего предпринимательства - обеспечение взаимодействия депутатов областного и местного уровней в деле развития малого и среднего предпринимательства Владимирской области, дальнейшее развитие конструктивного диалога между органами законодательной власти и предпринимателями.
Пути и методы реализации направления.
С привлечением объединений предпринимателей предприняты и реализованы меры по:
• формированию инициативной представительной группы предпринимателей по отраслевому (территориальному) принципу с разработкой основополагающих концептуальных позиций объединения предпринимателей и обсуждением данных позиций на расширенных совещаниях, конференциях. Так в 2002 году организованны и проведены 9 семинаров, заседаний, совещаний по проблемам структуризации предпринимательской среды; 4 конференции: аудиторско-консалтинговых компаний, предприятий ЖКХ, представителей рекламно-издательских агентств и средств массовой информации, имеющих собственные рекламные службы, депутатов областного и местного уровней.
Кроме того, не упускаются из поля зрения созданные структуры поддержки предпринимательской деятельности. Так, проводятся мероприятия по становлению и развитию региональных объектов инфраструктуры: ВОФПМП, ВИТЦ, ММЦ и др., основной целью которых является расширение меню предоставляемых услуг для муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, так как муниципальные фонды (которых 12) пока не имеют возможностей предоставлять специфические услуги субъектам предпринимательской деятельности в требуемых объемах на необходимом качественном уровне.
В качестве негативных моментов, сдерживающих реализацию мероприятий данного направления, необходимо отметить следующее:
• финансовые возможности областного бюджета не позволяют развивать структуры поддержки предпринимательской деятельности как регионального, так и муниципального уровня до степени самодостаточности. Как следствие имеет место неравномерность развития структур поддержки предпринимательства,
• предпринимательская среда слабо структурируется. Основная причина: предприниматели не готовы финансировать исполнительную дирекцию общественной организации на достойном уровне и поддерживать через нее свое представительство,
• финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом,
• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.
3. Подготовка кадров для предпринимательства.
Основной целью данного направления является методическое и организационное содействие в обучении специалистов сферы предпринимательства.
Базовыми мероприятиями в реализации данного направления являются:
1. Организуются и проводятся серии семинаров-совещаний, включая выездные: с руководителями муниципальных образований, курирующими вопросы предпринимательской деятельности, с руководителями муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, с представителями общественных объединений, с предпринимателями, с руководителями объектов инфраструктуры малого предпринимательства, с представителями вновь созданных малых предприятий и кадров реструктурируемых предприятий. Всего в 2002 году проведено 10 специализированных семинаров и совещаний.
2. Предпринимаются шаги по подготовке учебно-методической и справочной литературы по ведению предпринимательской деятельности. В данном направлении выполнены следующие мероприятия:
• подготовлены методические рекомендации по разработке предпринимательских программ, с последующим обеспечением территорий и субъектов предпринимательства данными материалами на доступных условиях,
• подготовлен информационно-методический бюллетень “Малое предпринимательство Владимирской области”,
• объединением предпринимателей округа Муром выпускается информационно-методический бюллетень “Вестник Объединения”.
Пути и методы реализации направления по подготовке кадров для малого бизнеса:
• формируются совместные предложения с участием представителей инфраструктуры поддержки предпринимательства по проблемной тематике,
• выявляются пути и приоритеты в решении проблемы,
• разработанные мероприятия включаются в планы работы по реализации государственной программы поддержки и развития предпринимательской деятельности.
В качестве негативных моментов, имеющих место при решении вопроса подготовки кадров, необходимо отметить следующее:
• данные мероприятия носят затратный характер и не могут финансироваться на условиях возвратности, так как подавляющее большинство нуждающихся в профессиональном обучении и повышении квалификации, относятся к начинающим предпринимателям, не имеющим достаточных финансовых средств для оплаты обучения,
• финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом,
• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.
4. Финансовое обеспечение программ и проектов.
Основные приоритеты по инвестиционному кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса в 2002 году были сформированы в следующих направлениях:
• обеспечение (и контроль) льготного финансирования муниципальных программ и приоритетных проектов из средств областного бюджета,
• льготная кредитная поддержка проектов малых предприятий научно-технического направления,
• привлечение финансовых средств из негосударственных источников.
Пути и методы реализации данного направления: финансирование муниципальных программ и проектов осуществлялось на конкурсной основе в соответствии с условиями, утвержденными Попечительским Советом областного фонда поддержки малого предпринимательства.
Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002 - 2003 годы, и объемы финансовых средств, утвержденные законом Владимирской области “Об областном бюджете на 2002 год”, представлены в таблице:
Объем финансирования, предусмотренный государственной программой развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области в 2002 г. | Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом в 2002 году |
• Предоставление финансовых средств - 1500 тыс. руб. • Предоставление гарантий по кредитам - 1500 тыс. руб. • Часть средств областного бюджета, направленных на финансирование проектов наукоемкой и инновационной сферы - 2000 тыс. руб. |
• Кредиты - 1500 тыс. руб. • Предоставление государственных гарантий областного бюджета (ст.37) - 1500 тыс. руб. • Субсидия - 1500 тыс. руб. • Субсидия на оплату коммунальных услуг Владимирского инновационно - технологического центра - 110 тыс. руб. |
Итого на 2002 год - 5000 | Итого на 2002 год - 4610 |
Государственной программой развития малого и среднего предпринимательства предусмотрен механизм направления бюджетных средств на реализацию мероприятий, в соответствии с которым заключен двусторонний договор между главным финансовым управлением администрации области и областным фондом поддержки малого предпринимательства № 02/02 от 15.03.2002 г.
Общий объем финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области, в отчетный период составил 28,388 млн. рублей, в том числе:
• Финансовые средства областного бюджета - 3,11 млн. рублей (11,0%):
- 1,5 млн. рублей - кредит областного бюджета, который направлен на льготно-кредитное финансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства округа Кольчугино, г. Владимира, округа Муром.
- 1,5 млн. рублей - субсидия областного бюджета, которая направлена на развитие малых предприятий научно-технической сферы. Из бизнес-проектов, использующих наукоемкие технологии, победителями на конкурсной основе в 2002 году были признаны ООО ВКЦ “Гидросервис” (1 млн. рублей), ООО “Кольчугпенобетон” (500 тыс. рублей).
- 110 тыс. рублей - субсидия областного бюджета, которая направлена на оплату коммунальных услуг Владимирского инновационно-технологического центра.
• Финансовые средства местных бюджетов - 2,148 млн. рублей (7,6%).
• Привлеченные финансовые средства - 23,13 млн. рублей (81,4%):
- 2,93 млн. рублей - средства областного фонда поддержки малого предпринимательства, которые направлены на финансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства - победителей конкурса (0,75 млн. рублей) и финансирование предпринимательских проектов (2,18 млн. рублей).
- 300 тыс. рублей - реинвестированные средства муниципальных фондов поддержки предпринимательства, направленные на финансирование предпринимательских проектов.
- 13,9 млн. рублей - средства лизинговых компании в виде финансовой аренды автотехники и оборудования для субъектов малого бизнеса области.
- 6 млн. рублей - долевое участие учредителей в проекте ООО “ТД Енисей”.
Мультипликация средств областного бюджета - главный показатель эффективности финансирования - за счет привлечения ресурсов из других источников в 2002 году составила 8,1 (в 2001 году - 7,6).
К числу наиболее острых проблем инвестиционной поддержки предпринимательства необходимо отнести следующее:
• нет действующего механизма микрокредитования начинающих предпринимателей, так как отсутствует источник, позволяющий работать на высоких кредитных рисках,
• реализация значимых высокодоходных пилотных проектов затруднена отсутствием в инфраструктуре поддержки предпринимательства в достаточном объеме средств и имущественного наполнения, позволяющего привлекать средства сторонних источников,
• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.
5. Взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация кризисных предприятий, консалтинг.
Основной целью данного направления является расширение возможностей для развития предпринимательского сектора экономики.
В реализации данного направления ЦПП проводит работу:
• по содействию в продвижении продукции, выпускаемой субъектами предпринимательской деятельности,
• по реализации пилотных проектов реформирования региональных предприятий,
• по развитию системы информационной поддержки малого предпринимательства.
В рамках данного направления деятельности:
5.1. Центр ПП оказывает содействие предпринимателям по участию в выставочно-ярмарочной деятельности в соответствии с утвержденным Губернатором области перечнем выставок, ярмарок, а также в соответствии с поступающими в ЦПП приглашениями. Основными мероприятиями в этом направлении являются:
• реконструкция и обновление экспозиции “Малый бизнес” в рамках постоянно действующей выставки “Экономический потенциал Владимирской области”,
• информирование субъектов существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства о проводимых выставках и ярмарках.
Пути и методы реализации данного направления.
С привлечением общественных объединений предпринимателей муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, специалистов в области реструктуризации кризисных предприятий и при участии руководства местных органов самоуправления формируются предложения, которые рассматриваются в дальнейшем в соответствующих органах для их утверждения и реализации.
В качестве негативных моментов можно отметить:
• действующие механизмы не позволяют начинающим предпринимателям, не имеющим необходимых средств на оплату выставочно-ярмарочной деятельности, принимать в них участие,
• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.
5.2. В 2002 году продолжена работа по реализации пилотного проекта реформирования региональных организаций с использованием предприятий малых форм. За 2002 год проведено три заседания координационной группы по вопросам несостоятельности (банкротства) предприятий, на которых рассмотрены вопросы финансово-экономического состояния следующих предприятий: ОАО “Меленковский льняной комбинат”, ЗАО “Золотково”, Гусь Хрустальный район, ОАО “Гороховецкий судостроительный завод”, ОАО “СИМС”, Юрьев-Польский район, ФГУП “Ковровский приборостроительный завод”, ЗАО “Владимирский мебельный комбинат”, ЗАО “Стекольный завод “Богатырь”, Судогодский район.
Конкретные подходы и механизмы, касающиеся реформирования предприятий предприятий Владимирской области, а также этапы достижения конкретных результатов их финансовой устойчивости опубликованы в центральных и региональных средствах массовой информации, рассмотрены на конференциях.
Однако существует целый ряд серьезных проблем в осуществлении реформирования:
• финансово слабые предприятия не только не имеют собственных возможностей оплатить услуги сторонних консультантов, но и привлечь для этих целей банковские кредиты,
• руководство муниципальных образований не всегда готово осуществлять комплексные мероприятия по обеспечению снижения дотационности муниципальных образований,
• финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом,
• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.
5.3. Информационная поддержка малого предпринимательства состоит:
• в информационно-аналитическом обеспечении системы принятия решений органов государственной власти в сфере малого предпринимательства,
• в информационном обеспечении субъектов малого предпринимательства.
Направление информационно-аналитического обеспечения осуществляется в соответствии с действующими областными нормативно-правовыми актами. Информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства формируется с учетом потребностей представителей инфраструктуры поддержки малого бизнеса на основании предпринимательских обращений. Разработанные банки данных передаются структурам поддержки предпринимательства, которые, в свою очередь, в процессе работы с ними актуализируют информационные массивы.
Сформированная в ЦПП система электронных баз и печатных справочников позволяет осуществлять информационно - консультационное обслуживание предпринимательских структур по направлениям обеспечения правовых, экономических и организационных условий их деятельности и дальнейшего развития.
В направлении обеспечения доступа широкому кругу предпринимателей к информации о мерах государственной поддержки, о результатах совместной деятельности органов власти и бизнеса Центр:
• разработал и развивает сайт в Интернете (http://www.cpp.avo.ru), который на сегодняшний момент содержит информацию о действующей системе поддержки предпринимательства во Владимирской области, ее приоритетах и основных направлениях,
• подготовил материалы для опубликования и провел встречи с представителями СМИ (освещены в СМИ: областные мероприятия - около 10, проблемные вопросы развития предпринимательской среды - более 5, единый информационный день по актуальным вопросам предпринимательства, пресс-конференция директора по вопросам налогообложения),
• подготовил информационно-методический бюллетень “Малое предпринимательство Владимирской области”,
• ежеквартально издается информационно-рекламный вестник “Бизнес для бизнеса”.
Проблемы:
• затратность направления,
• незавершенность концепции информационного обеспечения предпринимательства на федеральном уровне,
• финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом,
• высокая стоимость актуальных информационных услуг,
• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.
В перспективе представляется целесообразным сосредоточить усилия на специализированных информационных изданиях, сформированных на основе данных единого государственного реестра юридических лиц, на обеспечение открытости нормативно-правовой документации, регламентирующей порядок, условия, полномочия контролирующих органов.
6. Реализация специализированных программ в сфере малого и среднего предпринимательства.
Реализация на территории области специализированных региональных и муниципальных проектов и программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства призвана способствовать внедрению специализированных механизмов, привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов.
Основной целью данного направления является содействие в реализации общественными организациями проектов и программ, позволяющих внедрять специализированные механизмы, способствующие созданию благоприятных условий развития предпринимательства в регионе.
Пути и методы реализации указанной цели основываются на деятельности общественных организаций при содействии областных структур поддержки предпринимательства.
Основными мероприятиями в реализации данного направления является реализация пилотных проектов по обустройству автодорог, созданию бизнес-парков и бизнес-инкубаторов на базе неиспользуемых объектов областной и муниципальной собственности, развитие механизма лизинга, содействие структуризации предпринимательства (ассоциация консультантов, ассоциация рекламопроизводителей), развитие инновационного направления для привлечения ресурса крупных предприятий к проблемам малого бизнеса, создание управляющих компаний по управлению инвестициями и обеспечению имущественным комплексом с целью получения необходимых ресурсов на финансирование программы.
Среди негативных аспектов в работе по данному направлению можно отметить:
• недостаточное ресурсное обеспечение специализированных программ и проектов в сфере малого и среднего предпринимательства.
7. Сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства на межрегиональном уровне.
В рамках налаживания межрегиональных деловых связей в сфере предпринимательства ведется работа:
• по содействию в продвижении продукции, выпускаемой субъектами предпринимательской деятельности, через выставочно-ярмарочную деятельность, участие в организации и проведении конкурсов,
• по участию в работе семинаров, совещаний, “круглых столов”, рабочих встреч, проводимых на межрегиональном уровне (в 2002 году - более 10).
Основные проблемы для предпринимателей по вопросам участия в межрегиональных мероприятиях: высокая стоимость участия в данных мероприятиях, финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом.
Реализация государственной политики в сфере предпринимательства в условиях ограниченного ресурсного обеспечения осуществлялась посредством концентрации данных ресурсов на направлениях, обеспечивающих максимальный результат.
Использовались механизмы мультипликации, тиражирования полученных результатов, привлечения ресурса предпринимателей для достижения требуемых целей. Использовались также возможности и крупных предприятий как базы для развития малых, ресурс общественных объединений предпринимателей.
Для успешной реализации перспективных мероприятий государственной программы развития малого и среднего предпринимательства необходимы:
- механизмы передачи в доверительное управление государственной и муниципальной собственности с последующим привлечением части средств на реализацию мероприятий государственной программы развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области,
- механизмы долгосрочного ресурсного обеспечения перспективных мероприятий программы,
- развитие услуг в области консалтинга, мониторинга экономического состояния и уровня развития бизнеса организаций области на базе ассоциации специалистов по управлению и экономике,
- развитие механизмов лизинга, расширение меню лизинговых услуг,
- дальнейшая структуризация предпринимательской среды, финансовая поддержка общественных организаций на стадии становления посредством реализации пилотных проектов; расширение участия общественных организаций в принятие управленческих решений.
Информация представлена Центром поддержки предпринимательства администрации Владимирской области