Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О мерах по борьбе с коррупцией и созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса в г.Алматы

Туржанов С.А.,
Директор Департамента малого бизнеса
г.Алматы

20.06.2002г.

Уважаемые дамы и господа!

Не случайно сегодня на уровне официальных международных организаций происходит обсуждение вопросов, связанных с проявлениями коррупции,о методах и формах борьбы с ней как необходимого условия создания благоприятной среды для успешного развития предпринимательства.

Проявлениями коррупции озабочены многие национальные Правительства различных государств. То есть сегодня коррупция как антиобщественное явление носит международный характер. Не является исключением в этом смысле и Казахстан. Здесь я хочу остановиться на некоторых направлениях в нашей работе по профилактике проявлений коррупции в чиновничьей среде, борьбе с взяточничеством, злоупотреблениями служебным положением, незаконным вмешательством со стороны различных инспектирующих органов в хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса. Эту работу мы рассматриваем как одну из наиболее важных форм государственной поддержки предпринимательства. Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса являются административные и экономические барьеры, коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты, несовершенство законодательной базы и многое другое.

Обычной или даже можно сказать естественной реакцией малых предприятий на перечисленное является их уход в теневую экономику с целью снижения так называемых не производительных затрат, бюрократических рисков. Именно наличие большого теневого сектора не позволяет эффективно задействовать механизмы управления и регулирования экономикой, не дает представить реальную картину и прогнозировать развитие событий.

В результате страдают все: государство от недополучения доходов, население – от нехватки средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели – от проблем ведения двойной бухгалтерии. Сегодня мы должны создать такие условия, когда предпринимателю будет выгоднее работать легально, нежели нелегально. Нашим Департаментом направлено множество конкретных предложений по усовершенствованию действующего Налогового кодекса. Это вопросы легализации заработной платы, легализации скрытой занятости и другие. Если мы решим указанные проблемы через изменение законодательной базы путем снижения налогового бремени, выравнивания ставок налогов на имущество с физических и юридических лиц до 0,1%, значительного уменьшения подоходного налога, то и деятельность предпринимателей станет прозрачной, не оставляя возможности для нерадивых чиновников влиять на ход событий. По вопросам налогового законодательства я подробно говорил на нашей встрече с Вами в стенах городского акимата.

Наряду с недавно проведенной легализацией денег, важное значение имела бы и легализация имущества предпринимателей. С одной стороны, это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, а значит сборы налогов и поступлений в бюджет. С другой стороны, предприниматели будут заинтересованы:

во-первых, получить кредиты под залог легальных основных средств;

во-вторых, вернуть свои инвестиции путем включения амортизационных отчислений в соответствующую статью расходов. Возрастет деловая активность и значительно увеличатся внутренние инвестиции. По самым скромным подсчетам стоимость имущества действующих малых предприятий составляет свыше 8 млрд. долларов США (число малых предприятий в РК около 409 тыс. средняя стоимость имущества – 20 тыс. долларов).

Сложность ситуации заключается в противоречии между принятым Законом о легализации наличных денег и ранее приобретенным имуществом, о котором в Законе не сказано. В настоящее время у предпринимателей фактически нет свободных наличных денег, так как они находятся в обороте фирмы, поэтому им просто нечего легализовать.

Основная проблема заключается в том, что предприниматели, вложившие свои средства в производство на приобретение имущества, не могут его легализовать. Например, по Налоговому кодексу покупка свыше 2000 МРП считается личным доходом и, следовательно, должна облагаться самой высокой ставкой подоходного налога. В случае продажи имущества или, вообще, всего бизнеса, что вполне закономерный процесс, предприниматель несет всю полноту ответственности вплоть до уголовной, за якобы вновь приобретенные деньги. То есть предприниматель не может легально продать имущество, накопленное им в процессе своей деятельности. Поэтому к Закону о легализации капитала необходимо принять подзаконный акт, решающий указанную проблему.

Под легализацией капитала необходимо понимать полное освобождение, либо добровольное декларирование ранее скрытых от государства доходов и имущества, приобретенных в период не устоявшегося законодательства. Нужна не разовая акция, а необходим процесс легализации предпринимательской деятельности, как минимум, на 2 года.

Недавно по инициативе Департамента малого бизнеса совместно с общественными объединениями предпринимателей была проведена научно-практическая конференция по влиянию административного законодательства на развитие предпринимательства.

Принципиальные недостатки Административного кодекса, широкие полномочия правоприменителей создают условия для незаконного давления на конкурентов по бизнесу; и хуже того, дают действенные рычаги устранения их с рыночного поля посредством административных механизмов и санкций, заложенных в кодексе. Административный кодекс предоставляет неоправданно широкие полномочия должностным лицам контролирующих органов в части определения административных правонарушений практически в любой сфере деятельности и наложений взысканий на физические и юридические лица.

В статьях, устанавливающих штрафы за различные административные правонарушения, в большинстве случаев предусмотрена “вилка” штрафных санкций от 5-ти МРП до 20-ти и более как для физических так и для юридических лиц. В ряде статей установлены только верхние границы до 1000 МРП или 5,5 тыс. долларов США, что порождает неопределенность санкций. Выбор конкретного размера штрафа в каждом отдельном случае остается за должностным лицом этот штраф налагающим. Такой подход создает благоприятную почву для развития коррупции.

Ситуация сегодня обстоит таким образом, что Административный кодекс руководствуется интересами прежде всего фискальными, целями пополнения доходной части бюджета, а интересы граждан республики отходят на второй план. По итогам этой конференции участниками была принята резолюция и направлена в Правительство и Парламент РК. И на совещании у Премьер-Министра РК 15 апреля 2002 года сделано поручение Министерству государственных доходов рассмотреть и представить в Правительство РК до 1 июля 2002 года предложения о целесообразности внесения изменений в Закон РК “О бюджетной системе”, предусматривающих исключение из доходной части штрафов и пени, начисляемых в соответствии с Административным законодательством. Мы надеемся на положительное решение не только этой отдельно взятой проблемы, но и других, не менее судьбоносных для малого бизнеса, предложений по совершенствованию законодательной базы.

То есть мы ставим перед собой задачу организовать работу системно, через широкое обсуждение законов в сфере бизнеса и готовящихся проектов нормативно-правовых актов, касающихся деятельности предпринимателей, при непосредственном участии представителей общественных объединений. Сегодня их в Алматы зарегистрировано порядка 120, из которых активно работающими являются более 50. Сама жизнь диктует частникам объединяться и решать свои проблемы общими усилиями. Не может отдельно взятый предприниматель при всем многообразии сегодняшних законов оградит себя от неприятностей, содержать высококвалифицированных юристов, финансистов, умеющих правильно, грамотно и выгодно для фирмы строить взаимоотношения с банками-кредиторами, налоговыми и другими контрольно-надзорными органами. Поэтому мы считаем, что бизнес-ассоциации сегодня являются прогрессивной формой объединения частного сектора. Департамент малого бизнеса всячески поддерживает общественные объединения, инициируя их создание и развитие. Только в этом году с нашим непосредственным участием созданы и работают Ассоциация риэлторов, Ассоциация “Казахстанский маркетинг”, Казахстанская Ассоциация лизинга, Ассоциация рестораторов, Ассоциация предприятий по переработке твердо-бытовых отходов и другие.

Представители наших ассоциаций входят в состав многих Правительственных комиссий по поддержке и развитию предпринимательства и успешно сотрудничают с государственными структурами по различным направлениям.

На встрече Премьер-Министра РК с предпринимателями и их общественными объединениями 15 апреля было дано поручение Министерствам и ведомствам РК организовать работу по оказанию отраслевой поддержки бизнес-ассоциациям, вовлечению представителей общественных объединений к работе по осуществлению общественной экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов.

Приведу пример: в соответствии с Постановлением Правительства РК № 616 от 22 мая 1999 года “О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства РК” и решением Акима г.Алматы “О дополнительных мерах по укреплению противопожарной защиты объектов хозяйствования г.Алматы” предприниматель должен организовать на своем предприятии противопожарную службу, либо заключить договор на обслуживание с РГП “ОРТ СУНДИРИШ”. Как малому бизнесу содержать пожарные бригады? Вот прямой факт ущемления прав предпринимателей, который узаконен нормативно-правовыми актами двух уровней, создающих условия для возникновения коррупции. Хотя нужно отдать должное, что пожарные службы практически не требуют от предпринимателей исполнения этих условий. Но ведь эти документы никто не отменял, они остаются действующими. И в любой момент могут дать о себе знать. Считаю, что своевременно, на совещании состоявшемся 15 апреля сего года Премьер-Министр РК поручил Министерству гос.доходов в срок до 1 июня 2002 года разработать и внести в Правительство проект типового положения об Экспертных Советах при гос.органах. Думаю, мы в г.Алматы можем начать создание таких советов при Городской противопожарной службе, при ГорСЭУ, постепенно охватывая и другие гос.структуры. В состав экспертных советов должны войти представители общественных объединений предпринимателей. Тогда каждый нормативно-правовой акт, затрагивающий интересы бизнеса, будет проходить общественную экспертизу.

Уважаемые коллеги! В настоящее время Департамент малого бизнеса совместно с Дисциплинарным Советом г.Алматы и Городской прокуратурой проводит акцию “Бизнес и Власть” в поддержку предпринимателей нашего города. Через средства массовой информации сделано обращение к бизнесменам с просьбой о всех фактах незаконного вмешательства в их деятельность со стороны гос.органов сообщать по телефонам горячей линии или непосредственно обращаться к организаторам акции.

Все собранные материалы будут тщательно изучены рабочей комиссией с участием представителей Дисциплинарного Совета, Прокуратуры, общественных объединений предпринимателей. Выработаны предложения по принятию конкретных мер по каждому выявленному факту. Акцию предполагается завершить большим совещанием в городском Акимате с участием первых руководителей всех контрольно-надзорных органов города, представителей от бизнеса, средств массовой информации.

Безусловно, данное мероприятие послужит еще одним шагом вперед в нашей совместной работе по установлению законности во взаимоотношениях между бизнесом и властью.


Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости