Проблема совмещения функций государственного управления и хозяйственной деятельности тесно связана с искусственным созданием рынков определенных услуг, получение которых со стороны государственных или аффилированных структур является обязательным условием ведения хозяйственной деятельности. Проблема совмещения хозяйственных функций и функций государственного управления должна решаться в контексте общей политики дебюрократизации экономики. В этих случаях речь должна идти не о способе предоставления подобных услуг, а о целесообразности существования подобного рынка.
Платные услуги предоставляются государственными органами в силу разных оснований:
- прямые нормы законодательства Российской Федерации,
- на основании подзаконных актов, которые зачастую противоречат федеральному законодательству
- без какой-либо юридической базы (например, практика торговли бланками заявлений).
Во всех случаях имеется тенденция к созданию закрытой монополии: определенные услуги предоставляет одно или ограниченное количество продавцов (сами государственные органы, предприятия с государственным участием, аффилированные лица), что позволяет поддерживать цены на подобные услуги значительно выше себестоимости и обеспечивать сверхвысокую рентабельность подобного рода деятельности. Платежи за соответствующие услуги носят характер экономической ренты.
Заинтересованность в получении ренты ведет к возникновению сопротивления попыткам упростить систему административного регулирования и повысить ее прозрачность, в также стремление к введению новых механизмов регулирования и мер контроля. Соответственно растут и издержки проверяемых, связанные с непроизводительными затратами времени и “теневыми” выплатами. При этом вносятся искажения в механизмы конкуренции, т.к. цены на подобные услуги устанавливаются часто дифференцированно в зависимости от категории потребителей, что особенно заметно на региональном уровне.
В то же время полное устранение практики применения таких услуг невозможно - она должна быть сведена к минимуму и в основном осуществляться только на основе законодательства. Поэтому необходимо принятие системы стандартов оказания таких услуг государственными органами, которые должны обеспечить формализацию, доступность и меньший уровень затрат (как финансовых, так и временных) при оказании таких услуг. В частности, такие стандарты могут устанавливать оптимальные сроки, размер оплаты и принципы ее установления (плата не должна зависеть от формы собственности и устанавливаться в зависимости от реальных затрат на оказание услуг), состав сведений, которые необходимо предоставить для получения таких услуг со стороны заявителя (не должны требоваться сведения, которые не являются необходимыми для оказания такой услуги и определения ее цены, мелкие ошибки и неточности не должны служить основанием для отказа).
Кроме того, стандарты будут определять и предоставление органами исполнительной власти информации о мерах регулирования, планах их введения или изменения, правилах оказания услуг, а также ходе рассмотрения заявлений, когда это необходимо.
В целях упорядочения системы предоставления платных услуг необходима разработка единого перечня (реестра) платных услуг, которые вправе оказывать тот или иной орган исполнительной власти в лице своих структурных подразделений (унитарных предприятий) и закрепление указанного перечня в постановлениях Правительства Российской Федерации.
В частности, необходимо разработать порядок определения непосредственных исполнителей услуг, связанных с реализацией функций государственного управления. Услуги должны оказываться либо непосредственно государственным органом в соответствии с перечнем, либо исполнители должны выбираться путем открытой процедуры (аккредитации), причем право оказывать услуги (получить аккредитацию) должно иметь любое юридическое лицо, соответствующее заявленным требованиям (наличие персонала, оборудования, опыта работы и т.п.). В случае, если право предоставления платных услуг не может быть передано нескольким организациям, исполнитель должен выбираться на основании открытого тендера.