Ростов-на-Дону, 2009
Администрация Ростовской области
1. Общие положения
Концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в Ростовской области на 2009-2011 годы (далее по тексту – Концепция) подготовлена с учетом необходимости создания правовых, методологических, финансовых и организационных условий для становления и развития региональной системы саморегулирования, как инструмента реализации экономической политики Ростовской области, региональных целевых и отраслевых программ.
Основанием для разработки Концепции служит действующая законодательная база (перечень законодательных актов указан в приложении 1 к Концепции).
Основные задачи Концепции, с учетом необходимости системного развития саморегулируемых организаций в Ростовской области, это:
- определение предпосылок для развития саморегулируемых организаций в Ростовской области;
- создание условий для развития саморегулируемых организаций в различных отраслях экономики.
Концепция определяет принципы и механизмы развития саморегулируемых организаций, их взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления.
К основным принципам относятся:
- системность – обеспечение функциональной взаимозависимости всех элементов областной системы саморегулирования;
- комплексность – создание благоприятных условий для развития саморегулируемых организаций с учетом всего спектра государственной поддержки;
- прозрачность – обеспечение открытого доступа к информации о деятельности саморегулируемых организаций через статистический учет, средства массовой информации и органы аудита, в целях защиты интересов членов этих организаций;
- распределение функций – привлечение общественных организаций, хозяйствующих субъектов к участию в реализации Концепции.
К механизмам развития саморегулируемых организаций относятся:
- формирование правового поля для развития саморегулируемых организаций посредством внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства;
- отработка системы контроля деятельности саморегулируемых организаций, в том числе внедрение аудита;
- создание рабочих групп на муниципальном уровне, с целью оказания консультационного содействия развитию системы саморегулирования.
Основные понятия, используемые в Концепции:
Саморегулируемые организации (далее СРО) – некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида, созданные в целях снижения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу путем разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Понятия «саморегулирование» и «саморегулируемые организации» в Концепции используются взаимозаменимо.
Областная система саморегулирования – совокупность саморегулируемых организаций и объединений предпринимателей (представителей профессий), обладающих отдельными атрибутивными признаками саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Ростовской области, а также областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных в развитии саморегулирования.
Сроки реализации Концепции.
Концепция рассчитана на 2009-2011 годы, что обусловлено необходимостью комплексного решения данной проблемы наряду с реализацией отраслевых региональных программ1, реализация которых приходится на данный период, таких как: Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы; Областная целевая программа "Молодежь Дона" на 2006-2010 годы; Областная целевая программа "Онкология" на 2007-2010 годы; Областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области" на 2007-2012 годы; Областная целевая программа профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007-2010 годы; Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2009 годы"; Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы; Областная целевая программа Развитие службы детства и родовспоможения в Ростовской области на 2008-2010 годы", Областная целевая программа «Развитие туризма в Ростовской области на 2008-2010 годы», а также федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года».
2. Ожидаемые результаты реализации Концепции:
- увеличение эффективности контроля за соблюдением норм и стандартов за счет использования механизма саморегулирования;
- вытеснение с рынка неэффективных и недобросовестных производителей товаров и услуг;
- повышение ответственности предприятий - членов саморегулируемых организаций перед потребителями;
- создание альтернативных механизмов разрешения споров, предприятий –членов саморегулируемых организаций и потребителей, а также членов саморегулируемых организаций и государства;
- снижение уровня административных барьеров для хозяйствующих субъектов;
- защита прав и интересов членов саморегулируемых организаций от незаконных действий органов государственной власти;
- снижение численности органов исполнительной власти путем более эффективного выполнения членами саморегулируемых организаций отдельных делегированных функций и полномочий органов исполнительной власти;
- сохранение за государственными органами всех основных контрольных функций и «возможность в любой момент вмешаться в процесс», взаимодействуя при этом не с огромным числом участников экономической деятельности, а с конкретными объединениями бизнеса.
Мониторинг реализации Концепции.
Мониторинг реализации Концепции осуществляется в следующем порядке:
Торгово-промышленной палатой Ростовской области –
- весь период в форме сбора, обобщения и анализа информации о принимаемых мерах по развитию саморегулируемых организаций;
- по мере необходимости, но не реже одного раза в год в форме подготовки отчета о ходе выполнения работы в рамках реализации Концепции.
Советом по предпринимательству при Администрации Ростовской области – по мере необходимости, но не реже одного раза в год в форме обсуждения отчета о ходе выполнения работы в рамках реализации Концепции.
3. Предпосылки для развития саморегулируемых организаций в Ростовской области.
В июле 2009 года был опубликован Мониторинг развития саморегулирования в регионах России, проведенный Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в целях оценки результативности усилий региональных властей по созданию условий для развития саморегулирования различных секторов экономики. Мониторинг охватил деятельность саморегулируемых организаций в таких сферах как:
- Арбитражное управление.
- Оценочная деятельность.
- Строительство.
- Аудиторская деятельность.
- Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.
- Рекламная деятельность.
- Кадастровая деятельность.
- Пищевая промышленность и сельское хозяйство.
- Иные сферы предпринимательской деятельности.
- Иные сферы профессиональной деятельности.
В сводном рейтинге регионов по развитию СРО Ростовская область занимает 16 место по численности саморегулируемых организаций. При этом в разрезе сфер экономической деятельности Ростовская область находится в верхней части рейтинговой таблицы по развитию СРО оценщиков (5 СРО), арбитражных управляющих (31 СРО), по развитию СРО, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности в иных сферах (13 СРО).
В середине рейтинга Ростовская область находится по развитию СРО:
- аудиторов (3 СРО),
- в строительстве (3 СРО),
- профессиональных участников рынка ценных бумаг (3 СРО),
- в сфере пищевой промышленности и сельского хозяйства (2 СРО),
- в сфере кадастровой деятельности (2 СРО).
В рейтинге субъектов РФ по развитию СРО, объединяющих субъектов профессиональной деятельности в иных сферах и в сфере рекламной деятельности Ростовская область вошла в число регионов, в которых не созданы СРО.
Проведение мониторинга НИСИП выявило проблемы, связанные с недостатком или отсутствием статистической информации о деятельности СРО. Таким образом, для определения причин, влияющих на тенденции развития СРО в тех или иных отраслях экономики, требуются более полные обследования.
По данным Министерства юстиции РФ в Ростовской области зарегистрировано более 430 некоммерческих партнерств, на базе которых возможно в дальнейшем создание СРО.
Наиболее перспективные отрасли для создания саморегулируемых организаций на территории Ростовской области в ближайшие 3 года - это:
- строительство, проектирование, инженерные изыскания;
- обслуживание жилищного фонда;
- сельское хозяйство
- автомобильный транспорт;
- рекламная деятельность;
- здравоохранение;
- туристические услуги;
- кредитная кооперация.
1 Утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 26 декабря 2008 года № 604.